основные функции, которые выполняет проверка и оценка знаний, умений и навыков в учебном процессе.
1. Ориентирующая: текущая оценка дает учащемуся ориентир (обратную связь) с точки зрения того, насколько успешно он усвоил определенные знания, умения и навыки, и таким образом способствует их корректировке и совершенствованию.
2. Стимулирующая.
3. Аттестационная (контролирующая). Данная функция проявляется в выявлении знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных ими на определенном этапе обучения. Контроль призван гарантировать достижение целей соответствующей образовательной программы
Виды проверки знаний при обучении психологии:
Опрос может быть устным или письменным. Устный опрос имеет то преимущество, что: 1) позволяет экзаменатору задавать уточняющие вопросы по содержанию излагаемого материала, которые выявляют осмысленность его понимания студентом; 2) дает возможность исключить случайные недочеты в воспроизведении материала; 3) проверяет умение студента строить связный монолог.
Опрос может быть свободным и программированным. Свободный опрос подразумевает ответ на широко поставленный вопрос. Программированный опрос предполагает постановку конкретных вопросов. Типичный пример такого опроса представляют тесты.
Практические задания также могут быть свободными или программированными. Проверка знаний и умений может быть индивидуальной или фронтальной, в зависимости от того, осуществляется ли она индивидуально с каждым студентом или сразу с группой. Фронтальный вид проверки обладает безусловным преимуществом с точки зрения экономии времени преподавателя, однако не позволяет в достаточной мере реализовать индивидуальный подход к студенту. Полезно использование письменного фронтального экспресс-опроса в начале лекции, семинарского или практического занятия. Как показывает опыт, проведение такой проверки существенно повышает их мотивацию в подготовке к занятиям.
В зависимости от того, осуществляет ли проверку один экзаменатор или несколько, можно выделить персональную и экспертную проверку знаний. Персональная проверка проводится одним экзаменатором, экспертная — группой экзаменаторов. Очевидно, что экспертная проверка придает оценке большую объективность. Поэтому она используется в тех случаях, когда требования к объективности особенно важны, например в ситуации государственного экзамена или защиты дипломной работы.
Следует различать также однократную и распределенную проверку знаний. Экзамен по предмету во время сессии представляет собой типичный пример однократной проверки.
Распределенная проверка подразумевает, что весь объем знаний, подлежащих проверке, разбивается на определенные порции. Оценка знаний по предмету в целом осуществляется в виде накопительного балла. Такую форму оценки в последнее время называют рейтинговой.
Рейтинговое оценивание. Возможность достичь полноты, достоверности, объективности в оценке знаний дает рейтинговая система оценки успеваемости.
Эта система построена на использовании кумулятивной (накопительной) оценки успеваемости. Рейтинговая система учитывает трудоемкость разных видов учебной работы с помощью зачетных единиц.
гибкость, дифференцированность и комплексный характер — главные достоинства, которыми характеризуется рейтинговая система.
К основным формам проверки знаний учащихся и студентов относятся: коллоквиум, зачет, экзамен, контрольная работа, поурочное оценивание, тесты, рейтинговое оценивание, выполнение квалификационных работ.
Зачет представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую альтернативную оценку и соответственно бинарную отметку: «зачет» или «незачет». «Зачет» ставится в том случае, если студент выполнил задание, дал правильный ответ, усвоил учебный материал. «Незачет» ставится в том случае, если студент не выполнил задания, дал неправильный ответ, не усвоил материал.
Экзамен представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций.
При оценивании ответов студентов экзаменатор обычно руководствуется следующими критериями:
1. полнота и содержательность ответов на вопросы;
2. умение отобрать существенный материал для раскрытия поставленных вопросов;
3. логичность и последовательность в раскрытии вопросов;
4. точность в описании фактов, изложении теорий и формулировке понятий;
5. умение привести примеры, иллюстрирующие излагаемый материал (особенно ценятся самостоятельно подобранные примеры);
6. умение делать выводы;
7. умение стилистически и грамматически правильно оформить ответ;
8. умение уложиться в отведенное время;
9. умение отвечать на поставленные экзаменатором вопросы.






