Продольная устойчивость автомобиля

    Потеря продольной устойчивости автомобиля чаще происходит из-за скольжения колес в направлении движения. Опрокидывание автомобиля становится возможным, например, при торможении на спуске или разгоне на крутом подъеме, когда автомобиль перевозит груз с малым удельным весом, из-за чего центр масс располагается слишком высоко.

Рассмотрим условия, при которых опрокидывание не наступает. Для этого составим сумму моментов всех действующих на автомобиль сил относительно т. В – центра пятна контакта с дорогой задних колес (рис. 107).  Опрокидывание не произойдет, если при разгоне автомобиля на подъеме момент от силы, направленный вперед больше или равен сумме моментов от сил, направленных назад:

 

Ga · cos a× L2   ³ Pj  × h g + Ga × sin a × h g + P w  × h w ,

 

где a - угол продольного уклона дороги; h w  - высота расположения  "лобового" метацентра автомобиля.         

       

 

Рис. 107. Силы, моменты от которых могут привести

 к опрокидыванию автомобиля назад

     

Если автомобиль движется на подъеме с постоянной скоростью, опрокидывание наступит, когда вертикаль, проведенная через центр масс, выйдет за пределы опорной зоны, т.е. за пределы площадки, образованной прямыми, проведенными через внешние границы пятен контактов колес с дорогой (рис. 108), что можно выразить:

tq a £ ,

где L 2 - расстояние от центра масс до оси задних колес

 

 

Рис. 108. Условие опрокидывания автомобиля

при равномерном движении    

 

 С появлением скольжения управляемых колес автомобиль теряет управляемость, тяжесть последствий при продольном скольжении может быть столь же большой, как и при боковом скольжении колес, что ведет к развороту автомобиля.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: