— У вас на партах сигнальные карточки двух типов: со знаками «+» «—» и зеленого и красного цветов.
— Прослушав предложение, определите, какое в нем определение, и покажите согласованное определение — красной карточкой, несогласованное определение — зеленой карточкой; если оно обособляется — поднимите знак «+», если не обособляется — поднимите знак «—». То есть вы должны сразу поднимать по две карточки.
×
1) Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты. (Л. Толстой.) («—», красная карточка.)
×
2) Потом пришла весна, яркая, солнечная. (М. Горький.) («+», красная.)
×
3) В белом платье, с нерасплентенными косами по плечам, она тихонько подошла к столу. (М. Горький.) (+», зеленая.)
6) На дворе стояла запряженная двумя водами арба. («—», красная.)
7) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький.) («+», зеленая карточка.)
|
|
Синтаксический разбор предложения.
— Запишите последнее предложение. Выполните полный синтаксический разбор этого предложения.
Важно обратить внимание учащихся на необходимость указать в характеристике, что предложение осложнено обособленным определением.
V. Подведение итога урока
— Что вы успели сделать на сегодняшнем уроке? Что повторили? Что нового узнали?
Домашнее задание: § 193. упражнение 338 выполнить письменно; § 176— повторить: принести учебник ((Развитие речИ». Ин дивидуальное задание учащемуся: подготовить выразительное чте ние стихотворения из упражнения 113 учебника (<Развитие речи>).
Уроки 63—64
ЗАГЛАВИЕ КАК СРЕДСТВО СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.
ИЗЛОЖЕНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
Цели: расширить понятие о заглавии как средстве связи предложений в тексте дать понятие о композиционном стыке, развивать умения художественно, эмоционально, выразительно передать содержание услышанного текста, самостоятельно подобрав к нему заглавие; проконтролировать умение видеть в готовом тексте обособленные определения.
О б о р у д о в а н и е: аудиозапись/грамзапись «Третьей симфонии» Л. Бетховена.
Ход уроков
I. Организационный момент.
— Сегодняшний урок развития речи посвящен работе над заглавием. Необходимо выяснить его роль в тексте, взаимоотношение заглавия и родовидовых слов в тексте. Вы продолжите работу по развитию письменной речи написанием изложения, самостоятельным подбором заглавия к нему, употреблением в тексте изложения обособленных определений.
|
|
II. Повторение изученного материала.
Беседа.
На доску учитель заранее выносит текст упражнений 108 и 109.
Д. 1) Магазин. Церковь. Сквер.
2) Вид из окна. упражнение 108
Магазин. Церковь. Сквер.
— Сравните две записи на доске. Какие из них воспринимаются как набор предложений, а какая — как текст? Почему? (Потому что заглавие — один из важных признаков текста. См. с. 47 учебника «Развитие речи».)
— А теперь прочитайте записанное на доске стихотворение.
Д. Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-серых вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин.)
— Как вы думаете, о чем хотел рассказать поэт? Что связывает эти предложения?
— Какое бы вы дали название этому стихотворению?
Выслушиваются все варианты учащихся, затем учитель открывает истинное название, убирая лист бумаги. — «Расставание...»
— Теперь, когда вы узнали заглавие этого стихотворения, изменилось ли его восприятие вами? Сделайте вывод. (Заглавие — одно из важных средство связи предложений в тексте.)
Работа с учебником.
1) Выполнение упражнения 111 на с. 75 учебника «Развитие речи».
Работают по заданию к упражнению. Затем читают теоретический материал (дополнительньне сведения) на с. 76.
2) Выступление учащегося, готовившего выразительное чтение стихотворения Л.Н. Мартынова «Люди».
Можно предложить учащимся следить по тексту упражнения 113.
— Приходилось ли вам слышать выражения: Сделали все по людски; не по-людски поступил? Как вы их понимаете?
— Приведите примеры таких ситуаций, в которых их можно услышать.
— Определите, при помощи каких средств языка и речи связаны строфы в этом стихотворении.
1 Затем можно сверить с ответами к упражнению на с. 204.