Архитектурный ансамбль – гармоническое (целостное) единство композиции зданий, инженерных сооружений. Образ ансамбля зависит от времени года, освещения, рельефа местности, присутствия или отсутствия людей[1].
Блик - самое светлое место на предмете, расположено там, где свет источника отражается от поверхности изображаемого предмета.
Валер -в живописи и графике - оттенок тона, возникающий в соотношении света и тени. Термин для обозначения всех градаций тона в пределах одного цвета. На практике дает тонкость цветовых переходов. Применяется художниками-колористами.
Графика (греч.γραφικος — письменный, от греч. γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, он играет второстепенную роль[4].
Композиция -распределение предметов и фигур в пространстве, соотношение объемов, света, тени, пятен[6].
|
|
Набросок – произведение живописи, графики (скульптуры небольших размеров), бело выполненное с натуры, либо по памяти. Быстрая фиксация отдельных наблюдений или замысла. Приближается к эскизу[2].
Обратная тень -место в собственной или падающей тени, закрытое от рефлексов поверхности, на которой расположен предмет. Такой порядок расположения фаз тени характерен для изогнутых (закругленных) поверхностей.
Падающая тень -самая темная фаза теней (в случае, если цвет предмета, на который падает тень, и цвет предмета, от которого падает тень, одинаковы). Чем дальше предмет, от которого падает тень, тем светлее тон этой тени и менее четки границы[4].
Перспектива – система изображения объемных тел на плоскости, передающая их расположение в пространстве, в том числе удаленность от зрителя[7].
Полутень или полутона -место, где происходит переход между светом и тенью, или между рефлексом и тенью, соответственно это место темнее света или рефлекса, но светлее тени. В эти места свет попадает или под углом меньше 90 °, или проходит по касательной.
Рефлекс -в живописи, реже в графике - отсвет цвета и света на каком-либо предмете от окружающих объектов (в том числе природных). Сложная взаимосвязь частей целого.
Свет -освещенная часть поверхности предмета, на которую свет попадает под углом 90 ° (нормально). Иногда этот свет называют корпусным или прямым[4].
Стаффаж – небольшие фигуры людей и животных, изображаемые для оживления вида пейзажа и имеющие второстепенное значение[2].
Тень или собственная тень предмета -это самое темное место на предмете, на котором нет ни прямого, ни отраженного света. В этом месте предмет освещен лишь рассеянным светом[4].
|
|
Точка схода - точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предметах[7].
Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или его части. Отличается беглой манерой исполнения, но может быть детально проработан. Эскиз может иметь значение как самостоятельное произведение[4].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архитектурный ансамбль [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - М., 2013. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. - (8.10.2014).
2. Барщ, А. О. Рисунок в средней художественной школе [Текст] / А.О. Барщ. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. - 120 с.: ил.
3. Изучение графических материалов в художественной школе на занятиях рисунком [Электронный ресурс] // Библиофонд: электронная библиотека. - 2003 - 2009. - Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=584551/. - (6.10.2014).
4. Словарь терминов [Электронный ресурс] / Российская академия художеств // Российская академия художеств. - М., 2008 - 2011. - Режим доступа: http://www.rah.ru/science/glossary/. - (5.10.2014).
5. Смирнов, Г. Б. Рисунок пейзажа [Текст]: пособие по рисунку для студентов заочников / Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский. - М.: Просвещение, 1975. – 159 с.: ил.
6. Художественные материалы для рисунка [Электронный ресурс] // Художественные техники: всё об изобразительном искусстве и материалах для творчества. - 2013.- Режим доступа: http://arttechnica.info/hudozhestvenny-e-materialy-dlya-risunka/. - (6.10.2014).
7. Шешко, И. Б. Построение и перспектива рисунка [Текст]: учеб.пособие для вузов / И.Б. Шешко. - 3-е изд. - Минск: Высшая школа, 1981. – 56 с.: ил.
ЗАДАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
1) Линейные зарисовки растений (листьев, фрагментов) – формат А3, 5 шт. на 1 листе, твердые материалы
2) Тональные зарисовки деревьев и кустарников – формат А4, 5 шт., простой карандаш
3) Тональные зарисовки животных и птиц - формат А3, 5-8 шт. на 1 листе, простой карандаш
4) Пейзаж с передачей плановости – формат А3, 10 шт., мягкие материалы
5) Пейзаж с водоемом – формат А4, 10 шт., мягкие, жидкие материалы
6) Линейные зарисовки людей – формат А5, 30 шт., мягкие, твердые материалы
ЗАДАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
1) Линейные зарисовки людей – формат А5, 30 шт., мягкие, твердые материалы
2) Зарисовки пейзажа со стаффажем – формат А4, 10 шт., мягкие, твердые материалы
3) Пейзаж с панорамой улиц – формат А4, 10 шт., твердые материалы
4) Пейзаж с изображением архитектуры и городского ансамбля – формат А4, 10 шт., мягкие, жидкие материалы
5) Пейзаж с изображением архитектуры и городского ансамбля – формат А3, 10 шт., твердые, мягкие материалы