Теория. Уважаемые студенты, изучите, пожалуйста, теоретический материал

СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг. XX в.

Свержение Н. С. Хрущева и поиски политического курса. В начале 60-х гг. XX в. политика Хрущева, некоторые его преобразования вызывали неприятие, как среди большинства населения, так и среди части высшего руководства. Последнее особенно недовольно было решением о периодической ротации (смене) части руководящих партийных работников.

Преобразования Н. С. Хрущева закончились вместе с его отставкой. 14 —15 октября 1964 г. пленум ЦК КПСС сместил Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР.

Первым секретарем ЦК КПСС был избран JI. И. Брежнев. В обществе усилилась тяга к стабильности, и Брежнев вполне отвечал этому настроению: он не увлекался реформами. С годами он стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Президиума Верховного Совета СССР, Председателем Совета Обороны, занимал ряд других высших должностей.

Основой деятельности нового руководства вскоре стала концепция развитого социализма. Развитой социализм трактовался как этап в развитии советского общества.

Со страниц партийной печати исчезла критика сталинских времен, прекратилась реабилитация. Среди интеллигенции распространялись слухи, что вскоре последует политическая реабилитация Сталина. Однако этого не случилось, так как костяк руководства составляли люди, которые хорошо помнили репрессии и не желали их повторения. Внешне жизнь становилась размеренной и спокойной.

Власть и общество. КПСС по-прежнему контролировала все стороны жизни страны. К середине 80-х гг. XX в. партия насчитывала около 19 млн. членов и выступала в роли руководящей и направляющей силы всего народа. Вступление в партию являлось заветной мечтой многих людей, поскольку сулило приобщение к определенным должностям, льготам. Доступ в КПСС, будучи практически свободным для рабочих, ограничивался для представителей интеллигенции.

Во время правления Брежнева значительно выросло число министерств с 29 (1965) до 160 (середина 80-х гг.).

Принцип «стабильности кадров» был характерен, прежде всего, для самого Политбюро, из которого члены выводились крайне редко. Средний возраст членов Политбюро к началу 80-х гг. превышал 70 лет. Заседания часто носили формальный характер и длились не более 15 — 20 минут.

Несмотря на консерватизм Политбюро, оно не могло не считаться с велением времени. На партийных пленумах и съездах принимались резолюции о демократизации общественной жизни, о борьбе с бюрократизмом, о расширении прав советов. Так, в ведение сельских советов перешли вопросы, которые ранее решали районные советы. В 1972 г. был принят закон о полномочиях депутатов советов. Но большой роли советы не играли.

В октябре 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ее основу легла концепция развитого социализма. Главным принципом власти объявлялось полновластие народа, а политическую основу государства составляли советы. Во главе системы стоял Верховный Совет СССР, ядром политической системы была Коммунистическая партия (6-я статья Конституции).

Реформа 1965 г. и ее результаты.

 В 60-е гг. XX в. созданная И. В. Сталиным система, основанная на принципах равенства, начала саморазлагаться. Все больше людей желали иметь автомобили, дачи, модные вещи, совершать поездки за границу, делать то, что раньше считалось символом мещанства и осуждалось.

Попытки усовершенствования экономики начались в марте 1965 г. с реформ в аграрном секторе. Было принято решение об изменении практики планирования и заготовок сельскохозяйственной продукции, которую стали закупать по твердым ценам, составляемым с учетом особенностей отдельных районов страны.

 При поставке продукции сверх плана выплачивалась пятипроцентная надбавка, подобная надбавка полагалась и за поставку скота. Со слабых колхозов списывались задолженности. Были снижены налоги с подсобных хозяйств колхозников. Эти мероприятия улучшили положение, но не могли полностью поправить дела на селе.

Осуществление экономической реформы 1965 г., связанной с деятельностью Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина, началось после сентябрьского пленума ЦК КПСС. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Было признано необходимым ограничить централизованное планирование несколькими показателями (объем реализованной продукции, фонд заработной платы, прибыль).

Главным в проводимой реформе был переход от вала к объему реализованной продукции.

Теперь предприятия сами планировали рост производительности труда, снижение себестоимости, устанавливали величину средней заработной платы рабочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжаться полученной прибылью и использовать ее для переоснащения производства новой техникой, а также направлять полученные средства на повышение заработной платы.

По многим показателям восьмая пятилетка (1966 —1970) стала лучшей из всех за послевоенные годы, в ходе ее удалось приостановить снижение темпов роста производства. В строй вступило 1900 крупных предприятий. Была создана объединенная энергосистема Центральной Сибири, построены Приднепровская ГРЭС, Волжский трубный завод и ряд других крупных предприятий.

Хозяйственный застой.

 Переход на новые условия хозяйствования проходил с большим трудом. Министерства продолжали работать по-старому. В свою очередь, руководители предприятий пользовались предоставленной возможностью для снижения планов и повышения заработной платы, что вело к отставанию роста производительности труда от роста зарплаты.

Это вынудило правительство искать средства для латания дыр в бюджете страны с помощью фондов предприятий, что свело на нет весь смысл реформы, главной особенностью которой было предоставление хозяйственникам права свободно распоряжаться фондами.

В годы девятой (1971 — 1975) и десятой (1976 — 1980) пятилеток продолжался рост объемов производства. В эти годы вступил в строй Камский автозавод, пущены крупнейшие в СССР Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС, начал работу Волжский автомобильный завод в Тольятти, начинается строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Однако пятилетние планы не были полностью выполнены, особенно по сельскому хозяйству.

Во всех странах мира на рубеже 70 — 80-х гг. XX в. проходил новый этап научно-технической революции, связанный с широким внедрением в промышленность и быт микроэлектроники. Советский Союз отставал в развитии новых технологий (кроме отдельных предприятий военно-промышленного комплекса) от США, Европы, Японии, Южной Кореи. Экономика СССР во многом держалась на добыче и продаже на Запад сырья (нефти и газа).

Предприятия, по старинке настроенные на выпуск валовой продукции (несмотря на реформу 1965 г.), мало нуждались в научных разработках, которые проводились в научно-исследовательских институтах, а те, в свою очередь, нередко занимались проблемами, далекими от реальных нужд производства.

На многих производствах преобладал ручной и малоквалифицированный труд. Лишь некоторые заводы (ВАЗ, КамАЗ) соответствовали мировым стандартам, но построены они были в сотрудничестве с западными специалистами и оснащены в основном импортным оборудованием. Огромные средства поглощал выпуск военной продукции.

Неэффективность экономики и социальная апатия населения вызывали глубокую озабоченность руководства страны. В документах декларировалась борьба со взяточничеством и спекуляцией. Правда, реальных шагов почти не предпринималось.

Преемник Л. И. Брежнева Ю. В. Андропов попытался улучшить положение. Придя к власти в 1982 г., он отстранил от работы некоторых руководителей, обвиненных в коррупции. Однако в основном мероприятия Андропова свелись к попыткам укрепления дисциплины на производстве, усиления централизации управления. Характерными для его правления действиями стали облавы в общественных местах, где выявляли тех, кто должен был находиться в это время на рабочем месте. Все это мало способствовало улучшению дел в экономике, но зато раздражало людей.

После смерти Андропова к власти пришел К. У. Черненко, который в силу солидного возраста в целом продолжал курс Л. И. Брежнева.

Диссиденты.

 Ответом на господство во всех сферах общества официальной идеологии явилось возникновение в конце 50-х гг. XX в. неформальных объединений. Вначале представители этих объединений пытались бороться за улучшение советской системы, против отдельных ее недостатков, но затем перешли к оказанию сопротивления властям и борьбе за свержение режима.

Слово «диссидент» в переводе означает «несогласный» или, в переносном смысле, «инакомыслящий». Количество диссидентов было невелико. К ним относились и отдельные лица, и небольшие группы. Немалую роль в становлении диссидентского движения сыграл процесс над писателями Ю.М.Даниэлем и А.Д.Синявским за публикацию ими на Западе литературных произведений. Подобные произведения появились и в «самиздатских» брошюрах «Вече», «Поиски», «Память». Они печатались на пишущих машинках и распространялись среди читателей, число которых постепенно росло.

«Западническое» направление диссидентской борьбы фактически возглавлял академик А.Д.Сахаров — сторонник сближения капитализма с социализмом. Движение сторонников возвращения к православной монархии, существовавшей в России до 1917 г., олицетворял А.И.Солженицын.

К 70-м гг. XX в. движение диссидентов переходит на новый этап — правозащитный. Правозащитники отстаивали права различных групп населения. После подписания в Хельсинки в 1975 г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Москве образовалась группа содействия выполнению соглашений во главе с физиком Ю.Ф.Орловым.

Группа собирала сведения о нарушениях прав человека в Советском Союзе, которые затем направляла главам европейских стран. Деятельность группы продолжалась недолго, и в скором времени ее участники были арестованы. Многие правозащитники сами покинули Советский Союз или были высланы из него.

Социальная политика.

С начала 70-х гг. руководство СССР объявило главной задачей повышение благосостояния народа. Быстро рос размер заработной платы. К 1980 г. средняя зарплата по стране составляла 168,9 руб. При этом существовали значимые сферы жизни (здравоохранение, образование, обеспечение жильем, отдых), которые для граждан СССР были полностью или частично бесплатны. Росло обеспечение населения бытовой техникой. В течение 70-х гг. в четыре раза вырос выпуск легковых автомобилей. Огромный размах приобрело жилищное строительство. К 1980 г. более 100 млн. человек улучшили свои жилищные условия. Вместе с тем товаров в стране не хватало. С конца 70-х — начала 80-х гг. усилилась проблема дефицита.

Полки магазинов нередко оставались пустыми. Не хватало бытовой техники, одежда и обувь не пользовались спросом из-за плохого качества и устарелости моделей. Тогда же усилились перебои с продовольственным снабжением. В ряде регионов стали вводить талоны на продукты питания. Все это способствовало росту теневой экономики. Развивались нелегальная торговля, сфера услуг (ремонт жилья, техники, пошив одежды и пр.) и даже производство.

Численность рабочих постоянно увеличивалась, этот процесс шел за счет выходцев из села. Росло число инженерно- технических работников, получивших высшее образование в самых разнообразных вузах.

Несмотря на рост благосостояния (ныне 70-е гг. XX в. считаются лучшими по этому показателю во всей отечественной истории), значительная часть населения была недовольна своим положением. Приходящая с Запада информация (через рассказы побывавших там, западные фильмы, переводную литературу, зарубежное радиовещание) о более высоком уровне жизни в странах Западной Европы и США воспринималась многими гражданами СССР как свидетельство того, что страна двигается в неверном направлении.

Внешнеполитическое положение СССР.

Отношения СССР с западными странами постепенно приобретали все более конструктивный характер. С середины 60-х гг. XX в. развивались и крепли связи с Францией. Значительный прогресс был, достигнут в процессе взаимных договоренностей между СССР и США.

Политика разрядки и начало разоружения были связаны с установлением стратегического паритета (равенства) ракетно-ядерных потенциалов СССР и США. К 1968 г. количество советских ракет и ядерных зарядов стало примерно равным американским. Отныне США не могли уже безнаказанно нанести по СССР обезоруживающий удар (планы таких ударов разрабатывались американским руководством начиная с 1945 г.). Именно это заставило США прислушаться к призывам СССР к разоружению.

Однако с конца 70-х — начала 80-х гг. в США вновь возродились представления о возможности добиться решающего перевеса над СССР. Была поставлена задача — создать в космосе надежную защиту от ракетного удара со стороны СССР и достичь возможности уничтожения всех советских военных спутников (программа «звездных войн», или стратегическая оборонная инициатива — СОИ). США отказались от политики разрядки.

Усиливались разногласия между СССР и КНР. На советско-китайской границе в конце 60-х гг. происходили вооруженные столкновения.

Ввод советских войск в Афганистан, начавшийся в конце 1979 г., еще более ухудшил отношения СССР с западными странами и Китаем.

СССР в годы перестройки (1985 — 1991 гг).

К середине 1980-х гг. возникла необходимость в перестройке всего общества. В марте 1985 г. на должность генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачёв. Период его правления получил название «перестройка». Основной целью политики М. С. Горбачёва было совершенствование социалистической системы.

Основные направления перестройки:

Ø Соединение преимуществ социализма с рынком:

Ø Обеспечение разнообразия форм собственности;

Ø Создание хозяйственного саморегулирующегося механизма при сохранении направляющей роли государства;

Ø Повышение экономической активности.

Ø Демократизация советской общественной и политической системы.

Ø Реорганизация унитарной государственной системы

Ø Новая идеология внешней политики («новое политическое мышление») – открытость для окружающего мира.

Причины перестройки:

Ø Необходимость преодолеть кризисные явления во всех сферах жизни советского общества;

Ø Необходимость преодолеть тенденцию к изоляции СССР от мирового сообщества.

· 1 этап. 1985 – 1987 гг.

Взят курс на ускорение социально-экономического развития:

 

Ø модернизация производства;

Ø перевод предприятий на хозрасчёт;

Ø увеличение выпуска оборудования.

Начало развития частной инициативы и предпринимательства: 19 ноября 1986 г.— закон об индивидуальной трудовой деятельности → начало предпринимательства в стране.

Начало проведения политики гласности. Появились публикации запрещённых ранее произведений, произошла смена партийного руководства творческих союзов, в печати появились произведения и исследования западных авторов. Проявления гласности стали важным шагом на пути к формированию многопартийности.

Результаты: снижение объёмов выпуска товаров народного потребления, дефицит, падение темпов производства.

Причины неудач: командно-административные методы, падение цен на нефть, антиалкогольная кампания (сокращение доходов в бюджет), сокращение бартерного обмена, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г.

· 2 этап. Январь 1987 г. — лето 1988 г.

Возобновлён процесс реабилитации репрессированных в 1930—1950-х гг. Появилась первая оппозиция.

1987 г. Принят закон «О государственном предприятии». Предприятия получили право продавать сверхплановую продукцию.

Признание равенства на селе пяти форм хозяйствования: наряду с колхозами и совхозами — агрокомбинатов, арендных предприятий, фермерских хозяйств.

26 мая 1988 г.— закон о кооперативной деятельности → постепенное возрождение частного сектора в экономике.

Результаты: сокращение аграрного производства, увеличение государственного долга, дефицит товаров первой необходимости.

Причины неудач: отсутствие финансов (необоснованные надежды на иностранные инвестиции), отсутствие продуманного законодательства, отсутствие гарантии продолжения реформ.

· 3 этап. Лето 1988 г. — май 1989 г.

Начался процесс проведения реформ в политической сфере: сформированы новые органы власти (Съезд народных депутатов СССР), появились новые политические партии. Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов → обострение борьбы общественно-политических сил.

1989 г. Проведены первые выборы народных депутатов СССР на альтернативной основе. М. С. Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР.

Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений. Карабахская проблема: конфликт между Арменией и Азербайджаном (с 1988 г.), вооружённые столкновения в Абхазии (с 1989 г.), волнения в Узбекистане и конфликт между турками-месхетинцами и узбеками (1989 г.), межэтнические столкновения в Киргизии (1989 г.) → усиление борьбы за власть между союзной и национально-республиканскими политическими элитами.

Обретение перестроечными процессами неуправляемого характера.

· 4 этап. Лето 1989 г. — август 1991 г

Ослабление централизованного управления вызвало нарастание экономических проблем. Начало экономического кризиса → июль 1989 г.— забастовки шахтёров.

1989 г. Началась деятельность I Съезда Советов СССР.

1989 г. Вышло разрешение на организацию индивидуального сельскохозяйственного производства.

Февраль 1990 г. Проходили выступления с требованиями отказа КПСС от монополии на власть.

15 марта 1990 г. М. С. Горбачёв избран президентом СССР.

29 мая 1990 г. Б. Н. Ельцин избран председателем Верховного Совета РСФСР.

12 июня 1990 г. Принята Декларация о суверенитете России, положившая начало «параду суверенитетов».

17 марта 1991 г. Проведён референдум о сохранении СССР (более 75 % населения проголосовали «за»).

1 апреля 1991 г. Цены на товары выросли в 2 — 5 раз.

12 июня 1991 г. Б. И. Ельцин избран президентом РСФСР.

Выработка путей перехода к рыночной экономике:

Резкое обострение экономической ситуации и нарастание социальной напряжённости.

Августовский кризис 1991 г. → обвальный распад общественных структур и государства.

Конец перестройки.

Причины неудачи перестройки

Ø Отсутствие продуманной концепции перестройки и плана её реализации.

Ø Негативные результаты экономических реформ, падение жизненного уровня населения.

Ø Раскол в партийно-государственном руководстве страны.

Ø Противостояние союзной и республиканской элиты.

Ø Отсутствие правовых механизмов разрешения политических, экономических, социальных, национальных конфликтов, экологических и социальных проблем

Закрепление.

Ответьте на вопросы:

1. Перечислите основные направления перестройки

(Примерный ответ.

Ø Соединение преимуществ социализма с рынком;

Ø Обеспечение разнообразия форм собственности;

Ø Создание хозяйственного саморегулирующегося механизма при сохранении направляющей роли государства;

Ø Повышение экономической активности.

Ø Демократизация советской общественной и политической системы.

Ø Реорганизация унитарной государственной системы

Ø Новая идеология внешней политики («новое политическое мышление») – открытость для окружающего мира.)

2. Какие национальные конфликты были во второй половине 1980- х гг?

(Примерный ответ. Карабахская проблема: конфликт между Арменией и Азербайджаном (с 1988 г.), вооружённые столкновения в Абхазии (с 1989 г.), волнения в Узбекистане и конфликт между турками-месхетинцами и узбеками (1989 г.), межэтнические столкновения в Киргизии (1989 г.).

Задание.

Ответьте на вопросы:

1.Охарактеризуйте  экономическую реформу 1965 г,  какие результаты она имела?

2. Какие цели ставило перед собой диссидентское движение, кратко охарактеризуйте его.

3.В чём заключалась политика «гласности»?

4.Перечислите причины неудачи перестройки

Задание необходимо отправить на электронную почту до 15.00- 16.06.2020. nina-morozova-65@mail.ru. Не забываем указывать дату урока, предмет, номер группы, фамилию, имя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: