Словарь профессиональных терминов

Архитектурный ансамбль – гармоническое (целостное) единство композиции зданий, инженерных сооружений. Образ ансамбля зависит от времени года, освещения, рельефа местности, присутствия или отсутствия людей[1].

Блик - самое светлое место на предмете, расположено там, где свет источника отражается от поверхности изображаемого предмета.

 

Валер -в живописи и графике - оттенок тона, возникающий в соотношении света и тени. Термин для обозначения всех градаций тона в пределах одного цвета. На практике дает тонкость цветовых переходов. Применяется художниками-колористами.

 

Графика (греч.γραφικος — письменный, от греч. γραφω –  пишу) –  вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, он играет второстепенную роль[4].

Композиция -распределение предметов и фигур в пространстве, соотношение объемов, света, тени, пятен[6].

Набросок – произведение живописи, графики (скульптуры небольших размеров), бело выполненное с натуры, либо по памяти. Быстрая фиксация отдельных наблюдений или замысла. Приближается к эскизу[2].

Обратная тень -место в собственной или падающей тени, закрытое от рефлексов поверхности, на которой расположен предмет. Такой порядок расположения фаз тени характерен для изогнутых (закругленных) поверхностей.

 

Падающая тень -самая темная фаза теней (в случае, если цвет предмета, на который падает тень, и цвет предмета, от которого падает тень, одинаковы). Чем дальше предмет, от которого падает тень, тем светлее тон этой тени и менее четки границы[4].

 

Перспектива – система изображения объемных тел на плоскости, передающая их расположение в пространстве, в том числе удаленность от зрителя[7].

Полутень или полутона -место, где происходит переход между светом и тенью, или между рефлексом и тенью, соответственно это место темнее света или рефлекса, но светлее тени. В эти места свет попадает или под углом меньше 90 °, или проходит по касательной.

 

Рефлекс -в живописи, реже в графике - отсвет цвета и света на каком-либо предмете от окружающих объектов (в том числе природных). Сложная взаимосвязь частей целого.

 

Свет -освещенная часть поверхности предмета, на которую свет попадает под углом 90 ° (нормально). Иногда этот свет называют корпусным или прямым[4].

Стаффаж – небольшие фигуры людей и животных, изображаемые для оживления вида пейзажа и имеющие второстепенное значение[2].

Тень или собственная тень предмета -это самое темное место на предмете, на котором нет ни прямого, ни отраженного света. В этом месте предмет освещен лишь рассеянным светом[4].

Точка схода - точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предметах[7].

 

Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или его части. Отличается беглой манерой исполнения, но может быть детально проработан. Эскиз может иметь значение как самостоятельное произведение[4].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Архитектурный ансамбль [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - М., 2013. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. - (8.10.2014).

2. Барщ, А. О. Рисунок в средней художественной школе [Текст] / А.О. Барщ. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. - 120 с.: ил.

3. Изучение графических материалов в художественной школе на занятиях рисунком [Электронный ресурс] // Библиофонд: электронная библиотека. - 2003 - 2009. - Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=584551/. - (6.10.2014).

4. Словарь терминов [Электронный ресурс] / Российская академия художеств // Российская академия художеств. - М., 2008 - 2011. - Режим доступа: http://www.rah.ru/science/glossary/. - (5.10.2014).

5. Смирнов, Г. Б. Рисунок пейзажа [Текст]: пособие по рисунку для студентов заочников / Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский. - М.: Просвещение, 1975. – 159 с.: ил.

6. Художественные материалы для рисунка [Электронный ресурс] // Художественные техники: всё об изобразительном искусстве и материалах для творчества. - 2013.- Режим доступа: http://arttechnica.info/hudozhestvenny-e-materialy-dlya-risunka/. - (6.10.2014).

7. Шешко, И. Б. Построение и перспектива рисунка [Текст]: учеб.пособие для вузов / И.Б. Шешко. - 3-е изд. - Минск: Высшая школа, 1981. – 56 с.: ил.


 


ЗАДАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

 

1) Линейные зарисовки растений (листьев, фрагментов) – формат А3, 5 шт. на 1 листе, твердые материалы

2) Тональные зарисовки деревьев и кустарников – формат А4, 5 шт., простой карандаш

3) Тональные зарисовки животных и птиц - формат А3, 5-8 шт. на 1 листе, простой карандаш

4) Пейзаж с передачей плановости – формат А3, 10 шт., мягкие материалы

5) Пейзаж с водоемом – формат А4, 10 шт., мягкие, жидкие материалы

6) Линейные зарисовки людей – формат А5, 30 шт., мягкие, твердые материалы

ЗАДАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

 

1) Линейные зарисовки людей – формат А5, 30 шт., мягкие, твердые материалы

2) Зарисовки пейзажа со стаффажем – формат А4, 10 шт., мягкие, твердые материалы

3) Пейзаж с панорамой улиц – формат А4, 10 шт., твердые материалы

4) Пейзаж с изображением архитектуры и городского ансамбля – формат А4, 10 шт., мягкие, жидкие материалы

5) Пейзаж с изображением архитектуры и городского ансамбля – формат А3, 10 шт., твердые, мягкие материалы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: