Работа с сигнальными карточками

— У вас на партах сигнальные карточки двух типов: со знаками «+» «—» и зеленого и красного цветов.

— Прослушав предложение, определите, какое в нем определение, и покажите согласованное определение — красной карточкой, несогласованное определение — зеленой карточкой; если оно обособляется — поднимите знак «+», если не обособляется — поднимите знак «—». То есть вы должны сразу поднимать по две карточки.

                                            ×

1) Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты. (Л. Толстой.) («—», красная карточка.)

                            ×

2) Потом пришла весна, яркая, солнечная. (М. Горький.) («+», красная.)

                                                                                               ×

3) В белом платье, с нерасплентенными косами по плечам, она тихонько подошла к столу. (М. Горький.) (+», зеленая.)

6) На дворе стояла запряженная двумя водами арба. («—», красная.)

7) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький.) («+», зеленая карточка.)

 

Синтаксический разбор предложения.

— Запишите последнее предложение. Выполните полный синтаксический разбор этого предложения.

Важно обратить внимание учащихся на необходимость указать в характеристике, что предложение осложнено обособленным определением.

 

V. Подведение итога урока

— Что вы успели сделать на сегодняшнем уроке? Что повторили? Что нового узнали?

 

Домашнее задание: § 193. упражнение 338 выполнить письменно; § 176— повторить: принести учебник ((Развитие речИ». Ин дивидуальное задание учащемуся: подготовить выразительное чте ние стихотворения из упражнения 113 учебника (<Развитие речи>).

 

 

Уроки 63—64

ЗАГЛАВИЕ КАК СРЕДСТВО СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

ИЗЛОЖЕНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

 

Цели: расширить понятие о заглавии как средстве связи предложений в тексте дать понятие о композиционном стыке, развивать умения художественно, эмоционально, выразительно передать содержание услышанного текста, самостоятельно подобрав к нему заглавие; проконтролировать умение видеть в готовом тексте обособленные определения.

О б о р у д о в а н и е: аудиозапись/грамзапись «Третьей симфонии» Л. Бетховена.

 

Ход уроков

I. Организационный момент.

— Сегодняшний урок развития речи посвящен работе над заглавием. Необходимо выяснить его роль в тексте, взаимоотношение заглавия и родовидовых слов в тексте. Вы продолжите работу по развитию письменной речи написанием изложения, самостоятельным подбором заглавия к нему, употреблением в тексте изложения обособленных определений.

 

II. Повторение изученного материала.

Беседа.

На доску учитель заранее выносит текст упражнений 108 и 109.

 

Д. 1) Магазин. Церковь. Сквер.

2) Вид из окна.                                                    упражнение 108

Магазин. Церковь. Сквер.

— Сравните две записи на доске. Какие из них воспринимаются как набор предложений, а какая — как текст? Почему? (Потому что заглавие — один из важных признаков текста. См. с. 47 учебника «Развитие речи».)

— А теперь прочитайте записанное на доске стихотворение.

Д. Маленький городок.

Северный городок.

Выцветшая луна.

Северная Двина.

Рябь темно-серых вод.

Музыка. Теплоход.

Девушка на холме.

Юноша на корме.

                       (К. Ваншенкин.)

 

— Как вы думаете, о чем хотел рассказать поэт? Что связывает эти предложения?

— Какое бы вы дали название этому стихотворению?

Выслушиваются все варианты учащихся, затем учитель открывает истинное название, убирая лист бумаги. — «Расставание...»

 

— Теперь, когда вы узнали заглавие этого стихотворения, изменилось ли его восприятие вами? Сделайте вывод. (Заглавие — одно из важных средство связи предложений в тексте.)

 

Работа с учебником.

1) Выполнение упражнения 111 на с. 75 учебника «Развитие речи».

Работают по заданию к упражнению. Затем читают теоретический материал (дополнительньне сведения) на с. 76.

2) Выступление учащегося, готовившего выразительное чтение стихотворения Л.Н. Мартынова «Люди».

Можно предложить учащимся следить по тексту упражнения 113.

— Приходилось ли вам слышать выражения: Сделали все по людски; не по-людски поступил? Как вы их понимаете?

— Приведите примеры таких ситуаций, в которых их можно услышать.

— Определите, при помощи каких средств языка и речи связаны строфы в этом стихотворении.

1 Затем можно сверить с ответами к упражнению на с. 204.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: