Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта РФ

В Российской Федерации за субъектами РФ не закрепляется право выхода из состава федерации в одностороннем порядке. Вместе с тем, в ч. 1 ст. 137 Конституции РФ предусмотрено два способа изменения состава субъектов РФ: принятие нового субъекта в состав Российской Федерации; образование нового субъекта РФ.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта РФ — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части. Образование в составе России нового субъекта РФ означает изменение состава субъектов РФ в связи с объединением (разъединением) одного или нескольких субъектов РФ. Именно таким образом в результате объединения краев, областей с автономными округами в Российской Федерации были образованы Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край. В результате присоединения автономных округов получили новый статус Красноярский край и Иркутская область.

  Условия и процедуры таких преобразований регулируются Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством. Инициатором заключения международного договора о принятии в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории является иностранное государство. Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства России, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. Международным договором Российской Федерации регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства России, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта РФ, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ.

После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия данного международного договора Российской Федерации Конституции РФ, а затем международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию. Принятие в установленном порядке субъекта в состав Российской Федерации оформляется ФКЗ. ФКЗ должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти России.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ и повлечь прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения соответствующих консультаций с Президентом РФ. В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов РФ. При этом различия в формулировке референдума не допускаются. Образование в установленном порядке субъекта в составе Российской Федерации оформляется федеральным конституционным законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: