Сцена ночного полета

«Трусость – самый тяжкий порок»,- повторяет Воланд

... Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нём не виновата.

- Он говорит, - раздался голос Воланда, - одно и то же. Он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана... и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу.

- Отпусти его! – вдруг пронзительно крикнула Маргарита...

-...Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать. – Тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: - Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

- Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!

Горы превратили голос мастера в гром, и этот же гром их разрушил. Проклятые скалистые стены упали. Осталась только площадка с каменным креслом. Над чёрной бездной, в которую ушли стены, загорелся необъятный город с царствующими над ним сверкающими идолами поверх пышно разросшегося за много тысяч лет этих лун садом. Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеётся и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он»

И только в конце романа мы видим настоящий облик героев.

«На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьёвы горы под именем Коровьева – Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, тёмно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом»

«Ночь оторвала хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её в клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, который существовал когда-либо в мире».

«Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и чёрные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своём настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».

«И, наконец, Воланд...

 

- Мефистофель из поэмы «Фауст» Гёте

- Сатана из романа «Элексиры сатаны» и князь духов Саламандр из повести «Золотой горшок» А. Гофмана.

- Демон из одноимённого стихотворения М. Лермонтова и иллюстрировавшего его Врубеля.

- Мефистофель скульптора М. Антокольского.

- Мефистофель из романа «Возвращение доктора Фауста» Э. Миндлина.

- Граф Калиостро из стихотворения Каролины Павловой «Разговор в Трианоне»

- Граф Калиостро из романа М. Кузмина «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро»

- Эдуард Эдуардович фон Мандро из романа А. Белого «Московский чудак».

В любом случае, такого дьявола, каким изобразил его Булгаков, в мировой литературе не существовало.

А может быть, и светлое, и дьявольское начало находится в самом человеке?

Воланд причастен к самому движению жизни, в котором условием её продолжения является отрицание. Он высмеивает, уничтожает при помост своей свиты всё то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал. Князь тьмы проводит свой вечный эксперимент, вновь и вновь испытывая деяния людей, их мировую историю, выверяя то, что нетленно, должно существовать вечно и что обязано погибнуть, сгореть в очистительном пламени. Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.

Главная идея романа.

Человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поток истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения, мужества, любви и духовного созидания. Путь духовного совершенствования человечества – не возврат к «потерянному раю», а бесконечное восхождение к истине, обогащённое опытом духовной культуры, движение вперёд через сомнения, отрицание закостенелого, отжившего, догматического.

О чём же роман Булгакова? Ваше отношение к роману?

Роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он – о всепобеждающей силе любви и творчества, возносящей душу к высотам истинной человечности.

Чтение стихотворения, написанного ученицей.

6. Домашнее задание.

Темы сочинений.

1. Почему Мастер не «заслужил света», а «заслужил покой»? (По роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

2. Что есть истина? (По роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

3. Какой дом обрёл Иван Бездомный? (По роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

4. Роль Воланда в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: