По мнению Профсоюза, социальное партнерство является надежным инструментом реализации актуальных задач развития образования и обновления самого Профсоюза

ОТЧЕТ

Центрального Совета Общероссийского

Профсоюза образования за период с марта 2015 года

По март 2020 года и действиях Профсоюза по защите

Трудовых прав и социально-экономических интересов

Членов Профсоюза

 

Центральный Совет Профсоюза в отчётный период уделял пристальное внимание укреплению организационного единства, повышению эффективности деятельности Профсоюза в реализации уставных задач на основе применения цифровых технологий и новых форм работы.

Численность Профсоюза составляет 3 910 407 человек, из которых 2 635 986 (67,4%) работающих, 1 165 001 (29,8%) студентов и 109 420 (2,8%) неработающих пенсионеров - членов Профсоюза.

В целом в образовательных учреждениях России, имеющих первичные организации Профсоюза,  работают 3 668 604 чел. Общий охват профсоюзным членством среди работающих составляет 71,9 %.

На дневных отделениях в государственных и муниципальных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях системы Минобразования России обучается 1 524 758 студентов. Охват профсоюзным членством среди обучающихся составляет 76,4 %.

В структуру Профсоюза входят 80территориальных профсоюзных организаций, объединяющих местные и первичные организации Профсоюза в 85 субъектах РФ,  2 291- на уровне муниципальных образований и 74 829 первичных профсоюзных организаций в образовательных организациях,
в том числе 1 703 - в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях (в вузах – 493, из которых 180профсоюзных организаций студентов; в учреждениях профессионального образования (СПО) – 1210, из них – 72 профсоюзных организации обучающихся).

Значительное внимание уделяется созданию новых профсоюзных организаций, формированию мотивации профчленства в педагогических коллективах и студенческом сообществе.

Несмотря на сокращение численности работающих в связи с перманентными процессами модернизации сферы образования, удалось избежать серьезного уменьшения численности Профсоюза под влиянием субъективных факторов. В одиннадцати региональных организациях Профсоюза произошло увеличение численности членов Профсоюза. В 25 региональных профсоюзных организациях охват профсоюзным членством составляет от 80 до 99%, что значительно выше среднего по Профсоюзу (73,2%).

За этими показателями стоит значительная организаторская работа более чем миллионного профсоюзного актива первичных и территориальных профсоюзных организаций.

В целом удалось выстроить работоспособную структуру организаций Профсоюза, приумножить кадровые, информационные, финансовые ресурсы и подтвердить способность Профсоюза противостоять различным внешним вызовам.

В связи с продолжающейся реструктуризацией образовательных организаций, их объединением в крупные образовательные комплексы, научно-образовательные центры продолжается работа по приведению профсоюзной структуры в соответствие со структурой образовательных организаций, по развитию института представителей (уполномоченных) Профсоюза, сокращению малочисленных и малоэффективных профсоюзных организаций и переходу их на централизованный бухгалтерский учёт в региональные организации Профсоюза, что позволило повысить профессиональный уровень финансовой работы и исполнительской дисциплины в Профсоюзе, а также эффективность использования финансовых средств Профсоюза.

В настоящее время работа организаций всех уровней структуры Профсоюза, осуществляется с учетом новых форм и методов работы, определенных в постановлении Центрального Совета Профсоюза «Об организационно-финансовом укреплении Профсоюза, его межрегиональных, региональных, местных и первичных профсоюзных организаций» от 15 декабря 2016 года, среди которых использование проектного метода планирования и реализации приоритетных задач Профсоюза, введение института организаторов по приёму в Профсоюз, совершенствование организации и содержания обучения профсоюзного актива, в том числе создание дистанционной формы обучения на базе факультета заочного обучения при ЦС Профсоюза, введение аттестации профсоюзных кадров, проведение паспортизации местных (городских и районных) организаций Профсоюза, формирование и введение системы рейтингования профсоюзных организаций и др.

В отчётный период реализован масштабный проект - «Публичный (открытый) отчёт выборного профсоюзного органа», который формируется ежегодно повсеместно от профкома школы до Центрального Совета Профсоюза.

В 80% профсоюзных организаций ежегодно составляются публичные (открытые) отчёты и размещаются на сайтах или страницах в Интернете, такие отчёты обеспечивают большую открытость и доступность информации о деятельности профсоюзных органов не только для членов Профсоюза, но и для общества, что делает Общероссийский Профсоюз образования более привлекательным и повышает его авторитет как института гражданского общества.

Начатая в предыдущий отчетный период практика объявления темы Года в Профсоюзе, принесла позитивные результаты и в отчетном периоде: по итогам Года молодежи в 2015 году, Года правовой культуры в 2016 году, Года профсоюзного PR-движения в 2017 году, Года охраны труда в 2018 году, Года 100-летия студенческого профсоюзного движения – в 2019 году.

Начиная с 2018 года Центральный Совет Профсоюза реализует Пилотный проект по цифровизации Профсоюза, которым уже охвачено 35 межрегиональных и региональных профсоюзных организаций.

С активным развитием и применением новых цифровых технологий ипереходом Профсоюза на электронный профсоюзный билет

 Центральный Совет Профсоюза связывает возможность значительного организационного укрепления Профсоюза и принципиальных позитивных изменений во всей внутрисоюзной работе.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр Общероссийского Профсоюза образования» поставлены на профсоюзный электронный учёт более 1 млн членов Профсоюза, или уже более 80% от количества членов Профсоюза, находящихся на учете в организациях Профсоюза - участниках Пилотного проекта.

Краснодарская, Ставропольская краевые, Алтайская, Чеченская, Чувашская республиканские, Нижегородская, Орловская областные организации Профсоюза практически завершили переход на электронный учет членов Профсоюза и внесли основные сведения о всех членах Профсоюза, состоящих на учете в первичных профсоюзных организациях этих территориальных организаций, в Единый реестр Общероссийского Профсоюза образования. В Профсоюзе уже более 700 тысяч членов Профсоюза обменяли свои бумажные профсоюзные билеты на новые электронные в виде пластиковой карты или учтённые в мобильном приложении.

2020 год объявлен Исполкомом Профсоюза Годом цифровизации Профсоюза. В этот год к трудоемкой работе по формированию Единого реестра Профсоюза, постепенному обмену профсоюзного билета на билет в электронной форме, присоединятся все организации Профсоюза.

Продолжается работа по укреплению профсоюзных организаций штатными профсоюзными работниками и специалистами по различным направлениям деятельности.

Сегодня в Профсоюзе на штатных должностях работает 5 031 человек, из которых 2 384 - выборные профсоюзные работники, председатели и заместители председателей профсоюзных организаций. Работу в области профсоюзного (общественного) контроля ведут 144 правовых инспекторов труда и юристов и 56 технических инспекторов труда.

В отчётном периоде утверждена концепция формирования и развития образовательного комплекса Профсоюза, которая призвана обеспечить формирование единого образовательного пространства в Профсоюзе, заложить новые традиции в системе профсоюзного образования и обеспечить обучение кадров и актива.

В целом по Профсоюзу всеми формами обучения, в том числе
в 15,5 тыс. школ профсоюзного актива и постоянно действующих семинарах, на целевых семинарах для молодых педагогов и студенческой молодежи было обучено около полумиллиона профсоюзных активистов, в том числе на центральных курсах при ЦС Профсоюза более 2-х тысяч.

В ходе отчетно-выборной кампании 2019 года произошло определенное обновление профсоюзных кадров и актива на уровне единоличных выборных органов. Так, среди председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза сменяемость составила 10%, местных организаций Профсоюза – 23 %, первичных профсоюзных организаций – 18%.

Большое внимание уделяется методической работе в Профсоюзе.
За отчётный период специалистами аппарата Профсоюза подготовлено 46 методических пособий, сборников и бюллетеней как на бумажных, так и электронных носителях по всем основным направлениям деятельности профсоюзных организаций.

 

Работа по информационному сопровождению деятельности Профсоюза ориентирована на две основные целевые аудитории: члены Профсоюза и членские организации Общероссийского Профсоюза образования, с одной стороны, органы власти, средства массовой информации, партнеры и иные общественные организации – с другой стороны.

Среди многих и разнообразных направлений информационной работы в Профсоюзе к наиболее важным следует отнести: ведение портала Профсоюза, освещение жизнедеятельности организации и основных образовательных событий в новостной ленте официального сайта: https://www.eseur.ru/; ведение официальных групп в ВКонтакте; Инстаграмм, Фейсбук, Одноклассники, YouTube, Twitter; взаимодействие со СМИ; взаимодействие с партнёрами («Учительская газета»,«Солидарность»,ООО «АМК Идеал Медиа - «ПрофсоюзТВ», Федеральный научно-методический центр в области психологии и педагогики толерантности) и иными общественными организациями (клубами «Учитель года», «Воспитатель года», «Ассоциацией лучших школ России» и т.п.); издание корпоративной газеты «Мой Профсоюз»; организация, проведение и медиа-сопровождение специальных мероприятий (семинаров, конкурсов, конференций, школ), среди которых Всероссийские конкурсы и проекты («Учитель года», «Воспитатель года», «Мой первый учитель», «Арктур», «Другая школа» в МДЦ «Артек», «Педагогический навигатор» в ВДЦ «Смена»), Всероссийская педагогическая школа (ВПШ), учебно-тренировочный лагерь и др.

В 2017 году в целях укрепления и сохранения единого информационного пространства Профсоюза была полностью реорганизована система электронного почтового оборота Профсоюза. В 2019 году сайт Профсоюза претерпел плановую модернизацию с учётом современных требований к подаче информации. Посещаемость сайта на протяжении последних 10 лет остаётся стабильной, удерживая число уникальных посетителей на уровне около 1,1 - 1,5 миллионов человек.

Из 80 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза 77 организаций имеют своё представительство в сети Интернет. В 2015 году их было 72.

При этом собственные сайты имеют 50 организаций Профсоюза, сайты в рамках портала – 26 организаций, одна организация - работает на платформе социальной сети Facebook.

К сожалению, работа Еврейской областной и Сахалинской областной, Камчатской краевой профсоюзных организаций на протяжении многих лет никак не отражается в интернет пространстве.

Важный аспект деятельности ЦС Профсоюза на федеральном уровне – обучение профактива по направлению «PR-деятельность», помощь коллегам, специалистам по информационной работе региональных организаций Профсоюза, особенно тем из них, кто не имеет специального журналистского образования и журналистской практики.

С 2018 года ЦС Профсоюза совместно с Центром толерантности реализуется проект «Каждый важен», направленный на оказание практической помощи всем участникам образовательного процесса: учителям, ученикам и их родителям, который должен стать новым этапом противодействия насилию в школьных коллективах.

Молодёжное педагогическое движение в Профсоюзе является эффективным инструментом укрепления организационного ресурса ЦС Профсоюза, региональных организаций Профсоюза, формирования кадрового резерва в состав выборных профсоюзных организаций, а также служит социальным лифтом для молодых специалистов, активно участвующих в этом движении.

В период с 2015 по 2020 г. в Профсоюзе была сформирована структура Совета молодых педагогов при Центральном Совете Профсоюза (далее – СМП при ЦС Профсоюза) и выстроена система работы с молодыми педагогическими работниками на федеральном и региональном уровнях. Год молодёжи, объявленный в 2015 году, способствовал активизации процесса создания региональных СМП и развития молодёжного педагогического движения.

Осуществляя системную работу с молодыми педагогами, Профсоюз взаимодействует с органами власти по разработке и реализации мер поддержки молодых педагогов, реализует образовательные проекты, осуществляет грантовую поддержку молодёжных инициатив, развивает практики наставничества.

 




Общероссийский Профсоюз образования в отчетный период регулярно проводил мониторинг выявления фактов высвобождения работников образования, а также фактов задолженности по заработной плате, изменения размеров и порядка предоставления социальных гарантий педагогическим и иным работникам образования, ветеранам педагогического труда, студентам.

В декабре 2016 года Центральный Совет Профсоюза, рассмотрев тревожную информацию об увеличении количества субъектов РФ и образовательных организаций, где нарушаются трудовые права работников образования в связи с невыплатой заработной платы по причине приостановления (блокировки) осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах муниципальных бюджетных образовательных организаций, признал меры, осуществляемые властями всех уровней по преодолению фактов нарушений трудовых прав работников образования, неэффективными и определил ряд первоочередных действий Профсоюза.

В результате обращения ЦС Профсоюза к председателю Правительства Российской Федерации Д..А. Медведеву, в ФНПР и секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), были проведены консультации специалистов ЦС Профсоюза под руководством Председателя Профсоюза с представителями Минфина России, Минобрнауки России, Минюста России, Роструда, определены меры по урегулированию напряженной социальной ситуации в ряде субъектов РФ, вызванной задолженностью по выплате заработной платы работникам образования.

В 2017 году продолжилась работа ЦС Профсоюза по проведению мониторинга по вопросам, связанным с нарушением сроков и стандартных процедур получения заработной платы работниками образовательных организаций, реализующих программы общего образования и дополнительного образования детей, с целью осуществления контроля и системного анализа ситуации. Вопрос трижды в течение года рассматривался на заседаниях рабочей группы РТК, в том числе с участием представителей регионов, в которых было допущено нарушение трудовых прав работников образования.

 По инициативе Профсоюза в июне 2017 года было подготовлено совместное с Минобрнауки России обращение к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Координатору Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Ольге Голодец, в котором были изложены подготовленные Профсоюзом предложения по внесению изменений в федеральный закон от 08.05.2010 года №83-ФЗ и приведены необходимые обоснования для этих изменений.

В результате последовательных и настойчивых действий Профсоюза 27 ноября 2017 года был принят Федеральный закон № 347-ФЗ, в котором был установлен новый порядок осуществления платежей с лицевых счетов бюджетных учреждений и который позволяет учреждению в условиях приостановления операций по расходованию средств на лицевом счете осуществлять списание со счета денежных средств в целях выплаты заработной платы работникам в рамках стандартной процедуры по платежным поручениям без решения суда.

Усилия Профсоюза в отчетный период были направлены на обеспечение в постоянном взаимодействии с органами государственной власти РФ реализации положений статьи 144 Трудового кодекса РФ в части установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) базовых ставок заработной платы, которые могут быть применены в качестве минимальных федеральных гарантий по оплате труда в целях обеспечения объективной дифференциации в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений.

 Требование профсоюзов и, прежде всего, профсоюзов бюджетной сферы ускорить разработку и определить конкретные сроки введения базовых окладов (базовых должностных окладов и ставок заработной платы), опиравшихся на Указ Президента Российской Федерации № 597, предусмотревший их установление к 2015 году, явилось предметом непростых переговоров при заключении Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы и нашло отражение в его тексте, правда, на условиях проведения консультаций по данному вопросу.

 

Общероссийский Профсоюз образования принимает непосредственное участие в разработке Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, ежегодно утверждаемых решением РТК (далее – Единые рекомендации).

В связи с затягиванием принятия на федеральном уровне решения об установлении гарантий по оплате труда в виде базовых ставок и окладов работников государственных и муниципальных учреждений, по настоянию Профсоюзов бюджетной сферы в Единые рекомендации было включено положение об осуществлении перераспределения средств в структуре их заработной платы с тем, чтобы средства, предназначенные на оплату их труда, направлялись преимущественно на увеличение ставок заработной платы (должностных окладов), в том числе педагогических работников.

Кроме того, по инициативе Профсоюза в специальном разделе Единых рекомендаций, предусматривающем ежегодно направления совершенствования  систем оплаты труда работников сферы образования, за отчетный период было рекомендовано увеличить с 60 до 70% объем фонда оплаты труда (без учета средств, приходящихся на отдельные выплаты компенсационного характера) в государственных и муниципальных организациях, направляемого на установление доли гарантированной части оплаты труда в виде ставок заработной платы и должностных окладов в структуре заработной платы педагогических и иных работников.

В результате многомесячных переговоров в рамках РТК в утвержденный текст Единых рекомендаций на 2020 год были внесены предложенные профсоюзами бюджетной сферы при поддержке ФНПР важные дополнения, предусматривающие:

- установлениеокладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников и построение системы оплаты труда в государственных и муниципальных организациях бюджетной сферы на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп;

- учет правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе о неправомерности включения в состав МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат), изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П, существенно повышающих уровень гарантий работников в сфере оплаты труда;

- учет поручений Президента Российской Федерации от 8 октября 2019 года по определению Правительством Российской Федерации на федеральном уровне требований к отраслевым системам оплаты труда, формируемым на региональном уровне.

 

В 2018 -2019 годах Общероссийским Профсоюзом образования дважды был проведен мониторинг региональных моделей систем оплаты труда педагогических работников, размеров ставок заработной платы и должностных окладов учителей, воспитателей, преподавателей
за норму часов педагогической (учебной) работы.

В частности, более чем в 70% регионов ставки заработной платы (должностные оклады) учителей не достигают утвержденного на федеральном уровне МРОТ. Доля ставок заработной платы (должностных окладов) учителей в структуре средней заработной платы учителей в 64 субъектах РФ не достигает 30%, в том числе в 26 субъектах РФ – 20%.

Анализ материалов проведенного в 2018-2019 годах мониторинга позволил сделать вывод о том, что уровень средней заработной платы в субъектах Российской Федерации по категориям педагогических работников, определенный целевыми показателями в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 2012 года, продолжает достигаться преимущественно за счет применения дополнительных видов выплат за дополнительную работу и, прежде всего, за дополнительную учебную (преподавательскую, педагогическую) работу сверх установленных норм часов за ставку заработной платы. Проведенные расчеты по представленным регионами материалам мониторинга дали возможность сделать заключение о том, что фактическая средняя учебная нагрузка, выполняемая учителями в большинстве регионов, превышает установленную норму учебной нагрузки в 1,5 – 2 и более раз.

Также был сделан подкрепленный фактами вывод о том, что при установлении и совершенствовании систем оплаты труда отдельные положения Единых рекомендаций во многих регионах попросту игнорируются. Не обеспечивается в регионах при совершенствовании системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций также и учет положений Методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций, разработанных совместно Минобрнауки России и Профсоюзом и направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России, декабрь 2017 года).

Сформированные по итогам проведенного в 2018-2019 годах мониторинга выводы о низком уровне эффективности регулирования вопросов совершенствования системы оплаты труда работников образовательных организаций в субъектах РФ на основе утверждаемых на федеральном уровне рекомендаций стали для Профсоюза дополнительным серьезным аргументом и основанием для активизации действий по отстаиванию своей позиции о необходимости повышения уровня федеральных гарантий по оплате труда педагогических и иных работников образования.

 


Проведенная Профсоюзом, его региональными, местными и первичными организациями общероссийская акция в сентябре-октябре 2019 года в форме массового направления обращений к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшихся во всех регионах встреч, переговоров представителей законодательной и исполнительной власти с профсоюзными лидерами по требованиям Профсоюза ускорить принятие конкретных мер по реальному повышению заработной платы работников образования, повышению уровня федеральных гарантий по оплате труда и введению единой отраслевой системы оплаты труда работников в сфере образования, позволила продемонстрировать власти всех уровней сплоченность и единство Профсоюза в намерении отстаивать законные права работников на достойные условия и оплату труда.

 

Профсоюз, основываясь на результатах федерального статистического наблюдения, проводимого Росстатом, а также информации, поступающей из профсоюзных организаций, от членов Профсоюза, в отчетный период осуществлял постоянный мониторинг выполнения целевых показателей повышения уровня заработной платы педагогических работников по определенным в Указах Президента Российской Федерации категориям (в период 2015 – 2018 годов), а также мониторинг обязательств власти по не снижению в 2019 году целевых показателей, установленных Указами на 2018 год.

В 2015 году произошло самое серьёзное снижение реальной заработной платы за период 2000-2019 гг. с учётом введения экономических санкций против Российской Федерации со стороны западных стран, США и ухудшение в период 2014 и 2015 годов ценовой конъюнктуры мировых рынков для российских экспортёров, что привело к резкому экономическому спаду в стране. Реальная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации
(её покупательная способность) снизилась в сравнении с 2014 годом на 10% из-за того, что уровень инфляции (ИПЦ) в среднем за 2015 год составил 115,53% и стал максимальным за период с 2002 года. В результате реальная заработная плата в целом по экономике страны достигла уровня 2014 года только в 2018 году  и только в 2019 году составила 106,09% к уровню 2014 года. По сравнению с 2014 годом снижение реальной заработной платы педагогических работников в 2015 году составило от 12% (у учителей) до 7%
(у преподавателей образовательных организаций высшего образования).

 В 2019 году покупательная способность заработной платы отдельных категорий педагогических работников сферы образования превысила уровень 2014 года, в том числе педагогических работников организаций дополнительного образования детей (110,4%), преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений профессионального образования (102,6%), преподавателей образовательных учреждений высшего образования (138,2%), научных сотрудников (159,6%).

В то же время в 2019 году покупательная способность заработной платы наиболее многочисленных категорий работников сферы образования не достигла уровня 2014 года: у педагогических работников общеобразовательных организаций она составила 94,6%, а у педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – 96,4% к уровню 2014 года. Покупательная способность заработной платы учителей в 2018 году составила лишь 90,45% к уровню 2014 года (данные за 2019 год пока не опубликованы)

Справочно. По данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата работников выросла в 2019 году (по сравнению с 2014 годом):

по полному кругу организаций в целом по экономике - в 1,46 раза (2019 год – 47468 руб., 2014 год – 32495 руб.);

педагогических работников общеобразовательных организаций – в 1,3 раза (2019 год – 41116 руб., 2014 год – 31535 руб.);

педагогических работников дошкольных образовательных организаций – в 1,33 раза (2019 год – 33985 руб., 2014 год – 25592 руб.);

педагогических работников организаций дополнительного образования детей – в 1,52 раза (2019 год – 38509 руб., 2014 год – 25324 руб.);

педагогических работников организаций профессионального образования – в 1,41 раза (2019 год – 39147 руб., 2014 год – 27691 руб.);

педагогических работников организаций высшего образования – в 1,9 раза (2019 год – 89851 руб., 2014 год – 47188 руб.);

научных работников – в 2,2 раза (2019 год – 106011 руб., 2014 год – 48212 руб.).

Для сравнения: за 2015-2019 годы потребительские цены на товары и услуги увеличились практически в 1,4 раза.

За отчетный период произошло усиление межрегиональной дифференциации в оплате труда педагогических работников, которая в 2019 году составила:

по общеобразовательным организациям – 4,55 раза;

по дошкольным образовательным организациям – 3,97 раза;

по организациям дополнительного образования детей – 4,55 раза;

по организациям профессионального образования – 5,0 раз;

по организациям высшего образования –3,45 раза.

Использование, начиная с 2015 года, в качестве целевого показателя повышения уровня заработной платы педагогических работников среднего дохода от трудовой деятельности, рост которого все больше отстает от роста средней зарплаты в целом по экономике, дополнительно послужило замедлению процесса восстановления покупательной способности заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования, в том числе учителей, а также педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Таким образом, ожидаемый социальный эффект от предпринятых Правительством РФ мер по реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 2012 года, не был получен, а ожидания педагогических работников оказались не реализованными.

Заработная плата работников бюджетной сферы, в том числе работников образования, не поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года, в отсутствие федерального закона об обязательности ежегодной индексации заработной платы, не индексировалась с 2014 года по 2017 год, несмотря на перманентное повышение в указанный период потребительских цен и тарифов на жилищно-коммунальные и иные услуги населению, а также, несмотря на настоятельные требования Профсоюза, предусмотреть бюджетные ассигнования на эти цели в рамках формирования бюджетов всех уровней на очередной финансовый год. 

Уровень оплаты труда этих работников значительно отстает от уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, поименованных в Указах. Сохранение на крайне низком уровне оплаты труда работников из числа инженерно-технических работников и учебно-вспомогательного персонала вызывает серьезные проблемы кадрового обеспечения образовательных организаций, призванных добиваться достижения высоких показателей качества образования. Проведенная индексация заработной платы этих категорий работников с 01.01.2018 года и с 01.10.2019 года соответственно на 4% и 4,3% не способствовала ощутимому изменению ситуации.  

В связи с тем, что в качестве основного механизма повышения заработной платы работников, не поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года, в отчетный период использовалось повышение МРОТ, Профсоюз во взаимодействии с профсоюзами, входящими в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, и в рамках ФНПР добивались решения об ускорении доведения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также принятия решения в законодательном порядке об исключении из состава МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат.

 



В настоящее время задача, поставленная на VII Съезде Общероссийского Профсоюза образования о необходимости внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ, частично решена.

 Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 421-ФЗ определен механизм установления, начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года, минимального размера оплаты труда в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

При этом федеральный МРОТ введен досрочно с 1 мая 2018 года в размере 11163 руб., с 1 января 2019 года составлял 11 280 руб., а с 1 января 2020 года увеличен до 12 130 рублей. Таким образом, за отчетный период МРОТ повышался 8 раз, в результате за 5 лет его величина возросла в 2 раза, с 5965 рублей до 12130 рублей. 

Что касается задачи, связанной с предложениями о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части определения и конкретизации состава МРОТ, то до настоящего времени эти предложения законодательного закрепления пока не получили, несмотря на правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации относительно института минимального размера оплаты труда.

 

Поддерживая поручение Президента Российской Федерации Правительству РФ об обеспечении внесения в Трудовой кодекс РФ изменений, направленных на наделение Правительства РФ полномочиями по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда, Профсоюз будет добиваться принятия решения о разработке и введении отраслевой системы оплаты труда в сфере образования, основанной на сформированных с учетом предложений Профсоюза требованиях. В частности, Профсоюз считает необходимым:

1) установить базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы образования
(в рамках реализации полномочий, установленных статьёй 144 ТК РФ);

2) разработать и ввести с 2021 года отраслевую систему оплаты труда в сфере образования с учетом определенных Правительством РФ требований и на основе установления на федеральном уровне:

– гарантий по оплате труда в виде доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы за норму педагогической (или учебной (преподавательской) работы);

– перечня видов выплат стимулирующего характера работникам сферы образования;

– перечня видов выплат компенсационного характера работникам сферы образования.

 


Специалистами ЦС Профсоюза в инициативном порядке разработан проект федерального закона по внесению изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, содержащий предложения Профсоюза по формированию требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Текст этого законопроекта размещен на официальном сайте Общероссийского профсоюза образования, а также направлен депутатам Комитета Государственной Думы по образованию и науке, в Министерство просвещения Российской Федерации.  

Деятельность Профсоюза по сохранению права на досрочное назначение педагогическим работникам страховой пенсии в период после VII Съезда была направлена на непосредственное взаимодействие с Минобрнауки России, Минтрудом России и Пенсионным Фондом РФ в решении вопросов реализации постановления Правительства РФ от 28 августа 2014 г. № 869, связанных с установлением тождественности в новых и прежних наименованиях образовательных организаций, а также по разъяснению принятых Минтрудом России соответствующих приказов.

В результате проявленной Профсоюзом принципиальной позиции и благодаря его эффективному взаимодействию с социальными партнерами в ходе рассмотрения федерального законопроекта об увеличении пенсионного возраста право педагогических работников на досрочную пенсию сохранено, требования к стажу работы, дающей право на указанную пенсию, не изменились, в связи с чем она по-прежнему назначается независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность, но законодательно, в качестве условий ее назначения введены два новых понятия: «г од возникновения права на страховую пенсию по старости» и «сроки назначения страховой пенсии по старости».

Вместе с тем, учитывая, что положения Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ вызвали многочисленные вопросы у правоприменителей, Профсоюз обратился в Минтруд России, Пенсионный Фонд России (ПФР), а также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. за разъяснениями по вопросам, связанным с уточнением для лиц, осуществлявших не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, порядка установления факта «год возникновения права на страховую пенсию по старости», о необходимости отнесения их по аналогии с гражданами, для которых увеличен пенсионный возраст, к гражданам предпенсионного возраста, что дает основание для предоставления мер социальной поддержки.

В соответствии с решением рабочей группы РТК от 18.04.2019 года на все постановленные Профсоюзом вопросы ответ получен от ПФР, в котором сообщено, что лица, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста относятся к категории предпенсионеров в год возникновения права на назначение страховой пенсии по старости.

Статус «предпенсионера» дает право указанным лицам на меры социальной поддержки, независимо от отсрочки назначения им страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ.

В этой связи одной из первоочередных задач для Профсоюза, его региональных организаций продолжает оставаться решение вопроса о сохранении для предпенсионеров из числа лиц, осуществлявших не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, мер социальной поддержки в прежнем порядке, то есть в год возникновения права на страховую пенсию по старости, поскольку именно с этого времени они приобретают статус предпенсионера.

Таким образом, право предпенсионеров из числа лиц, осуществлявших не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей,  на меры соцподдержки может возникать:

– независимо от установления с 2019 года отсрочки назначения педагогическим работникам страховой пенсии по старости;

– независимо от их возраста, т.е. как и ранее уже к 45-47 годам, а не в 55-60 лет, как это предусматривается для всех граждан в связи с повышением пенсионного возраста.

Большое внимание в отчетном периоде Профсоюзом было уделено вопросам порядка и условий привлечения педагогических работников к проведению государственной итоговой аттестации, соблюдения для них социальных гарантий.

Профсоюз принял участие в разработке совместно с Минобрнауки России федерального законопроекта, предусмотревшего выплату педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА не только по образовательным программам среднего общего образования, но и основного общего образования и в любых формах. Соответствующий закон был принят (с учётом позиции Профсоюза) в 2018 году.

В 2019 году в связи с исключением органами Пенсионного фонда РФ периодов участия педагогов в проведении ГИА из специального стажа для досрочного назначения им страховой пенсии по старости Профсоюз настоял на принятии мер по фактам ухудшения правового положения педагогов. В результате переговоров в рамках рабочей группы, созданной по инициативе Профсоюза, была уточнена формулировка внесенного в законодательство изменения, согласно которому период участия конкретных педагогов в проведении ГИА отнесен к педагогической работе. Это стало основанием для разъяснений Пенсионного фонда РФ о том, что периоды участия педагогов в проведении ГИА, в том числе в предыдущие годы, подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения им страховой пенсии по старости.

 

По итогам проведенного летом 2019 года Профсоюзом совместно с Минпросвещения России мониторинга условий и порядка привлечения педагогических работников к проведению ГИА, межведомственной рабочей группой, образованной по инициативе Профсоюза и утвержденной приказом Минпросвещения России, принято решение о подготовке методических рекомендаций по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, которые были подписаны руководителями Минпросвещения России, Рособрнадзора и Общероссийского Профсоюза образования. Эти рекомендации были направлены в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования и в адрес руководителей региональных и межрегиональных организаций Профсоюза.

В настоящее время Общероссийским Профсоюзом образования продолжается совместная работа с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в части дальнейшего урегулирования вопросов порядка и условий участия педагогических работников в проведении ГИА.

Важным направлением работы ЦС Профсоюза является подготовка разъяснений по вопросам, определенным в нормативных правовых актах, разработанных с участием специалистов  аппарата Профсоюза и связанным с трудовыми правами работников. В частности, в отчетном периоде были подготовлены в порядке оказания методической помощи профсоюзному активу разъяснения по вопросам  регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников образовательных организаций, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, длительного отпуска сроком до одного года, оплаты труда, пенсионного обеспечения, по порядку замещения временно отсутствующих работников (руководителей учреждений, учителей, воспитателей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей, лиц профессорско-преподавательского состава) и другим.

Профсоюз использует в своей работе эффективную практику разработки совместных разъяснений с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и его департаментами по наиболее часто возникающим вопросам, связанным с трудовыми правами работников, например: «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» (с Минобрнауки России, 2015 год); «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»(с Минобрнауки России,
2015 год);  по вопросу оформления трудовых отношений с педагогическими, медицинскими работниками, вожатыми и руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе по совместительству (с Минпросвещения России, 2019 год).


В отчетном периоде в связи с участившимися случаями проявления насилия в образовательной среде Профсоюз предпринял ряд действий, направленных на профилактику возникновения и распространения насилия в отношении педагогических работников

По инициативе Профсоюза совместно с Минобрнауки России и ФГБУ «Российская академия образования» проведена конференция «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений» (Москва, 2018 г.), по итогам которой подготовлены и обнародованы обращение участников конференции с практическими предложениями в адрес Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Минобрнауки России, Минкультуры России, Роскомнадзора и др.; а также рекомендации по повышению эффективности представительства законных социально-трудовых прав и профессиональных интересов педагогических работников в комиссиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

В целях повышения уровня защиты педагогических работников при разрешении конфликтов Минпросвещения России и Профсоюз впервые подготовили и направили в субъекты РФ примерное положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Для объективного установления наличия или отсутствия нарушения локальных нормативных актов в сфере образования, норм профессиональной этики и т.д. примерным положением предусмотрено, что представителями педагогических работников в составе комиссии образовательной организации должны быть делегаты от профсоюзного комитета.

 

В отчетном периоде Профсоюзу во взаимодействии с федеральными министерствами, осуществляющими государственное управление в сфере образования, удалось принять решения по совершенствованию системы морального поощрения работников образования, в частности: устранить избыточные требования к награждению педагогических и иных работников ведомственными наградами Минобрнауки России; включить в перечень категорий лиц, поощряемых ведомственными наградами Минпросвещения России, профсоюзных работников; обеспечить включение в состав Комиссии по наградам Минпросвещения России представителя Профсоюза.

В целях демократизации системы морального поощрения работников по инициативе и (или) при участии Профсоюза совместно с Минобрнауки России и Минпросвещения России подготовлены и направлены в субъекты РФ разъяснения о реализации права работников сферы образования и иных сфер ведения Минобрнауки России на награждение ведомственными наградами, а также о системе наград учителей в РФ; методические рекомендации о порядке оформления и представления документов о награждении ведомственными наградами Минпросвещения России.

В рамках упорядочения в 2018 году системы отраслевых наград учителей Минобрнауки России поддержало предложение о включении в их перечень наград Профсоюза. Так, были подготовлены совместные разъяснения сторон со сводной информацией о современных отраслевых наградах для учителей на федеральном уровне, в том числе наградах Профсоюза, а также с указанием на возможность внесения сведений о награждении ими в трудовые книжки учителей. Одновременно расширилась практика поощрения наградами Профсоюза педагогических работников не из числа профактива, в том числе за достижения в их непосредственной профессиональной деятельности. Таким образом, повышен статус профсоюзных наград, обеспечена демократизация условий и практики награждения ими работников.

В целях профилактики составления и заполнения педагогическими работниками избыточной документации Профсоюз подготовил и направил в субъекты РФ совместно с Минобрнауки России рекомендации и (или) разъяснения по устранению избыточной отчётности учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования; рекомендации по регулированию в отраслевых соглашениях и коллективных договорах вопросов составления и заполнения педагогическими работниками документации; а также правовой навигатор «Устраняем избыточную отчётность!», а также инфографику «Рекомендации по вопросам устранения избыточной отчетности педагогических работников».

В целях устранения необоснованных требований к поведению педагогических работников Профсоюз совместно с Минпросвещения России подготовил и направил в субъекты РФ примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.

В отчетный период Профсоюз в своих действиях руководствовался пониманием необходимости содействовать недопущению свертывания системы дополнительного образования детей, признанию его ценностного статуса в современном российском обществе, а также повышению социального статуса педагогических работников на основе качественного обновления системы дополнительного образования детей.

В целях выполнения решений проведенной по инициативе Профсоюза Всероссийской конференции работников учреждений дополнительного образования детей, посвященной 95-летию создания системы дополнительного образования России, был создан Совет по дополнительному образованию детей при Центральном Совете Профсоюза, персональный состав которого был уточнен в 2015 году.

В соответствии с принятым Исполкомом Профсоюза решением о необходимости расширения конкурсного профессионального движения в сфере дополнительного образования детей сначала был проведен Конкурс программ развития организаций дополнительного образования детей Арктического региона Российской Федерации «Арктур-2015»в г. Салехарде по инициативе Профсоюза и министерства образования и науки ЯНАО, а затем Исполкомом Профсоюза было принято решение об учреждении Всероссийского конкурса программ развития организаций дополнительного образования детей «Арктур».

 Финал Конкурса  состоялся  в  марте 2016 года в г. Калининграде в рамках Международного форума по дополнительному образованию детей, организаторами которого стали Общероссийский Профсоюз образования, Правительство и Министерство образования Калининградской области при поддержке Минобрнауки России.

С 2016 по 2019 годы члены Совета при ЦС Профсоюза провели экспертизу 460 программ развития организаций дополнительного образования детей, представленных на конкурс «Арктур», из 68 регионов Российской Федерации и определили 80 лучших программ, которые находятся в открытом доступе на сайте учебно-методического центра Профсоюза «Гильдия профессионалов образования».

Победителями проведенных конкурсов стали 12 организаций дополнительного образования детей из Республик Башкортостан, Карелия, города Санкт-Петербурга, Калининградской, Кемеровской, Курской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Самарской, Тамбовской, Челябинской областей.

В целях повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования детей Профсоюз продолжает развивать Всероссийский профессиональный конкурс «Арктур», дополнив его по предложениям участников конкурса, начиная с 2020 года, номинациями: «Руководитель (заместитель руководителя) образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей» «Методист, сотрудник методической службы образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей», «Педагогический работник, реализующий дополнительные общеобразовательные общеразвивающие и предпрофессиональные программы (авторские программы)».

В 2018 году Исполнительный комитет Профсоюза к 100-летию создания системы дополнительного образования детей учредил юбилейную медаль «100 лет дополнительному образованию детей». Юбилейной медали Профсоюза как признания профессиональным сообществом достижений лучших педагогических работников были удостоены педагогические работники организаций дополнительного образования детей из всех федеральных округов России, треть из которых – педагоги-ветераны.

В связи с принятым решением о создании современной национальной системы квалификаций, построенной на основе профессиональных стандартов, увязанных с образовательными стандартами, как важного условия  формирования конкурентоспособной институциональной среды, определенной  в качестве  стратегической задачи государственной социально-экономической политики Российской Федерации, Профсоюзу пришлось уделить много внимания и сосредоточить значительные кадровые и интеллектуальные ресурсы для принятия своевременных решений и эффективных действий в работе, направленной на совершенствование нормативной правовой базы и условий применения профстандартов в области образования в целях обеспечения защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования – членов Профсоюза.  

Профсоюз настаивал на необходимости введения профессиональных стандартов и достижении их требований по всем направлениям их применения при наличии эффективных систем нормативно-правового и научно-методического сопровождения на различных уровнях: региональном, муниципальном, институциональном.

В целях реализации комплексных целенаправленных действий и мероприятий Профсоюз содействовал установлению наиболее оптимальных сроков начала применения утверждаемых профессиональных стандартов в области образования. Так, по инициативе Профсоюза принят приказ Минтруда России от 25 декабря 2014г. № 1115 о переносе на 1 января
2017 года даты начала применения профессионального стандарта «Педагог»).

Профсоюз добивался проведения апробации утверждаемых профессиональных стандартов в области образования до начала их применения. В частности,  добился включения разработки, апробации и внедрения пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога, в качестве задачи подпрограммы Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций.

В связи с апробацией в течение 2015 года Министерством образования и науки внедрения ПС «Педагог» на базе 21 стажировочной площадки персонифицированных моделей повышения квалификации работающих; должностных  обязанностей, новых моделей процедуры аттестации педагога на основе требований ПС; моделей перехода на эффективный контракт  Профсоюз выражал обеспокоенность в связи с участившимися случаями принуждения педагогических работников, не имеющих уровня образования (квалификации), соответствующего требованиям к образованию и обучению, установленным профстандартом «Педагог», к освоению программ профессиональной подготовки за счет собственных средств или к увольнению.

В целях предотвращения массовых нарушений трудовых прав педагогических работников Профсоюз инициировал подготовку совместных разъяснений Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», а также участвовал в подготовке письма Минобрнауки России «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного, общего образования»

Проведенный специалистами аппарата Профсоюза анализ материалов, позволил сделать вывод о том, что в большинстве субъектов РФ фактически так и не проведена должная системная подготовительная работа к введению профстандарта «Педагог» и по всем направлениям его применения отсутствуют типовые документы общеобразовательной организации.

Этот вывод подтверждали и представители организаций Профсоюза всех уровней, которые принимали участие в общественном обсуждении разработанных авторами проекта методических материалов по апробации и внедрению профстандарта «Педагог», в том числе на стажировочных площадках субъектов Российской Федерации.

Проходило обсуждение сценариев применения (вступления в силу) профстандарта с представителями Профсоюза, в составе Комиссии по разработке и реализации Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций.

Новый порядок применения профессиональных стандартов, утвержденный Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ, на принятии которого настаивали профсоюзы,  ограничил сферу применения ПС и предусмотрел их применение в части требований к квалификации работников, а также в части совершенствования образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, при этом исключил применение профстандартов при реализации кадровой политики, заключении трудовых договоров, аттестации работников.

Измененный порядок применения профессиональных стандартов требовал внесения кардинальных изменений в реализуемый сценарий апробации и внедрения профстандарта «Педагог», несмотря на задействованные в мероприятиях по осуществлению апробации и внедрению профстандарта значительные финансовые, организационные, кадровые ресурсы всех субъектов РФ, а не только пилотных регионов.

Профсоюз заявил о своей позиции, признав, что меры, принимаемые по введению в действие профстандарта «Педагог», требуют корректировки, учитывая приближающийся срок его введения с 01.01.2017 года.

Несмотря на это, в  июле 2015 года участникам стажировочных площадок был предложен для обсуждения новый перечень документов, без согласования с Профсоюзом, который включал: дифференцированные уровни квалификаций профессионального стандарта; требования к формированию ФГОС ВО по УГСН «Образование и педагогические науки»; рекомендации по оценке и самооценке квалификаций с учетом федерального законопроекта «О независимой оценки квалификации»; модель квалификационного экзамена на определение квалификационного уровня педагога (учитель, воспитатель); положения порядка аттестации, основанные на ПС «Педагог»; проект новой номенклатуры должностей педагогических работников; примерный трудовой договор с педагогом, примерные должностные инструкции.

В связи со сложившейся ситуацией Профсоюзом на всех уровнях была организована масштабная информационно-разъяснительная работа, были подготовлены разъяснения для обсуждения в ходе проведения августовских совещаний 2015 года по теме «Апробация и перспективы внедрения профессионального стандарта педагога, других профессиональных стандартов в сфере образования: новые экзамены, новая аттестация, новые должности». Представители Профсоюза – участники Всероссийского съезда «Профессиональный стандарт педагога: апробация и внедрение», состоявшегося в ноябре 2015 года, - развернули дискуссию по проблемам, свидетельствующим о незавершенности работы по формированию на федеральном и региональном уровнях плана-графика или «дорожной карты» по подготовке к введению профстандарта «Педагог», а также по содержанию материалов, предложенных разработчиками с целью введения ПС, которые не прошли правовую экспертизу и во многом не соответствовали действующему законодательству.  

В результате участники Всероссийского съезда предложили Минобрнауки России подготовить новую редакцию профессионального стандарта педагог с учетом результатов апробации на базе стажировочных площадок, результатов общественно-профессиональной экспертизы пакета документов, разработанных в целях внедрения профстандарта «Педагог», а также рекомендаций участников съезда».

Представители педагогического и научного сообщества, не принимавшие участия в съезде, также высказывались за поддержку инициативы о необходимости внесения изменений в профстандарт «Педагог», в том числе в части требований к образованию и обучению.  

Проявленная Профсоюзом четкая позиция о необходимости разработки пакета документов, соответствующих рекомендаций по применению профстандарта «Педагог» и проведение Профсоюзом консультаций с социальными партнерами по вопросам организации его апробации, обеспечило впоследствии применение единого алгоритма апробации утвержденных профессиональных стандартов в рамках дорожных карт.

Так, Минобрнауки России утвердило план-график апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который предусматривал комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий и мероприятий: 

В связи с выступлением Президента Российской Федерации на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 года, по результатам которого дано поручение обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтвержденными результатами аттестации, в 2016 году Профсоюз одновременно участвовал в согласовании проекта постановления Правительства РФ об особенностях применения профессиональных стандартов, подготовленного Минтрудом России, в формировании национальной системы учительского роста (далее – НСУР) на основе модели уровней квалификации для новой редакции профстандарта и добивался переноса даты начала применения утвержденных профстандартов в области образования.

Несмотря на опубликование рекомендаций участников Всероссийского съезда на сайте профстандартпедагога.рф 18.01.2016 года под заголовком «Основные итоги работы Всероссийского съезда участников апробации и внедрения профстандарта педагога», проекты методических материалов, нормативных правовых актов, так и не получивших необходимой правовой экспертизы со стороны независимых экспертов, (на проведении которой настаивали участники Всероссийского съезда), начали применяться вне рамок стажировочных площадок, стали получать все более широкое распространение.

Сохранявшаяся неопределенность с правовым обеспечением применения уже с 1 января 2017 года профессионального стандарта «Педагог», предусмотренного приказом Минтруда России, вызывавшая многочисленные вопросы и обеспокоенность представителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, жалобы учителей и воспитателей ДОУ на произвол со стороны руководителей образовательных организаций, скоропалительные и непродуманные действия контрольно-надзорных органов дали основания Центральному совету Профсоюза настаивать на принятии Минобрнауки России принципиально важных решений, таких как:

1) обязательное участие Профсоюза в проведении правовой экспертизы и доработке необходимых документов для последующего направления их Министерством образования и науки РФ с необходимыми разъяснениями в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) опровержение положений, согласно которым принятие работодателем решения о применении в организации профессиональных стандартов априори является основанием для внесения изменений в трудовые договоры с работниками, прекращения трудовых договоров, изменения трудовых функций, проведения аттестации на основе требований ПС;

3) проведение системной работы по переобучению профессорско-преподавательского состава образовательных организаций профессионального образования, организаций дополнительного профессионального образования, столь необходимого для последующего проведения масштабного повышения квалификации работодателей образовательных организаций по вопросам применения профстандарта «Педагог», повышения квалификации или переподготовки педагогических работников в соответствии с требованиями этого профстандарта;

4) проведение широкой общественно-профессиональной дискуссии по вопросам введения новых наименований должностей, как «старший учитель», «ведущий учитель», «главный учитель» (либо «педагог-методист», «педагого-наставник», «педагог-исследователь»), и решение всех вопросов, связанных с финансовым обеспечением таких нововведений, с определением трудовых прав работников по таким должностям (продолжительность рабочего времени, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, регулирование вопросов оплаты труда, установление компенсаций расходов на оплату жилого помещения, освещения и отопления для педагогических работников в сельской местности, распространение права на досрочную страховую пенсию и другие права);

5) изучение потребности образовательных организаций в применении новых должностей.

В результате состоявшегося с участием Профсоюза совещания у Министра образования и науки Российской Федерации было поручено проработать вопрос о целесообразности переноса сроков вступления в силу профессионального стандарта «Педагог». Профсоюз предложил Минобрнауки России выступить с инициативой по переносу даты начала применения профессионального стандарта на 1 сентября 2019 года.

Приказом Минтруда России от 5 августа 2016 г.
№ 422н, проект которого был согласован с Профсоюзом, квалификационные требования, установленные в  разделе профессионального стандарта «Педагог» «Требования к образованию и обучению» были приведены в соответствие с уже действующими требованиями к квалификации, установленными Единым квалификационным справочником.

Профсоюз участвовал в согласовании и выработке особенностей применения профессиональных стандартов, представленных в разработанном Минтрудом России проекте постановления Правительства РФ, которое впоследствии было принято 27.06.2016 г. за № 584.

Для предотвращения нарушений трудового законодательства при применении профстандартов Профсоюз предложил внести в проект постановления положение об учете мнения представительных органов работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ, а также руководствоваться статьей 196 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель самостоятельно определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд в пределах средств, предусмотренных на подготовку и повышение квалификации работников.

Профсоюз выступил категорически против наделения работодателей правом вменять в должностные обязанности работников совершение трудовых действий, предусмотренных несколькими различными профессиональными стандартами.



Благодаря представлению единой позиции Общероссийского Профсоюза образования, Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы и Минобрнауки России было принято решение о поэтапном применении профстандартов на основе плана по организации применения профессиональных стандартов, утверждаемого самой организацией с учетом мнения представительных органов работников.

В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации по применению профессиональных стандартов и в целях обеспечения единообразия их правоприменения (в том числе избежания произвольного изменения на их основе должностных обязанностей работников) по настоянию профсоюзов были предприняты меры с целью обеспечения прав всех членов Профсоюза на получение достоверной информации и повышение правовой грамотности в области трудового законодательства.

Профсоюз обращал внимание на обязательность применения профессиональных стандартов в сфере образования фактически только в части требований к квалификации, а также разработал образец оформления в каждой образовательной организации плана по организации подготовки к их применению, необходимость составления которого предусмотрена законодательно.

Своевременное информирование членов Профсоюза о недопущении автоматического изменения обязанностей педагогических работников в связи с принятием профессионального стандарта (письмо Минтруда России
от 22 февраля 2017 г. № 14-3/ООГ-1565) привело к значительному сокращению количества жалоб педагогов в этот период.

Пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: