Авторская песня (Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич)

 

Создатели авторской песни выступают одновременно как поэты, композиторы и исполнители своих произведений. Они противопоставляли себя эстраде и типичной пропагандистской песне патриотического плана. Важной особенностью авторской песни является гитарное сопровождение и приоритет слова перед музыкой. Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся личностной индивидуальной интонацией, живым подходом к песне.

Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением так называемой магнитофонной культуры. Хотя большинство исполнителей не печатали своих произведений и их пластинки не выпускались, люди переписывали друг у друга записи на плёнки. Получалось, что представителей печатного самиздата читали десятки, иногда сотни человек, а представителей звучащего самиздата слушали тысячи, и их социокультурное действие было весьма весомым. Самыми значимыми именами в этом направлении оказываются имена В. Высоцкого, А. Галича и Б. Окуджавы.

Песни Булата Окуджавы появились в конце 50-х годов XX века, несомненно в его творчестве влияния городского романса. В то же время песенная лирика Окуджавы явление самобытное, созвучное духу времени. Окуджава создает в своих стихотворениях особый, выделяющийся в русской лирике художественный мир, а не только искусно передает житейские ситуации. На протяжении всей своей творческой деятельности Окуджава не раз обращается к теме войны, ветераном которой он был. В его стихах защитники страны — знакомые лица вчерашних мальчишек, измученные изнурительным боем солдаты: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая:/ Стали тихими наши дворы,/ Наши мальчики головы подняли —/ Повзрослели они до поры,/ На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…». Удивительно, что некоторые песни о войне воспринимаются теперь как песни военного времени, которые пели солдаты в землянках, во время затишья между боями. Такова «Песня о московских ополченцах», о юных солдатах, уходящих на фронт и не задумывающихся о совершаемом ими подвиге: «Расписки за винтовки с нас взяли писаря,/ но долю себе выбрали мы сами.../ Прощай, Москва, душа твоя/ всегда, всегда пребудет с нами!»

Важное место в стихах Окуджавы занимает тема женской красоты: «Вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей!». В любовной лирике он стремился возродить культ Прекрасной Дамы, вызвать преклонение перед женщиной. Творчество Окуджавы оказало большое влияние на молодёжь. Поэт не утратил детский взгляд на окружающий мир, и в то же время это человек, умудренный опытом, прошедший войну. В его творчестве удивительно сочетается и переплетается и то, и другое. От этого, наверное, рождаются такие необычные, яркие образы. В стихах Окуджавы заключен глубокий подтекст, им сопутствует иносказательность, метафоричность. И, внимательно вслушиваясь в его произведения, можно услышать и грусть, и тревогу, и боль. Особенно интересна в этом плане песня «Бумажный солдатик», напоминающая знакомую нам с детства сказку Андерсена о стойком оловянном солдатике. Окуджава удивительно просто выразил в этих стихах тоску по романтическому подвигу в мире ненавистных ему свиней-копилок, мечту многих из нас сделать мир счастливым: «В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?/ И он шагнул однажды,/ и там сгорел он ни за грош:/ ведь был солдат бумажный».

Владимир Высоцкий – русский поэт, прозаик, актер театра и кино. Родился 25 января 1938 в Москве. Его творчество своеобразно связано с бытом криминальной среды, с поэтикой городского романса и «блатного» фольклора. Эти глубоко ироничные песни не сразу нашли адекватное восприятие: молва отождествляла Высоцкого с его персонажами, на протяжении всей жизни поэту приходилось опровергать различные легендарные версии его биографии. В сравнении с предшествующими годами это был действительно новый язык – уличный язык. Высоцкий с его "абсолютно подлинным языковым чутьем" (И. Бродский), стал одним из самых заметных голосов своей эпохи, своего времени, он уловил, преобразил и ввел в поэзию, художественно узаконил этот своеобразный "шершавый язык плаката", которым говорила, "корчилась улица", безъязыкая до прихода поэта. Без такого языка не было бы лирического героя Высоцкого. В первой половине 1960-х годов Высоцкий начал исполнять песни, аккомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, позднее – на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность. В 1981 был выпущен первый сборник Высоцкого – «Нерв». В 1987 Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР. Высоцкий обогатил поэзию элементами живой разговорной речи, колоритными персонажами, острой сюжетностью повествования. На формирование художественных принципов Высоцкого оказали влияние футуристическая поэзия, проза 1920-1930-х годов, модернистышестидесятники Вознесенский, Ахмадулина и в особенности Окуджава. Основные черты художественного мира Высоцкого определились во второй половине 1960-х годов, когда сложились основные тематические пласты его лирики (жизнь криминальной среды, война, спортивный цикл, бытовая сатира, сказочные песни, аллегорические истории о животных и др.). Поэзия Высоцкого отмечена жанровым разнообразием, творческим остроумием, афористичностью. Многие выражения Высоцкого постоянно цитируются в повседневной речи и в газетных заголовках, становясь «крылатыми словами». В октябре 1970 г. в Театре на Таганке начинаются репетиции спектакля по пьесе У. Шекспира "Гамлет", где Высоцкий играл главную роль. Эта актерская работа Высоцкого стала вехой не только на его актерском, но и на поэтическом поприще, оказав заметное влияние на все его последующее творчество. Все чаще в произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения, 11 общечеловеческой связанности и ответственности, так или иначе окрашенные "гамлетовской" темой: "Бег иноходца" (1970), "Горизонт" (1971), "Кони привередливые" (1972). Одно из центральных мест в поэзии этого периода (1968—1973) занимает стихотворение "Мой Гамлет" (1972), в котором размышлениям о судьбах своего поколения и о своей собственной судьбе Высоцкий придал форму лирико-философского монолога, позволяющего не только лучше понять искания самого поэта, но еще и представить его видение образа Гамлета. В жанровом отношении этот период творчества поэта более однороден, чем предшествующий: наряду с лирико-философским монологом Высоцкий все чаще обращается к жанру баллады. Одновременно с этим формируется и собственно лирический герой Высоцкого. В этот период созданы наиболее значительные произведения о войне — "Песня о Земле" (1969), "Он не вернулся из боя" (1969), "Мы вращаем Землю" (1972). Многие воевавшие люди действительно принимали Высоцкого за фронтовика, писали ему письма, в которых спрашивали его, не однополчанин ли он их. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: "Лучше получать письма, где тебя принимают за своего однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере". Поэт считал, что пусть война давно кончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество. «Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы, Все судьбы в единую слиты. У братских могил нет заплаканных вдов, Сюда ходят люди покрепче. На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче?

Нельзя не отметить и фигуру великого поэта-барда А. Галича, чьи песни разошлись в народе безымянными и даже приписывали Высоцкому. Лишь узкий круг интеллигентов соотносил их с личностью Галича, который не имел выхода на массовую аудиторию. Излюбленная форма песен Галича – монолог, рассказ о событии или человеке. Песня нередко превращается в сценку, мини-пьесу, что делает его произведения очень зримыми, выразительными: мы как бы видим, о чём поётся. Свои песни Галич строил по законам драматургии (начинал в литературе как драматург), в его песнях есть завязка, кульминация, развязка, персонажи воссоздаются через речевую характеристику. Блестящее знание разных речевых пластов позволило Галичу дать эпоху в лицах. Язык самого Галича по преимуществу ориентирован на живую разговорную речь, хотя может включать в себя элементы патетики, лиризма. Авторские монологи воссоздают образ неподкупного судьи своего времени, во имя торжества истины и гуманизма готового идти на Голгофу. Галичу чужды обывательское невмешательство в политику и принцип «Не судите, да не судимы будете». В пародийном ключе Галич воспроизводит философию жизненного приспособленчества: «Не судите!» Смирней, чем Авель, Падай в ноги за хлеб и кров... Ну, писал там какой-то Бабель, И не стало его – делов! «Не судите!» И нет мерила, Всё дозволено, кроме слов... Ну, какая-то там Марина Захлебнулась в петле – делов! У Галича есть песня о Сталине, в которой вскрыты несовместимость тирании, насилия, зла с общечеловеческими ценностями. Иудейский царь Ирод представлен как Сталин начала новой эры. Чтобы показать то обстоятельство, что сталинизм повернул историю к дохристианским временам, автор, повествуя о событиях древнеиудейской истории и сталинских годах, использует одинаковую «приблатнённую» лексику: «А три волхва томились в карантине. Их в карантине быстро укротили: Лупили и под вздох, и по челу, И римский опер, жаждая награды, Им говорил: «Сперва колитесь, гады, А после разберёмся, что к чему».

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: