В результате приватизации средств производства и других институциональных изменений (то есть изменений основополагающей системы общественных институтов) сначала в СССР, а затем в России 90-х годов, появились два новых крупных социальных слоя. Слой собственников средств производства и слой наемных работников. Эти слои весьма разнородны. Так, понятие собственников средств производства включает и хозяина индивидуальной парикмахерской или киоска по ремонту обуви, и владельца крестьянского (фермерского) хозяйства, и работника сельскохозяйственного предприятия, имеющего большой огород и продающего свои овощи, и владельца заводов и фабрик, и топ - менеджера крупной компании, если он имеет столь значительное количество акций этой компании, что может влиять на решения о ее деятельности.
Слой наемных работников включает и рядового работника крупного промышленного предприятия, и генерального директора этого предприятия, и учителя, и научного работника НИИ, и нелегального иммигранта, который зарабатывает себе на жизнь на стройке. Слой наемных работников это тоже новый слой, так как при социализме, в условиях господства общественной собственности (в форме государственной собственности), наемные работники могут рассматриваться как сособственники средств производства. Государственная собственность функционировала в их интересах. Можно спорить, формально или нет было участие наемных работников в присвоении результатов функционирования государственной собственности, но, очевидно, с 90-х годов отношение работников наемного труда к госсобственности изменилось кардинально: госсобственность решает определенные социальные задачи, но наемные работники как слой никаких преимуществ в использовании ее плодов не имеют ни де-юре, ни де-факто. К тому же, ее относительные масштабы в экономике резко сократились.
|
|
Называть эти слои новые слои классами нельзя, строго говоря, ввиду их неоднородности. Однако в данном случае для нас не принципиален термин. Поэтому, чтобы избежать терминологических споров, мы будем далее использовать понятие «социальный слой», а не класс. Важно понимать, что мы имеем с 90-х годов два новых социальных слоя, один из которых призван играть наиболее активную роль в экономике – слой собственников средств производства. Они аккумулируют капитал, берут кредиты, вкладывают средства в бизнес и рискуют, они принимают окончательное решение о реализации планов, нанимают управленцев, контролируют их деятельность и т. д. От них в существенной степени эффективность нашей экономики.
Также мы будем в целях сокращения использовать термин «предприниматель», отождествляя его здесь с собственником средств производства, хотя в реальной экономике предпринимателем может выступать не только собственник средств производства или капитала, а инициатор внедрения некоторой инновации.
|
|
Центральный вопрос, который немедленно возникает при констатации важной роли собственников средств производства – вопрос о том, насколько современные российский собственники в состоянии обеспечить:
Ø догоняющее (передовые страны) развитие,
Ø вывод российской экономики из роли поставщика на мировой рынок преимущественно сырья или продукции с небольшой добавленной стоимостью,
Ø движение к мировому уровню эффективности экономики,
Ø инновационное развитие и экологическую безопасность страны,
Ø ускоренное социальное развитие страны (хотя бы путем своевременной уплаты).
Итоги двух десятилетий показывают, что сегодняшние собственники средств производства не в состоянии это сделать. Причины неспособности этого слоя вывести российскую экономику на требуемую траекторию динамичного инновационного и социального развития следующие:
· этот слой был создан в ходе приватизации из людей, самостоятельно в подавляющем большинстве не занимавшихся организацией сложных производств;
· этот слой складывался в ходе двух фаз, каждая из которых не требовала от них развития компетенций, которые необходимы для построения производств с высокой добавленной стоимостью; первая фаза, длившаяся с 1990 по 1998 год – это период катастрофического развала и падения экономики в результате избранного государством «шокового метода» перехода к рынку; вторая фаза - период с 1999 по 2008 год – период роста, вызванного сначала благоприятными изменениями курса рубля, а затем быстрым ростом цен на энергоресурсы;
· в течение обоих периодов постепенно складывались специфические отношения слоя собственников с государством, которые далеки от господства права и осуществления интересов большинства народа; а) в течение обоих периодов важным способом укрепления положения того или иного собственника был подкуп должностных лиц различного уровня в государственном аппарате на федеральном или региональном уровнях, б) в 90-годы сформировалась группа «олигархов», то есть собственников, приближенных к руководству страны, и получивших благодаря этому определенные льготы, в) в 2000-е годы произошло сокращение и изменение состава «олигархов», уголовное преследование силовыми органами государства собственников, неугодных тем или иным высокопоставленным лицам и последующая передача существенной части собственности под контроль государственных компаний, руководимых узким кругом выходцев из силовых структур; в последующем наблюдался отказ государства от действий в интересах большинства населения и от бескомпромиссной борьбы с коррупцией, рыночный фундаментализм в проводимой экономической политике.
В результате слой новых собственников научился решать свои экономические проблемы не через механизмы конкуренции, инноваций и развитие производства, а через коррупционные связи с государством, уход от налогов, «серые» зарплаты, откаты, а при возможности, и с помощью рейдерства.
Таким образом, не только возможностей для образования требуемого для динамичного инновационного развития слоя предпринимателей не было, но и в ходе указанных периодов собственники, взаимодействуя с государством, смогли так взаимно трансформироваться, что и они, и государство оказались не пригодными для решения указанных выше задач трансформации российской экономики. Это подтверждается экономическими итогами прошедших двух десятилетий.