Правовой режим земель транспорта

Земли транспорта один из видов земель, включаемых состав земель промышленности и иного специального назначения, которые используются или предназначены для размещения объектов транспорта. В состав земель транспорта включаются земли: железнодорожного; автомобильного транспорта; занимаемые объектами морского, внутреннего водного транспорта; объектами воздушного транспорта; объектами трубопроводного и иных видов транспорта.

К землям железнодорожного транспорта относятся земельные участки, используемые для размещения железнодорожных путей, а также для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Особенности использования земель железнодорожного транспорта определяются установлением полос отвода и охранных зон железных дорог.

Определение земель железнодорожного транспорта содержится в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в соответствии с которым земли железнодорожного транспорта используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, включая земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Полоса отвода железных дорог — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, и других объектов жд транспорта.

Режим использования в полосе отвода железных дорог определен в Правилах установления и использования полос отвода и охранных зон жд дорог, утвержденных Постановление Правительства.

В границах полос отвода должен быть обеспечен следующий режим использования ЗУ: не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений, ухудшающих видимость жд пути и т.д.

Охранные зоны – ЗУ, расположенные вдоль полосы отвода, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов жд транспорта. Они устанавливаются в случае прохождения жд путей в местах, подверженных снежным лавинам, оползням, размывам и т. д. Решение о включении ЗУ в границы охранной зоны принимает ФА жд транспорта в 2-х месячный срок. В границах охранных зон могут быть установлены запреты и ограничения на осуществление: строительства капитальных зданий, устройство временных дорог, вырубка растительности, проведение земляных работ, распашка земель, выпас скота.

Землями автомобильного транспорта признаются земли, предоставляемые и используемые для размещения автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для деятельности стационарных постов ОВД, установления полос отвода автомобильных дорог. Режим использования земель автомобильного транспорта определяется ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Полоса отвода автомобильной дороги — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке. В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается: выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания; распашка земельных участков, покос травы и др. Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов.

Для создания необходимых условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Придорожные полосы не устанавливаются для автомобильных дорог расположенных в границах населенных пунктов.

Ширина каждой придорожной полосы устанавливается в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития в размере: семидесяти пяти метров — для автомобильных дорог первой и второй категорий; пятидесяти метров — для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий; двадцати пяти метров — для автомобильных дорог пятой категории.

Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об их изменении принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог или об их изменении границ, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в отношении территорий которых принято такое решение.

Органы местного самоуправления городского округа, муниципального района обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

Режим использования земель в придорожных полосах автомобильных дорог определяется Указом Президента РФ «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования», в соответствии с которым в придорожных полосах запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса). В целях реализации Указа Президента РФ постановлением Правительства РФ были утверждены Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования. Для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения в пределах придорожных полос предусматривается ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности. Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются. Основное ограничение прав обладателей земельных участков, заключается в том, что в пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов ГИБДД МВД РФ и объектов дорожного сервиса.

В пределах придорожных полос разрешается размещение объектов с соблюдением следующих условий: объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения, эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения; выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги. В целях создания условий для строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в порядке, установленном земельным законодательством, осуществляется резервирование земель или земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

К землям морского, внутреннего водного транспорта относятся земельные участки, предоставляемые для: размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта; выделения береговой полосы.

Береговая полоса — полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним йодным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей; устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования; осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек.

Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность не совместима с обеспечением безопасности судоходства. Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным законодательством РФ.

К землям воздушного транспорта относятся земельные участки, предоставленные для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

Аэродром — участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Воздушный кодекс РФ устанавливает ограничения по использованию земельных участков воздушного транспорта. Так, проектирование, строительство и развитие городских и сельских населенных пунктов, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

В состав земель трубопроводного транспорта включается три вида земель, предоставляемые для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта; установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Как определено в ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.

Порядок использования земель в охранных зонах газораспределительных сетей установлен Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ. В состав газораспределительных сетей входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы. Размеры охранных зон, например, вдоль трасс наружных газопроводов устанавливаются — 2 м с каждой стороны газопровода.

На земельные участки, входящие в охранные зоны налагаются ограничения, в соответствии с которыми лица, использующие земельные участки, не вправе строить объекты капитального строительства; устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ; разводить огонь и размещать источники огня; рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м и др. В случае необходимости проведения ремонтных работ для предотвращения разрушения газораспределительной сети или устранения утечек газа эксплуатационная организация имеет право временно, до окончания ремонтных или аварийно-восстановительных работ, запретить проведение в данном месте любых работ.

В целях санитарной охраны от загрязнения водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, создаются зоны санитарной охраны (ЗСО). ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: