ПС с большим набором функций и возможностей которые входят в состав СУБД называются информационно-поисковыми системами. Они также создаются и используются для эффективного нахождения пользователями необходимых им данных, в том числе в Интернете.
" Информационно-поисковая система " представляет систему, предназначенную для поиска и хранения информации; пакет программного обеспечения, реализующий процессы создания, актуализации, хранения и поиска в информационных базах и банках данных.
Информационный поиск подразумевает использование определённых стратегий, методов, механизмов и средств.
Стратегия поиска - общий план (концепция, предпочтение) который определяет достижение компромисса между практическими потребностями и возможностями имеющихся средств.
Метод поиска - совокупность моделей и алгоритмов реализации отдельных технологических этапов.
Поисковый образ запроса - записанный на ИПЯ(информационно-поисковых языков) текст, выражающий смысловое содержание, необходимые для наиболее эффективного осуществления информационного поиска.
|
|
Механизмы поиска - совокупность реализованных в системе моделей и алгоритмов процесса формирования выдачи документов в ответ на поисковый запрос.
Процесс поиска информации представляет последовательность шагов, приводящих при посредстве системы к некоторому результату, и позволяющих оценить его полноту
Процесс поиска можно представить в виде следующих основных компонент:
1) формулирование запроса на естественном языке, выбор поисковых системы и сервисов, формализация запроса на соответствующем ИПЯ;
2) проведение поиска в одной или нескольких поисковых системах;
3) обзор полученных результатов (ссылок);
4) предварительная обработка полученных результатов: просмотр содержания ссылок, извлечение и сохранение релевантных данных;
5) при необходимости, модификация запроса и проведение повторного (уточняющего) поиска с последующей обработкой полученных результатов.
Комбинация условия поиска.
Этапы организации поиска:
1. Определение области знаний;
2. Выбор типа и источников данных;
3. Сбор материалов необходимых для наполнения информационной модели;
4. Отбор наиболее полезной информации;
5. Выбор метода обработки информации (классификация, кластеризация, регрессионный анализ и т.д.);
6. Выбор алгоритма поиска;
7. Поиск закономерностей, формальных правил и связей в собранной информации;
8. Творческая интерпретация полученных результатов;
9. Интеграция извлеченных "знаний".
Для проведения поиска первоначально на компьютере пользователя загружается интерфейс работы с соответствующей БД. Это может быть локальная или удалённая БД.
|
|
Методы обработки результатов поиска
По характеру преобразований методы обработки результатов поиска можно условно разделить на две группы:
1. Структурно-форматные преобразования;
2. Структурно-семантические преобразования (информационно-аналитические, логико-семантические).
Поисковые системы
Эффективный доступ к информации в Интернете обеспечивают такие зарубежные поисковые системы (машины), как Альта-Виста (AltaVista), "Yahoo", "Google", "OpenText", "WebCrawler" и др. Их адреса в Интернете: www.altavista.com, www.yahoo.com, www.gogle.com, www.opentext.com,
К отечественным поисковым машинам относятся: Rambler (фирма Stack Ltd.), Яндех ("Yandex" фирма CompTek Int), "Русская машина поиска", "Новый русский поиск", и др. Их адреса в Интернете: www.aport.ru, www.rambler.ru, www.yandex.ru, search.interrussia.com, www.openweb.ru соответственно) и др.