Подземный транспорт – это сложная разветвленная система, предназначенная для транспортирования:
- полезного ископаемого от забоев до околоствольного двора (или до поверхности, если ствол наклонный и оборудован конвейером);
- породы от забоев подготовительных выработок до околоствольного двора (или до поверхности, если ствол наклонный и оснащен конвейером);
- материалов и оборудования от околоствольного двора до забоев и других рабочих мест и обратно;
- людей к месту работы и обратно;
- закладочных материалов до мест закладки.
Транспорт, предназначенный для транспортирования добытого полезного ископаемого называется основным, а других грузов и людей – вспомогательным.
Совокупность транспортных средств, размещенных в выработках, расположенных в пределах выемочной панели или другого выемочного участка (кроме средств доставки), называется участковым транспортом.
Совокупность транспортных средств, размещенных в главных (магистральных) выработках шахты, по которым транспортируются все виды грузов между участками и околоствольными дворами, называется магистральным транспортом.
|
|
Подземный транспорт условно можно разделить на два вида:
- прерывный;
- непрерывный (поточного действия).
К прерывному относятся электровозный транспорт, который пока еще широко применяется на угольных шахтах для откатки грузов по горизонтальным и наклонным выработкам, а также самоходный транспорт.
Электровозная откатка может быть однозвеньевой и двухзвеньевой.
|
На Старобинском месторождении к прерывному транспорту можно отнести самоходные вагоны типа ВС-15М, используемые для отвоза руды от проходческо-очистных комбайнов при проходке горных выработок, а также по очистным ходкам при камерной системе разработки. К этому виду транспорта относится и самоходный транспорт (автомобили и гусеничные машины), служащий для перевозки людей и грузов, выполнения ремонтно-вспомогательных работ.
На действующих и строящихся рудниках ОАО «Беларуськалий» перевозка работников обязательна, если расстояние до места работ составляет 1 км и более. Для доставки людей к месту работы используются машины германской фирмы «Паус», машины белорусского производства типа «Минка-26» и типа «МТ-353». Для дежурства на горизонтах, оказания скорой медицинской помощи и перевозки взрывчатых материалов используются автомашины типа «Мини-минка». Для доставки материалов и оборудования используются трактора различных марок. Доставка тяжелого оборудования от околоствольного двора на панели и лавы осуществляется гусеничными тракторами типа ТДТ-40, ДТ-55. Доставка крепежных материалов, горюче-смазочных материалов, эмульсии, запасных частей производится тракторами МТЗ-80, МТЗ-572, Т-40 и другими видами транспорта. Для зачистки выработок используются бульдозеры, для поливки выработок водой – машина МТ-353. Для доставки крупногабаритных и длинномерных грузов, перемонтажа оборудования механизированных комплексов используют погрузочно-доставочные машины типа ПГТ (ПСТ)-10 (12), РЕL-18. Имеется дежурный пожарный автомобиль «Мини-минка».
|
|
К непрерывному виду транспорта относится конвейерный и гидротранспорт. В настоящее время все более широкое применение находит конвейерный транспорт, который обеспечивает более ритмичную работу высокопроизводительных механизированных очистных забоев (лав).
В лавах и на приемных от лав пунктах транспортировка полезного ископаемого обычно ведется скребковыми конвейерами, а затем панельными и магистральными ленточными конвейерами.
На рудниках ОАО «Беларуськалий» в лавах используются скребковые конвейеры СПЗ-1-228 и ЕКФ-3, которые осуществляют перегрузку руды на периодически перемещающиеся по мере подвигания очистного забоя штрековые конвейеры СПШ-1-228.
|
СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ КАЛИЙНЫХ
И ПЛАСТОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ