Задание для организации дистанционного обучения
Задание №1.
Информационная таблица | |
Взаимодействие с семьей как основа успешной реализации целей современного образования. | Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, которые зависят от согласованности действий семьи и ОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при условии рассмотрении проблем семьи и школы в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед образовательными организациями, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей в условиях демократизации, гласности, гуманизации значительно повышается. Однако не каждый родитель это понимает, далеко не все возможности семейного воспитания реализуются в полной мере. Поэтому в условиях реализации ФГОС образовательное учреждение призвано обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал. |
Роль семьи в формировании и развитии личности ребенка. | С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе |
Современная семья: виды и типы семей, особенности детско-родительских отношений. | категории: ü по количеству детей: бездетные, однодетные, многодетные семьи; ü по составу и структуре семьи: полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т.д.; ü по типу семьи: авторитарный и эгалитарный; ü по особенностям семейного быта, укладу: семья – «отдушина», детоцентрическая семья и т.д.; ü по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи; ü по качеству отношений, атмосфере в семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т.п.; ü по степени кооперации совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и т.п. ü по семейному стажу; географическому признаку и т.д. |
Влияние семьи на формирование ценностей и установок, характера и поведения ребенка. | Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. |
Задачи и содержание семейного воспитания | 1. Воспитательные задачи: v формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций; v закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества. 2. Образовательно-воспитательные задачи: v осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений; v формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; v взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести; v вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства. 3. Личностно-развивающая задача - создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения. v Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. v Составные компоненты семейного воспитания: v физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.; v нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга; v интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления; v эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни; v трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни. |
Задание №2
|
|
|
|
Сообщение по теме: «Социализация»
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Типология семей. Семья делится по следующим признакам:
1. По количеству поколений семья делится на:
1) расширенную (несколько поколений);
2) нуклеарную (включает два поколения – родители и дети).
2. По типу супружества семья делится на:
1) полигамию, её виды: полигиния (многоженство), полиандрия (многомужество);
2) моногамию (однобрачие);
3) экзогамию – браки между людьми из разных социальных
категорий;
4) эндогамию – браки между людьми из одной социальной категории.
3. По числу родителей семья делится на:
1) полную (имеет двух родителей);
2) неполную (имеет только одного родителя).
4. По числу детей семья делится на:
1) бездетную;
2) однодетную;
3) многодетную.
5. По типу господства семья делится на:
1) патриархальную (экономическое господство мужчины);
2) матриархальную (хозяйское господство женщины);
3) эгалитарную (равноправие).
6. По семейным взаимоотношениям семья делится на:
1) родственную (патриархальную);
2) детоцентристскую;
3) супружескую.
|
|
Семья является важнейшим микрофактором социализации личности. Это связано с тем, что основную информацию об окружающем мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
В современной науке выделяют следующие стили:
Авторитарный стиль. Характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.
|
|
Достоинства – хорошая дисциплина, беспрекословное послушание.
Недостатки - дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный. - образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними.
Достоинства - низкий уровень контроля, теплые отношения.
Недостатки - по мнению Бомринд, многие либеральные родители так увлекаются «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими детьми.
Индифферентный. Отличается низким контролем над поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними.
Достоинства -дети вырастают самостоятельными.
Недостатки -такие родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они, как правило, безразличны к его потребностям и запросам, не считают нужным обращать на них внимание. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, убеждены, что если их ребенок одет, обут и отправлен в школу, то их родительский долг выполнен.
Последствия такого воспитания: дети не имеют собственного мнения, хвастливы, не умеют сочувствовать и сопереживать (их просто не научили этому); зачастую не любят ни умственный, ни физический труд.
Хаотический. – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, конкретных требований к ребенку или есть противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Достоинства -ребенок учится быстро приспосабливаться к внешним социальным условиям.
Недостатки -при таком воспитании нарушается одна из важных базовых потребностей личности – в стабильности и упорядоченности окружающего мира, четких ориентирах. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в худшем случае даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; именно он становится микрофактором социализации ребенка в обществе; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.
Школа, как и другая любая социальная среда, в которую попадает ребенок оказывает огромное влияние на формирование его личности. Но как известно, любое влияние может быть, как положительным, так и отрицательным:
Положительное влияние:
Ø занятие спортом, участие в общественной жизни, новые хобби;
Ø установление дружеских отношений;
Ø приобретение и развитие положительных качеств;
Ø улучшение учебы.
Отрицательное влияние:
Ø приобретение вредных привычек (алкоголь, курение);
Ø подражание неформальным лидерам;
Ø приобретение и развитие негативных качеств;
Ø ухудшение учебы.
Безусловно, школьная среда изменяет ребенка. Из тихого и скромного он может вырасти в настоящего лидера или наоборот, еще больше замкнуться в себе. Но, стоит помнить, что выбор всегда остается за самим человеком и от его стремления к достижению поставленных целей.
Рекомендации для учителей:
1. создавать атмосферу поддержки, доброжелательности, что способствует благоприятному фону для взаимодействия с родителями, и это в конечном итоге помогает учащимся справиться со многими школьными проблемами;
2. следует не выяснять отношения, а решать ситуации, связанные с конкретными проблемами в обучении и воспитании детей;
3. нужно предъявлять разумные требования и их объяснение, ориентируясь на позитивные, а не негативные формулировки;
4. учителю и родителю важно быть «на стороне ребёнка»;
5. помнить, воспитание – это последовательность действий;
6. важным является умение слушать и слышать, т. е. нужно уметь не только донести свою мысль до родителей, но и услышать их ответ, возражения, замечания. В этом случае помогают реплики: «Да, вы правы», «Да, я вас внимательно слушаю», «Мне это интересно» и т. д.;
7. не менее важным является умение выражать и отстаивать свою позицию, мнение, предложить конструктивное решение проблемы;
8. педагог должен знать, с какими отрицательными и положительными эмоциями сталкивается ученик в школе и дома (в этом поможет анкетирование «Расскажи о своём ребёнке»);
для консультирования родителей необходимо приглашать на собрания психолога, заранее обговорив с ними интересующую тему.
Рекомендации для родителей:
- Важно чаще посещать школу, узнавать об успехах и поведении своих детей, советоваться с классными руководителями об их воспитании.
- Регулярно посещать родительские собрания, исправно участвовать в обсуждаемых вопросах.
- Регулярно просматривать дневник с записями заданий к следующему уроку и следить за тем, чтобы дети самостоятельно и ежедневно готовились к урокам.
- Следите за чистотой и опрятностью ребенка, за аккуратным содержание тетрадей и учебников.
- Не наказывайте детей за учебу. Оказывайте им регулярную помощь, чтобы дети ходили в школу со спокойным, ровным настроением.
- Внушать ребенку мысль о том, что их учеба в школе – это долг перед нашей Родиной, в которой открыты все возможности для их будущего.
- Запомнить – хулиганами, «трудными» детьми не рождаются, ими становятся, идя от проступка к проступку, от проступка к преступлению.
Знать, с кем дружит и проводит свободное время ваш ребенок, кто его товарищи, как они ведут себя на улице и в общественных местах.