Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Консультация для педагогов

Пинькова Н.В.,

практический психолог

Донецкого республиканского учебно-методического центра

психологической службы системы образования

 

Главной задачей практической и теоретической педагогики является преодоление неуспеваемости обучающихся. Причинами данной проблемы могут быть неподготовленность ребенка к школе, состояния, вызванные длительной болезнью, неблагоприятные условия в семье. Однако, одной из основных причин трудности в обучении является задержка психического развития (ЗПР). При обучении школьников данной категории необходимы знания о психолого-педагогических особенностях детей с ЗПР.

Важнейшим условием в усвоении учебного материала является достаточно развитые внимание и память. У детей с ЗПР неустойчивое внимание, они не могут длительно заниматься одной деятельностью. Необходимо отметить, что неустойчивость внимания проявляется по-разному. У одних детей отмечается сосредоточенность в начале урока, затем она снижается, у других детей максимальная напряженность уровня внимания устанавливается после некоторой деятельности, а третьим присуща периодичность в сосредоточении внимания. У детей с ЗПР низкая концентрация внимания, им трудно сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности. Снижают концентрацию внимания и сложность задания, и большой объем работы, особенно после занятий, которые требуют интенсивного умственного напряжения.

Обучающиеся легко отвлекаются на уроках при появлении различных раздражителей: стук в дверь, шум в коридоре и т.д. Для детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного рассказа такие дети начинают отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования.

Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала. Школьники с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, они быстро забывают изученное. Дети значительно хуже воспроизводят словесный материал, тратят на припоминание больше времени, при этом самостоятельно не предпринимают попыток добиться более полного припоминания, редко применяют для этого вспомогательные приемы.

Нарушения восприятия у детей с ЗПР проявляются в затруднении в оценке идентичности форм предметов, которые он воспринимает с помощью зрения и осязания. Также они испытывает затруднения при воспроизведении ритма, которое он воспринимает на слух, графически или моторно. Дети недостаточно ориентируются в частях собственного тела.

При рисовании геометрических фигур обучающиеся не могут передать форму и пропорции, неправильно изображают углы, линии и их соединения. На рисунках фигуры человека дети с ЗПР допускают ошибки: некоторые важные детали изображены примитивно или вовсе отсутствуют, не соблюдены пропорции частей тела человека.

Отставание в развитии у детей с ЗПР происходит во всей структуре мыслительного процесса. Обучающиеся проявляют низкую познавательную активность, пытаются избегать любых интеллектуальных усилий, вплоть до отказа от заданий. Такие дети не ставят цель, не планируют свои действия и не заинтересованы в результатахдеятельности.

Дети с ЗПР пытаются быстро получить задание и сразу приступить к его выполнению. Обучающиеся заинтересованы не качеством работы, а побыстрее закончить ее. Как следствие дети не учитывают условия задания в полном объеме, отсутствуют способы решения.

У детей с ЗПР наиболее развито наглядно-действенное мышление. Словесно-логическое мышление значительно отстает от нормально развивающихся школьников. Обучающиеся не могут выделить главное, их внимание привлекают мелкие детали, сравнивают по несущественным признакам, классифицирует часто правильно, но полученный результат объяснить не может. Дети не умеют рассуждать, делать выводы, дают необдуманные ответы.

Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий и даже от посещения школы.

Учитывая все вышесказанное, детям данной категории необходим особый подход.

Учителю необходимо формировать активную позицию школьника: чувства должного отношения к учебе, школе, ситуацию осознанного личного выбора заданий, их сложности и количества, а также создавать ситуацию активности в совместной деятельности обучающихся.

Важное значение имеет  благоприятная атмосфера в классе, мягкий доброжелательный тон учителя, создание ситуации успеха в учебной деятельности. Для предупреждения переутомления детей с ЗПР необходимо переключать их с одного вида деятельности на другой, включать в занятия игровые моменты, физкультминутки.Темп урока должен соответствовать возможностям обучающихся.

Необходимым условием урока является четкое обобщение каждого этапа. Новый материал необходимо объяснять по частям, небольшими порциями, постепенноегоусложняя.

Так как у детей с ЗПР наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении, то необходимо находить способы облегчения заданий: дополнительные наводящие вопросы, наглядность, образцы решения задач, приемы – предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач, помощь в выполнении определенных операций.

Необходимо обучать действию по словесному образцу. Нначинать с объяснения основной функции образца, а затем вычленения его из текста. Действия с образцом отрабатываются сначала на одном упражнении, а затем предлагают ученику выполнить несколько заданий. Нужно, чтобы обучающиеся сверяли свои действия с образцом, совместно анализировали допущенные ошибки и исправляли их.

Следует обучать детей понимать формулировки заданий, которые часто содержат слова и словосочетание, которые обучающиеся не понимают. Для этого учитель объясняет трудные слова, словосочетания, формулировки, а затем ставит вопрос, требующий самостоятельного ответа. Нужно добиваться того, чтобы школьники могли своими словами рассказать, что от них требуется выполнить.

Важно уделять внимание на выполнения инструкции с несколькими заданиями. Надо обучать детей внимательно слушать инструкцию, представить ее и запомнить, что необходимо сделать.

Педагог должен формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, умения организовать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Для самостоятельной деятельности необходимо учителю разрабатывать дидактический материал различной сложности, различного объема. Педагогу необходимо развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. Для этого отводить время на самопроверку и взаимопроверку.

Следует отметить, что школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержке, интеллектуальной стимуляции имеют благоприятный прогноз.

 

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: