Тема лекции: Методика составления тестовых заданий для детей в системе ДО

Сегодня можно с уверенностью констатировать потребность в грамотных, корректных, разработанных по определенной технологии тестах, которые могут выступать в качестве одного из наиболее объективных средств диагностики результативности образовательного процесса в дополнительном образовании детей.

Существуют различные определения понятия «тест». Рассмотрим, как формулируют его сущность ученые, занимавшиеся в разное время данным вопросом.

В Российской педагогической энциклопедии можно найти следующее определение: «тест (англ. test — испытание, проба) — стандартизированное задание, предназначенное для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков; один из основных методов психологической диагностики

Следует различать понятия «тест», «батарея тестов» и «тестирование».

Тест, или тестовое задание — это единичное задание, разработанное согласно определенным правилам.

Батарея тестов — система тестовых заданий по определенной теме (кругу тем). Целесообразно включать в батарею тестовые задания разных типов.

Тестирование — это форма измерения знаний обучающихся, основанная на применении педагогических тестов. Она предполагает подготовку качественных тестов, непосредственно проведение тестирования как процесса и последующую обработку результатов. Полученные результаты констатируют уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы в целом или определенной темы (круга тем).

Приведенные определения в большей степени ориентированы на знаниевый компонент обучения. Однако предлагаемая вниманию читателя технология тестирования способна вывести нас на возможность измерения не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Для того, чтобы соблюсти корректность, необходимо обратиться к истории возникновения технологии тестирования. Она была разработана доктором педагогических наук В.П. Беспалько и предназначена для студентов педагогических колледжей. Этот процесс детально описан в его книге «Слагаемые педагогической технологии».

Автор выделяет четыре уровня постижения содержания подготовки по определенному предмету: первый — ученический, или репродуктивный (задание выполняется с подсказкой извне, соответствует типу тестовых заданий закрытого типа), второй уровень — типовой (задания выполняются по памяти согласно известному алгоритму), данный уровень может быть обозначен как частично-поисковый. Третий уровень — эвристический: наличие нетиповой задачи, а также преобразование известного алгоритма действий для ее решения, в ходе данного процесса обучающийся получает субъективно новую информацию, добивается результата, нового для себя. Четвертый уровень — творческий — предполагает, что известна лишь общая цель деятельности. Предполагаемую ситуацию и пути ее решения обучающийся разрабатывает сам. Результат является объективно новым.

В сущности, четвертый уровень отражает тот процесс, который осуществляет каждый педагог, приходя в группу ежедневно. Очевидно, что технология тестирования В.П. Беспалько была создана для того, чтобы не только проверить уровень знаний, но и погрузить студентов в реальные ситуации их дальнейшей работы, и это роднит ее с идеей контекстного обучения А.А. Вербицкого.

В 90-х годах ХХ века доктор педагогических наук Т.В. Челышева разработала на основании опыта В.П. Беспалько технологию тестирования по основам художественной культуры. Этапов технологии два. Первый, в основном, посвящен определению знаний обучающихся, второй может выходить и на определение личностных и метапредметных результатов — все будет зависеть от того материала, который заложит в формулировку задания педагог.

Задания, которые формируют первый и второй уровни, объединяются в батарею тестов, построенную по наиболее психологически комфортному принципу: от простого к сложному. Это позволяет ребенку постепенно и успешно погружаться в процесс работы, грамотно и осознанно воспроизводить то, что ему известно, без затруднений переходить к наиболее сложным заданиям второго уровня, требующим творческого решения.

Именно каркас данной технологии тестирования мы используем в практике работы с педагогами, преподающими другие, не относящиеся к художественной культуре дисциплины, а также в системе дополнительного образования детей. Это доказывает ее универсальность.

Итак, в рамках технологии тестирования, о которой мы говорим, понятие «батарея тестов» — это система заданий, позволяющая измерить знания в области определенной направленности, сферы деятельности, уровень грамотности и мышления в соответствующей направленности (сфере деятельности), степень самостоятельности мышления в данной направленности (сфере деятельности), оценить потенциал ее развития (в случае работы с продвинутыми обучающимися).

По какой бы направленности и конкретной тематике дополнительной общеразвивающей программы ни разрабатывались тесты, они должны соответствовать ряду характеристик, обязательных для любого задания данного типа. К таким характеристикам в первую очередь относятся:

§ стандартизация тестовых заданий;

§ их валидность;

§ надежность.

Рассмотрим эти понятия. Стандартизация тестовых заданий и тестирования как процесса предполагает, с одной стороны, «единообразие проведения и оценки выполнения задания» [5, с. 15]. С другой стороны, стандартизация также связана с наличием «диагностических возможностей теста как инструмента познания» [4, с. 32]. Это положение подразумевает репрезентативность тестовых заданий, а также их соответствие содержанию осваиваемой программы (иначе — содержательную валидность).

Это подводит нас к следующей характеристике: валидность (англ. valid — действительный, имеющий силу) — это, в первую очередь, «соответствие теста целям диагностики» [6, с. 56]. Упомянутая выше характеристика содержательной валидности включает следующие аспекты:

§ программная валидность — соответствие тестовых заданий дополнительной общеразвивающей программе, учебно-тематическому плану определенного года обучения и т.д.;

§ конструктная валидность — соотнесенность тестового задания со структурой диагностируемой области знания, сферы деятельности, корректное употребление соответствующей терминологии и более крупных элементов содержания;

§ концептуальная валидность — преломление в тестовых заданиях доминирующих для сферы деятельности, с которой связана дополнительная общеразвивающая программа, концепций;

§ психологическая валидность — соответствие тестовых заданий развивающему потенциалу диагностируемой тематики дополнительной общеразвивающей программы, связанной с определенной сферой деятельности.

Соблюдение тех требований, которые предъявляются к разработке тестов согласно предлагаемой технологии тестирования обеспечивает валидность этих заданий.

Надежность тестового задания определяется устойчивостью показателей тестирования, полученных при повторном обращении к данному (или подобному) заданию. При этом одинаковые тестовые задания можно предлагать обучающимся разных групп, осваивающим конкретную дополнительную общеразвивающую программу, а несколько варьированные задания — обучающимся одной группы.

Предлагаемая вниманию читателя технология тестирования опирается на следующие принципы:

§ принцип познавательности;

§ принцип диалогичности;

§ принцип персонализации.

Познавательность проявляется в том, что задания, ориентированные на уже изученный материал, формулируются так, чтобы выявить новые его аспекты, позволить обучающемуся еще раз погрузиться в изучаемую сферу деятельности, расширить свои познания о ней, сделать новые выводы.

Принцип диалогичности проявляется как в формулировках заданий, так и в том, что, приводя верные ответы на тесты первого уровня и — в большей степени — развернутые ответы на тесты второго уровня, ребенок еще раз вступает в диалог с тем материалом, который уже изучен, и — в какой-то степени — с собой. Он создает наиболее точные и емкие фразы, позволяющие дать полный ответ на задание.

Принцип персонализации проявляется и в том, что каждому участнику группы дается отдельная батарея тестов, она не дублирует другие, и в том, что ряд заданий второго уровня способствует выявлению личностного отношения ребенка к постигаемой сфере деятельности.

Необходимо отметить, что если данная технология будет применяться для оценки результатов освоения программ художественной направленности, необходимо воспользоваться также принципом художественности. Он должен проявляться и в формулировках заданий, и в организации процесса тестирования: дети должны иметь возможность общения с художественным текстом (словесным, музыкальным, визуальным и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: