Сферы и предметы ведения субъекта Российской Федерации

Сфера ведения Предметы ведения
Государственное строительство и управление   Создание системы органов государственной власти, административно-территориального устройства, референдум и другие формы непосредственной демократии, реализуемые на уровне субъекта РФ, награды и почетные звания субъекта РФ, его государственная символика.
Социально-экономическая   Бюджет и финансовые средства, государственная собственность субъекта РФ, региональные программы и развитие региональных социальных инфраструктур и др.  
Духовная и культурная жизнь   Обеспечение сохранения и развития культуры, духовного и исторического наследия территории, специфические для региона задачи, например, создание национально-культурной автономии, поддержание традиционного образа жизни.

 

Субъекты РФ имеют свои символы (герб, флаг, гимн, а также столицу или административный центр), которые вправе самостоятельно устанавливать с учетом исторических и иных ценностей и традиций народов, проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок их официального использования. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием призваны идентифицировать составную часть Российской Федерации и по своему предназначению не могут служить другим целям, т. е. наличие символов субъектов РФ не является признаком, свидетельствующим об их суверенитете.

В настоящее время не все субъекты РФ имеют официально утвержденные гербы и флаги; в некоторых из них пользуются своими старинными гербами, считая, что они не утратили юридической силы до сих пор. Изображения и описания гербов и флагов субъектов РФ, согласно Указу Президента РФ от 29 июня 1999 г. № 856 «О Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации», регистрируются в Государственном геральдическом регистре РФ, который ведет Геральдический совет при Президенте РФ.

Субъекты РФ вправе устанавливать административно-территориальное устройство на своей территории в соответствии с федеральным законодательством. Каждая из административно-территориальных единиц имеет определенную территорию. Административно-территориальные единицы могут включать как один, так и несколько населенных пунктов, а их границы совпадать с границами муниципальных образований.

Во взаимоотношениях с Российской Федерацией субъекты РФ обладают правом законодательной инициативы, участия в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения. В случае нарушения федеральными властями прерогатив субъектов РФ в области нормотворческой деятельности последние могут обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.

 Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). Инициатором таких изменений является субъект РФ. Поскольку данный вопрос находится в ведении Российской Федерации, ее согласие является обязательным. Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом. Простое изменение наименование субъекта РФ, без изменения его конституционно-правового статуса, включается в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ о приведении наименования субъекта РФ в тексте Конституции РФ.

Конституция РФ, определяя Россию как федеративное государство, констатирует, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов РФ. Вместе с тем, учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, в Конституции РФ допускаются особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ. Основная особенность республик заключается в том, что в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ они называются также государствами. Республики, согласно ст. 66, 68 Конституции РФ, имеют свои конституции и государственные языки. Закрепленное в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ понятие «республика (государство)» не означает признания государственного суверенитета республик, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Республики имеют, как правило, наименование в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Многим республикам свойствен институт президентства. Административные центры республик называются столицами. Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями и имеют свои уставы, определяющие наряду с федеральным законодательством их правовой статус, организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Государственным языком данных субъектов РФ является русский язык. Края, области имеют свои административные центры.

Специфическими особенностями обладает Москва как город федерального значения. Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции РФ Москва имеет статус столицы Российской Федерации. Согласно Закону РФ «О статусе столицы Российской Федерации», в связи со статусом данного субъекта РФ органы государственной власти г. Москвы:

1) предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти РФ, представительствам субъектов РФ, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации услуги для проживания;

2) обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

3) участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития г. Москвы;

4) участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории г. Москвы.

Автономная область, автономные округа, являясь национально-территориальными образованиями, в своем названии фиксируют наименование титульной национальности (национальностей), проживающей (-их) в данном субъекте. Некоторые автономные округа объединяют несколько народностей и имеют большие территории при крайне низкой плотности населения. Данные субъекты РФ имеют свои уставы. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (ч. 3 и 4 ст. 66 Конституции РФ).

Включение территории автономного округа в состав территории края, области не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию и последняя включается в территорию края, области. На одной и той же территории функционируют федеральная власть и власть двух субъектов РФ, что, соответственно, обусловливает разграничение их полномочий. Вхождение автономного округа в край, область означает также признание населения округа составной частью населения края, области. В связи с этим население автономного округа вправе наравне с населением других районов (частей) края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти (главы администрации) края, области. Факт вхождения автономного округа в состав края, области допускает распространение на него полномочий органов государственной власти края, области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: