Перейдем к характеристике уровней технологии тестирования

Батарея тестов первого уровня включает три ступени: тесты на узнавание, тесты на различение, тесты на классификацию. Как правило, он охватывает содержание нескольких изученных тем. Помимо самих бланков заданий (на бумажных носителях или в электронном виде), педагог готовит эталон проверки. Это позволит аргументированно объяснить ребенку, сколько верных ответов он дал, почему его уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы зафиксирован высокий, средний или минимальный.

Приведем примеры по каждой ступени первого уровня из работ педагогов Центра технического образования ГБПОУ «Воробьевы горы», выполненных в процессе учебы на курсах переподготовки.

Тесты на узнавание[1]

1. Согласны ли Вы с утверждением, что историческая победа русского флота под командованием адмирала Нахимова над турецким произошла при Синопе?

Да
Нет

2. Согласны ли Вы с утверждением, что движителем парусного судна является ветер?

Да
Нет

Как видим, для составления тестов первой ступени используются освоенные детьми термины, понятия, исторические факты. Это могут быть определения, аксиомы и т.д. В первую ступень — в зависимости от продвинутости группы — можно включить от 2-3-х до 5-7-ми заданий. Очевидно, что стандартная формулировка вопроса — это приглашение обучающихся к диалогу, демонстрация того, что уровень их знания, погружения в материал действительно интересует педагога.

При выполнении данных заданий дети могут обвести или подчеркнуть верный ответ.

Тесты на различение[2]

1. Регламент при отправлении поезда выглядит следующим образом: «Дежурный по станции Санга, …………………… отправить Вам нечётный поезд».

а) могу ли;
б) позвольте;
г) я готов.

2. При получении команды «стоп» необходимо:

а) выдернуть вилку из розетки;
б) отключить управление пульта;
в) поставить регуляторы в нулевое положение.

3. Самостоятельное управление макетом допускается при:

а) устном разрешении директора Дворца;
б) наличии отметки о допуске в рейтинговой ведомости;
в) желании обучающегося в любое время.

Как видим, формулировки заданий строятся таким образом, чтобы обучающийся мог поставить верный ответ, как последнюю деталь паззла, в нужное место. Поэтому целесообразно проинструктировать детей о том, что им нужно вписать слово или словосочетание (фразу), являющуюся верным ответом, в формулировку задания.

Характерно, что за каждое верно выполненное тестовое задание в данной ступени ребенок получает три балла. Это обусловлено тем фактом, что он проводит мыслительную операцию различения со всеми тремя предложенными вариантами, т.е. анализирует не один, а все три предлагаемые ответа.

Если педагог предлагает четыре варианта ответа, то обучающийся будет анализировать и проводить мыслительную операцию различения со всеми четырьмя. В силу этого за каждый верный ответ он получит четыре балла.

Материалом для разработки таких заданий может быть любой фактологический или теоретический материал темы (круга тем).

В данную ступень первого уровня можно включать от трех до пяти заданий — в зависимости от сложности круга тем и продвинутости группы.

Тесты на классификацию[3]

1. Выделите среди перечисленного:

1) элементы;
2) меш-объекты.

а) куб;
б) грань;
в) тор;
г) ребро;
д) окружность;
е) вершина.

Составляя задания для данной ступени, необходимо учитывать тот факт, что классификация — это распределение всех элементов и т.д. (больший перечень) по имеющимся основаниям для классификации (меньший перечень). Для составления заданий подобного типа можно отбирать некие действия, качества, признаки предметов, объектов и изучаемых явлений, произведения — для классификации по предложенному перечню авторов и т.д.

Для ответа обучающийся вписывает соответствующие буквы рядом с основаниями для классификации. Количество баллов, которые получит ребенок, зависит от того, насколько правильно он классифицирует все позиции из большего перечня, принцип подсчета — один балл за один верный ответ, отсутствие балла за неверный ответ.

В данную ступень первого уровня целесообразно включать 2-3 задания.

Очень важно, чтобы разрабатываемые для батареи первого уровня тестовые задания соответствовали критерию непротиворечивости. Это означает, что формулировки заданий не должны допускать разночтений или нескольких вариантов толкования, в тесты на классификацию нельзя включать заведомо неверные позиции. Основная задача данного уровня тестов — измерение знаний обучающихся, а не создание для них неких «ловушек», как образно называет неудачные формулировки тестовых заданий доктор педагогических наук, профессор И.П. Подласый[4].

Батарея тестов второго уровня также включает три ступени, это тест-подстановка, конструктивный тест и тест-поиск. Приведем примеры формулировок заданий.

Тест-подстановка[5]

1. Назовите основные способы моделирования в Blender.

а) _______
б) _______
в) _______
г) _______
д) _______

Как видим, здесь, как и в тестовых заданиях первого уровня, ребенок может видеть некую подсказку, но если раньше она содержалась в самой формулировке задания (тесты на узнавание) или в предлагаемых перечных ответов, то здесь она сведена к минимуму: лишь о количестве способов моделирования напоминает это задание. Так же можно формулировать задания, требующие, например, привести признаки того или иного процесса, свойства какого-либо предмета или явления, жанры или стили определенной исторической эпохи и т.д.

Количество баллов, которые может получить ребенок, зависит от количества верных ответов, за каждый верный ответ дается один балл, за отсутствие верного ответа — ноль баллов. Максимум баллов определяется количеством позиций в перечне, который нужно заполнить.

Можно включать в данную ступень 2-3 задания.

Здесь, так же, как и в эталоне проверки для первого уровня, педагог прописывает ответ-эталон, так как задания данной ступени не допускают вариативности ответов.

Эта ступень — последняя в данной технологии, нацеленная на выявление уровня знаний обучающихся. Последующие в большей степени позволяют выявить личностное отношение обучающихся к осваиваемой сфере деятельности (соответственно, это выход на оценку личностных результатов), а также — понимание взаимосвязей различных сфер деятельности, интегрируемых в программе (выход на метапредметные результаты). Стоит отметить, что такой выход возможен в том случае, если педагог предусматривает его в формулировках заданий и том материале, который дается обучающимся для анализа.

Конструктивный тест[6]

1. Объясните, к чему приводят ниже описанные физические явления? Что между ними общего?

Жидкость может переходить в газообразное состояние двумя способами: путем кипения и испарения. Медленное превращение жидкости в пар, происходящее на ее поверхности, называется испарением.

Потоки воздуха усиливаются или ослабевают, в зависимости от удаленности от земли, так как на них влияет земное притяжение.

Помимо сопоставления текстовых фрагментов, детям можно предложить найти общее в произведениях музыки и живописи, в чертеже и природном объекте ли предмете народного промысла и т.д. Акцент на поиске общего обусловлен тем, что поиск различного — это, скорее, результат наблюдения, а при поиске общего, взаимосвязей активизируется именно мышление.

Ответ на данное задание предполагает развернутую форму, нечто вроде эссе, где ребенок как раз и сможет выразить собственное отношение к предлагаемому материалу.

Педагог при составлении эталона проверки формулирует в данном случае ответ-ориентир, где закладывает все возможные мыслительные повороты, к которым может прийти обучающийся. Количество баллов, которое можно будет выставить за ответ на задание данного типа, зависит от количества этих предполагаемых мыслительных поворотов. Очевидно, что ответы на задания данного типа требуют от ребенка больше усилий, нежели все предыдущие. Поэтому справедливо выставлять за них не один балл, а более. Правда, если можно найти только одно сходство — можно будет поставить один балл. Все зависит от того материала, который педагог положит в основу задания.

Тест-поиск[7]

1. Петру I принадлежит следующее высказывание: «Правитель, имеющий сухопутную армию, имеет одну руку, а имеющий еще и флот — две руки». Как Вы понимаете эти слова?

Как видим, в задании предлагается наиболее общая формулировка, не сковывающая мыслительного процесса обучающегося. Такие задания можно формулировать исходя из некоего тезиса, высказывания и т.д., но это может быть и проблемный вопрос, предложение задачи, способ решения которой нетрадиционен и пр.

Здесь также от обучающегося мы ожидаем развернутого аргументированного ответа. Педагог дает в эталоне проверки ответ-ориентир, предполагающий все мыслительные повороты. От их количества зависит и количество баллов, которое сможет получить ребенок.

Завершая ряд примеров, приведем образцы батарей тестов первого и второго уровней и эталонов проверки. Это работа А.Н. Лучкова, педагога дополнительного образования Центра технического образования ГБПОУ «Воробьевы горы».




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: