— Прочитайте записанные на доске предложения.
— Попробуйте самостоятельно сформулировать правила обособления определений.
— Откройте § 191 и проверьте, верно ли вы сформулировали правила.
IV. Закрепление нового материала.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения 315 в учебнике «Практика» на с. 137.
Упражнение выполняется с комментированием у доски, объясняются встретившиеся орфограммы.
Самодиктант (письмо по памяти).
— Скажите, какова цель написания диктантов по памяти. (Развитие зрительной памяти, орфографической зоркости.)
— Прочитайте текст, записанный на доске.
Д. Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля...
(М. Исаковский.)
— Назовите все орфограммы в этом тексте. Объясните знаки препинания. Определите, какие члены предложения обособлены. (Учащиеся называют, учитель подчеркивает.)
|
|
— Закройте глаза и послушайте стихотворение.
— Еще раз прочитайте текст и начинайте писать (текст закрывается).
— Подчеркните обособленные члены предложения.
— Сверьтесь с текстом на доске (текст открывается).
— Кто не сделал ни одной ошибки? одну? Остальным нужно поработать над развитием зрительной памяти.
Объяснительный диктант.
— Запишите предложения под диктовку.
1) Первые лучи солнца пробив сквозную тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу. (Л. Толстой.)
2) Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки. (М. Горький.)
3) И вся она, худая, большеглазая, легкая неожиданно преобразилась из старухи-богомолки в молоденькую девушку. (Б. Полевой.)
4) Мы долго смотрели вслед, пораженные зрелищем. (К. Паустовский.)
— Найдите в этих предложениях обособленные члены предложения. Объясните знаки препинания при них.
— Подчеркните однородные члены предложения.
— Назовите однородные определения, встретившиеся в этих предложениях.
V. Подведение итога урока.
— Что называется обособлением?
— Каковы основные условия обособления определений?
Домашнее задание: § 190—191 — учить; § 175 — повторить, упражнение 314.
Урок 60
ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Цели: закрепить понятие об обособлении второстепенных членов предложения, расширить знания об условиях обособления согласованных определений; отрабатывать на практике умение применять данные правила при письме.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки со знаками «+» и «—».
|
|
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Закрепление изученного материала.
Беседа.
— Что называется обособлением?
— На какие две группы делятся обособленные члены предложения?
— Каковы общие условия обособления определений?
Работа с учебником.
Выполнение упражнения 316 устно на с. 138 в учебнике «Практика».
— Назовите обособленные определения и укажите условия их обособления.
— С выделением каких определений вы уже знакомы?
III. Расширение понятия об обособлении определений.
— Вы затруднились объяснить условия обособления определений в 1-м и 3-м предложениях. Откройте 192, с. 248 учебника «Теория», внимательно прочитайте материал.
— Назовите все условия обособления согласованных определений.
IV. Закрепление нового материала.
Творческое задание.
Так как материал только что изучен, задание выполняется коллективно, с подробным комментированием.
— Преобразуйте записанные предложения в предложения с обособленными согласованными определениями, выраженными причастными оборотами.
Предложения запишите, подчеркните в них определения.
1) Слышен шум падающ..й 3 воды. 2) В горящ..й костер мы стали класть тонкие сухие ветки. 3) На дне реки были видны шев..лящиеся водор..сли. 4) Я пр..слушался к звукам журчащ..го ручья. 5) Проходившая 3 девушка пок..залась мне знаком..й. 6) Исполня..мая 3 песня мне очень понравилась. 7) Развеш..(н, нн)ые 3 картины были выполн..ны 3 талантл..вым художником.