Для качественного выполнения задач, стоящих перед психологом, ему необходимо использовать в своей деятельности передовые технологии, в том числе и информационные.
Помощь компьютера позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождает время и помогает систематизировать и теоретический и диагностический материал по различным направлениям, таким как: психопросвещение и психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция и развитие.
Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе четвертные и недельные планы. Помогает в планировании и подготовке тренинговых занятий.
Сам процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. Результаты психологических диагностик сводятся в сводные таблицы. Наличие компьютера позволяет делать универсальные таблицы, аналитические справки, которые потом просто заполняются.
|
|
Использование информационных технологий значительно сокращает время тестирования и обработки полученных результатов. В работе психологической службы используют как готовые методики и программы, так и созданные на основе тестовой оболочки.
Кроме программно-методического комплекса, имеется возможность накапливать различные компьютеризированные тесты: тест Равена, тест Люшера, тест Айзенка, тесты профессионального отбора (программа Optant), которые автоматизируют математическую обработку данных психодиагностики, таким образом сокращая время и давая возможность охватить большее количество учащихся.
Компьютер является активным помощником психолога, так как позволяет иллюстрировать и разнообразить любой материал при подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий, научно-исследовательской и психопросветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей.
Таким образом, использование информационных технологий дало возможность:
- классифицировать и систематизировать накопленный психологом теоретический и диагностический материал;
- представить к сведению и размышлению наиболее интересные материалы теоретических и практических исследований в области психологии обучения, воспитания не только непосредственным участникам учебно-воспитательного процесса (ученикам, родителям, учителям), но и широкому кругу заинтересованных лиц на сайте школы, главной целью которого является расширение информационного образовательного пространства школы.
|
|
Практическое задание № 25 к вопросу «Методика организации и руководства самостоятельной работой учащихся и студентов при изучении психологии».
Важной формой освоения теоретического содержания по психологии является самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа играет большую роль в формировании ценностно-смыслового отношения студентов к психологическому знанию. Смысловой опыт, опыт отношения субъекта к определенному роду предметов, приобретенный в предшествующих действиях на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях, фиксируется, приобретает реального носителя; происходит экстериоризация личностных ценностей в ее поступках и деяниях.
Основными направлениями самостоятельной работы студентов при изучении психологии могут выступить следующие:
1) освоение категориального строя психологии, изучение теоретических источников, анализ основных направлений и подходов; формирование антропологического взгляда на себя и на мир;
2) целеполагание и индивидуальное планирование процесса овладения психологическими знаниями;
3) диагностика, самопознание и самооценка личностных и профессиональных особенностей;
4) освоение методов коррекции выявленных недостатков, приемов психической саморегуляции; тренировка внимания, памяти, мышления и т.п.; приобретение культуры работы со своим внутренним миром; развитие и совершенствование профессионально значимых качеств, свойств, черт;
5) формирование собственной учебной деятельности; развитие интеллектуальной сферы; освоение рациональных приемов запоминания, накопления, переработки и фиксации научной информации, умений конспектировать, выделять главное, проводить сравнительный анализ и т.д.;
6) рассмотрение различных развивающих программ обучения, опыта учителей-новаторов; моделирование содержания педагогической деятельности; становление рефлексивного сознания и основных профессиональных позиций;
7) овладение психологическим инструментарием педагогической деятельности: методами и методиками исследования конкретных сторон школьной реальности, средствами и техниками обучения, воспитания и развития учащихся различных возрастов;
8) самостоятельное изучение и представление в докладах, сообщениях и рефератах заинтересовавших проблем;
9) выполнение индивидуальных творческих заданий, курсовых и дипломных проектов;
10) разработка и применение психологически обоснованных уроков, воспитательных мероприятий; создание комплекса коррекционных и развивающих игр и упражнений для учащихся; написание рекомендаций по актуальным вопросам для родителей и учителей; подготовка методических пособий; составление картотеки литературы, необходимой педагогу-практику.