Авторская песня (Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич)

Поэты-шестидесятники (Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Б.Ахмадуллина).

Авторская песня (Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич).

 

1. Поэты-шестидесятники (Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Б.Ахмадуллина).

 

В 50-е годы в литературу вступило новое поколение поэтов, чья юность прошла в послевоенное время. Наибольшего расцвета их творчество достигло в 1960-ые годы, что обусловило их стремление в своём творчестве воплотить черты духовного облика «человека нового времени». Именно эта тесная связь с современностью и дала название этому поколению советских поэтов: шестидесятники. Говоря о влиянии предшественников, в первую очередь следует назвать имена В.В. Маяковского и С.А. Есенина.

Яркой фигурой среди шестидесятников был Е.А. Евтушенко, наиболее значимым произведением которого стала поэма «Братская ГЭС» (1964). Здесь скрестились идеи и мотивы, разбросанные по большому числу его стихотворений и поэм. История России раскрыта в этой поэме как история борьбы народа и его лучших представителей за свободу и лучшее будущее страны. Запечатлены основные этапы революционного движения в России, начиная со Степана Разина. История России дана в лицах: Разин, Пушкин, Чернышевский. Что характерно, каждое лицо поэмы показано в особенно тяжёлый и печальный для него момент. Основная концепция: искра свободы переходит из поколения в поколение. В главе «Ярмарка в Симбирске» появляется образ юного Ленина. Этот эпизод тоже переведён в метафорический план: большевики хотели привести к нормальной жизни нищую и несчастную, валяющуюся в грязи Россию. Мотив веры в лучшее будущее России. Далее следуют главы об эпохе революции и основных этапах советского времени. Автор выражает надежду, что всё страшное позади, а впереди советского человека ждёт прекрасная и светлая жизнь. Главная проблема поэмы – свобода, политическая и душевная, освобождение от тоталитарных стереотипов. А поэт оказывается поборником народных, демократических идеалов: «Поэт в России — больше, чем поэт./ В ней суждено поэтам рождаться/ Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,/ Кому уюта нет, покоя нет».

Роберт Рождественский выступает в советской поэзии как прямой продолжатель Маяковского, для него характерны декламация, плакатность, ораторский стиль. Наиболее ярким произведением Рождественского является поэма «Реквием», где прославляется подвиг защитников Родины от фашизма. Поэт призывает к тому, чтобы трудовые подвиги советского человека осуществлялись на такой же высоте. Рождественский выступает и против обезличивания: «Винтики»: перестать относиться к человеку как к винтику. Время опровергло многие прогнозы Евтушенко и Рождественского, особенно касающиеся политических и исторических перспектив. Но и сегодня сохраняет своё значение «Поэма о различных точках зрения» Рождественского, в которой поэт стремится понять смысл жизни. Сталкивая различные взгляды на данный вопрос, поэт гневно обрушивается на современное мещанство и обывателей, для которых нет общечеловеческих идеалов и нормой является растительное существование: «А куда нам — мыслить?/ А чего нам — мыслить?/ Это ж — самому себе верёвочку мылить!/ Мы же — непонятливые. Мы же — недостойные». Критический заряд в поэме актуален и остёр. Рождественский — горячий оратор, обращающий своим живым огненным словом к современникам и поднимающий серьёзные вопросы в своей лирике.

Творчество Андрея Вознесенского прошло тернистый путь. Замечательный талант поэта, его языковые эксперименты быстро привлекли внимание. В лучших произведениях 50-х годов: поэма «Мастера», цикл «Из сибирского блокнота», «Репортаж с открытия ГЭС», воспевается труд и оптимистическое мировосприятие человека-творца. Лирический герой жаждет действия и творчества: «Я со скамьи студенческой/ Мечтаю, чтобы зданья/ Ракетой ступенчатой/ Взвивались в мирозданье!».

Поэт также занимался живописью, многие его картины находятся в музеях. Это тфакт лишь подчёркивает любовь Вознесенского к прекрасному. Неудивительно, что в стихотворениях «Роща», «Бобровый плач», «Песнь вечерняя», в этих нагнетаемых обращениях-повторах до предела заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности будущее всей планеты. Так обращение к различным природным созданиям в стихотворении «Роща» является просьбой о помиловании человека, лишённого мудрости и являющегося лишь частицей мироздания, символом которого представляется роща: «Неопытен друг двуногий./ Вы, белка и колонок,/ снимите силки с дороги,/ чтоб душу не наколол».

В творчестве Вознесенского сильны нравственноэтические искания. Он ощущает острую необходимость обновления духовного смысла поэзии, о чём он пишет: «Есть высшая цель стихотворца — Ледок на крылечке оббить,/ Чтоб шли обогреться с морозца/ И исповеди испить». Андрей Вознесенский шёл в руслах поэтики раннего Маяковского и социалистического авангардизма. Он выступает как нравственный максималист, отстаивая приоритет духовного начала. Стиль поэта можно определить как экспрессивно-метафорический. Он активно идёт по пути обновления: для него характерны необычные стихотворные размеры, разнообразнейшая лексика, в том числе научно-техническая и политическая, живой разговорный язык.

Белла Ахмадуллина наиболее традиционный автор среди шестидесятников, в чьём творчестве сыграл важную роль романтизм. Одной из главных тем в её лирике является дружба, в том числе дружба-любовь и дружба-творчество. Дружба может быть и страстной («Свирепей дружбы в мире нет любви»), и горькой («По улице моей который год»). Героями стихов Ахмадулиной являются русские поэты: от Пушкина и Цветаевой до современников А. Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди. Так в стихотворении «Грузинских женщин имена» по сути воспевается и красота всех грузинских женщин, и каждой из них в отдельности: «Смеялась женщина Ламара,/ бежала по камням к воде,/ и каблучки по ним ломала,/ и губы красила в вине».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: