Постановка учебной задачи

ПОЭТАПНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

Класс: 6 «Б»

Тема: Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Цель: формирование понятия мотива в лирике

Задачи:

- углубить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова;

- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;

- развивать умение выделять главное в тексте;

- развивать навыки самоконтроля;

- развивать монологическую речь;

- совершенствовать навыки анализа и обобщения.

- совершенствовать навыки общения;

- воспитывать интерес к лирике М.Ю.Лермонтова.

Планируемые результаты:

· Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к теме и идее стихотворения, их оценка; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников (словари, дополнительная литература и др.)

· Метапредметные:
Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.

· Регулятивные: умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.

· Коммуникативны е: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умения работать в микрогруппе (паре); проявлении взаимопомощи, поддержки, умение договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

· Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка; владение литературоведческой терминологией.
В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к творчеству М.Ю.Лермонтова; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к поэзии.
В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере: понимание образной природы литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.






Мотивация учебной деятельности

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности.

В начале урока учитель приводит стихотворение замечательного русского поэта М. Ю. Лермонтова «Одиночество», написанное в 1830 г., когда поэту было 16 лет.

СОДЕРЖАНИЕ - эмоциональность речи учителя; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни и др.

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье- все готовы:-

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят будто сны.

(«Одиночество» 1830г.)

После данных строк следует вопрос: «Скажите, каким чувством проникнуты эти строки?». После всех вариантов ответов дает свой: «Да, действительно, строки этого стихотворения проникнуты чувством одиночества, оно так и называется"Одиночество"».

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - быстрое включение учеников в деловой ритм, полная внутренняя готовность к учебной деятельности.

Показателями являются: сконцентрированное внимание на стихотворение, задаваемых вопросов, активное участие в ответах на поставленные вопросы.

Актуализация знаний и умений

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.

Проверка уровня владения знаний (соотнесение теоритических понятий) полученных ранее для успешного выполнения учебной задачи.

СОДЕРЖАНИЕ - выяснение с помощью вопросов и заданий, что уже знают и умеют ученики для освоения новой темы, создание ситуации затруднения в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Учитель дает сопоставительную таблицу

1. Необычный порядок слов     А) Метафора  
2. Употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета или явления с другим.     Б) Эпитет
3. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.     В) Инверсия
4. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.     Г) Тема
5. Противопоставление картин, образов, понятий.     Д) Олицетворение
6. Круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.   И) Антитеза

После выполненного задание идет сравнение с образцом и оцените по критериям: 1.- В; 2. - А; 3 - Б; 4- Д; 5- И; 6 – Г.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - определение границы между знанием и незнанием.

Данное задание помогает учителю установить уровень владения теоретических знаний учеников, а его проверка способствует устранению пробелов в знаниях.

Постановка учебной задачи

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – постановка целей учебной деятельности

Цель на данном этапе: сформулировать представление о понятии мотив

СОДЕРЖАНИЕ - выявление причины затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока.

Учитель предлагает провести исследование на тему: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова».

Все наблюдения записываются в рабочие листы, подготовленные учителем раннее.

Из данной темы ученики пытаются сформулировать цель работы.

Учитель дает пояснение понятия «мотив» из Лермонтовской энциклопедии.

Мотив (от лат. moveo – двигаю) устойчивый смысловой элемент художественного текста.

(Лермонтовская энциклопедия).

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – формулировка цели и темы урока в совместной деятельности учителя и учеников (или самостоятельно учениками).

Показателем является формирование понятия «мотив».

Освоение нового учебного материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - освоение новых знаний и умений.

Учитель дает подстрочный перевод Г. Гейне «Сосна» и стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…», чтобы проследить мотивы в двух стихотворениях и провести сопоставительный анализ.

СОДЕРЖАНИЕ – создание в ходе обсуждения с учениками плана достижения цели, разработка алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу.

Дается аудиозапись стихотворений.

Учитель делает пояснение данным стихотворениям:

Стихотворение «На севере диком..» - художественный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «EinFichtenbaum» («Сосна»), которое было написано в 1822 году и входило в большой цикл стихотворений о любви. Прослушаем и его в оригинале.

Михаил Юрьевич Лермонтов пишет стих-е «На севередиком…» незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 году. Предлагаю послушать стих-е в исполнении народного артиста России М.Казакова.

В подстрочном переводе стихотворения Гейне «EinFichtenbaum» («Сосна») не может быть рифмы, не сохранен и ритм, так как это дословный перевод. Поэтому мы его не можем назвать его стихотворением. Есть такой термин-подстрочник (читает учитель, на партах распечатанный текст).

Сосна стоит одиноко

На севере, на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают ее лед и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале...

Также учитель предлагает провести сопоставительный анализ данных стихотворений. Работа осуществляется в парах.

План анализа Г. Гейне«Сосна» (вольный перевод) М.Ю.Лермонтов«На севере диком…»
Образы Мечтающая сосна; пальма Одинокая сосна, прекрасная пальма
Средства художественной выразительности: На севере…. На холодной вершине …белым покрывалом Окутывают её лед и снег …на пылающей скале …далеко на востоке Она мечтает Одиноко и молча печалится На севере диком (эпитет, инверсия) На голой вершине (эпитет, инверсия) …снегом сыпучим (эпитет, инверсия) Одета, как ризой, она (сравнение) …на утесе горючем …в пустыне далекой (антитеза) Ей снится… Одна и грустна…растёт
Тема   Тоска по далёкой возлюбленной     Тоска, вызванная одиночеством
Вывод: - Удалось ли М.Ю.Лермонтову передать мысль Г.Гейне об одиночестве и невозможности счастья? - Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение -Можно ли считать стих-е Лермонтова самостоятельным, оригинальным?

 

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – выбор средств для построения нового знания: изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

Показателями являются: сконцентрированные внимание при прослушивание стихотворений, выполнение заданий с данными стихотворениями (сопоставительный анализ по таблице), активное участие учеников в беседе, ответы на поставленные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: