Сообщение по теме: «Социализация»

Задание для организации дистанционного обучения

Задание №1.

Информационная таблица

Взаимодействие с семьей как основа успешной реализации целей современного образования. Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, которые зависят от согласованности действий семьи и ОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при условии рассмотрении проблем семьи и школы в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед образовательными организациями, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей в условиях демократизации, гласности, гуманизации значительно повышается. Однако не каждый родитель это понимает, далеко не все возможности семейного воспитания реализуются в полной мере. Поэтому в условиях реализации ФГОС образовательное учреждение призвано обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.  
Роль семьи в формировании и развитии личности ребенка. С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе  
Современная семья: виды и типы семей, особенности детско-родительских отношений. категории: ü по количеству детей: бездетные, однодетные, многодетные семьи; ü по составу и структуре семьи: полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т.д.; ü по типу семьи: авторитарный и эгалитарный; ü по особенностям семейного быта, укладу: семья – «отдушина», детоцентрическая семья и т.д.; ü по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи; ü по качеству отношений, атмосфере в семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т.п.; ü по степени кооперации совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и т.п. ü по семейному стажу; географическому признаку и т.д.  
Влияние семьи на формирование ценностей и установок, характера и поведения ребенка. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.
Задачи и содержание семейного воспитания 1. Воспитательные задачи: v формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций; v закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества. 2. Образовательно-воспитательные задачи: v осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений; v формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; v взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести; v вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства. 3. Личностно-развивающая задача - создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения. v Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. v Составные компоненты семейного воспитания: v физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.; v нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга; v интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления; v эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни; v трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.  

Задание №2

Сообщение по теме: «Социализация»

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Типология семей. Семья делится по следующим признакам:
1. По количеству поколений семья делится на:
1) расширенную (несколько поколений);
2) нуклеарную (включает два поколения – родители и дети).
2. По типу супружества семья делится на:
1) полигамию, её виды: полигиния (многоженство), полиандрия (многомужество);
2) моногамию (однобрачие);
3) экзогамию – браки между людьми из разных социальных
категорий;
4) эндогамию – браки между людьми из одной социальной категории.
3. По числу родителей семья делится на:
1) полную (имеет двух родителей);
2) неполную (имеет только одного родителя).
4. По числу детей семья делится на:
1) бездетную;
2) однодетную;
3) многодетную.
5. По типу господства семья делится на:
1) патриархальную (экономическое господство мужчины);
2) матриархальную (хозяйское господство женщины);
3) эгалитарную (равноправие).
6. По семейным взаимоотношениям семья делится на:
1) родственную (патриархальную);
2) детоцентристскую;
3) супружескую.

Семья является важнейшим микрофактором социализации личности. Это связано с тем, что основную информацию об окружающем мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

В современной науке выделяют следующие стили:

Авторитарный стиль. Характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.

Достоинства – хорошая дисциплина, беспрекословное послушание.

Недостатки - дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный. - образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними.

Достоинства - низкий уровень контроля, теплые отношения.

Недостатки - по мнению Бомринд, многие либеральные родители так увлекаются «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими детьми.

Индифферентный. Отличается низким контролем над поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними.

Достоинства -дети вырастают самостоятельными.

Недостатки -такие родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они, как правило, безразличны к его потребностям и запросам, не считают нужным обращать на них внимание. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, убеждены, что если их ребенок одет, обут и отправлен в школу, то их родительский долг выполнен.

Последствия такого воспитания: дети не имеют собственного мнения, хвастливы, не умеют сочувствовать и сопереживать (их просто не научили этому); зачастую не любят ни умственный, ни физический труд.

Хаотический. – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, конкретных требований к ребенку или есть противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Достоинства -ребенок учится быстро приспосабливаться к внешним социальным условиям.

Недостатки -при таком воспитании нарушается одна из важных базовых потребностей личности – в стабильности и упорядоченности окружающего мира, четких ориентирах. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в худшем случае даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; именно он становится микрофактором социализации ребенка в обществе; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.

       Школа, как и другая любая социальная среда, в которую попадает ребенок оказывает огромное влияние на формирование его личности. Но как известно, любое влияние может быть, как положительным, так и отрицательным:

Положительное влияние

Ø занятие спортом, участие в общественной жизни, новые хобби;

Ø установление дружеских отношений;

Ø приобретение и развитие положительных качеств;

Ø улучшение учебы.

Отрицательное влияние:

Ø приобретение вредных привычек (алкоголь, курение);

Ø подражание неформальным лидерам;

Ø приобретение и развитие негативных качеств;

Ø ухудшение учебы.

Безусловно, школьная среда изменяет ребенка. Из тихого и скромного он может вырасти в настоящего лидера или наоборот, еще больше замкнуться в себе. Но, стоит помнить, что выбор всегда остается за самим человеком и от его стремления к достижению поставленных целей.

Рекомендации для учителей:

1. создавать атмосферу поддержки, доброжелательности, что способствует благоприятному фону для взаимодействия с родителями, и это в конечном итоге помогает учащимся справиться со многими школьными проблемами;

2. следует не выяснять отношения, а решать ситуации, связанные с конкретными проблемами в обучении и воспитании детей;

3. нужно предъявлять разумные требования и их объяснение, ориентируясь на позитивные, а не негативные формулировки;

4. учителю и родителю важно быть «на стороне ребёнка»;

5. помнить, воспитание – это последовательность действий;

6. важным является умение слушать и слышать, т. е. нужно уметь не только донести свою мысль до родителей, но и услышать их ответ, возражения, замечания. В этом случае помогают реплики: «Да, вы правы», «Да, я вас внимательно слушаю», «Мне это интересно» и т. д.;

7. не менее важным является умение выражать и отстаивать свою позицию, мнение, предложить конструктивное решение проблемы;

8. педагог должен знать, с какими отрицательными и положительными эмоциями сталкивается ученик в школе и дома (в этом поможет анкетирование «Расскажи о своём ребёнке»);

для консультирования родителей необходимо приглашать на собрания психолога, заранее обговорив с ними интересующую тему.

Рекомендации для родителей:

  1. Важно чаще посещать школу, узнавать об успехах и поведении своих детей, советоваться с классными руководителями об их воспитании.
  2. Регулярно посещать родительские собрания, исправно участвовать в обсуждаемых вопросах.
  3. Регулярно просматривать дневник с записями заданий к следующему уроку и следить за тем, чтобы дети самостоятельно и ежедневно готовились к урокам.
  4. Следите за чистотой и опрятностью ребенка, за аккуратным содержание тетрадей и учебников.
  5. Не наказывайте детей за учебу. Оказывайте им регулярную помощь, чтобы дети ходили в школу со спокойным, ровным настроением.
  6. Внушать ребенку мысль о том, что их учеба в школе – это долг перед нашей Родиной, в которой открыты все возможности для их будущего.
  7. Запомнить – хулиганами, «трудными» детьми не рождаются, ими становятся, идя от проступка к проступку, от проступка к преступлению.

Знать, с кем дружит и проводит свободное время ваш ребенок, кто его товарищи, как они ведут себя на улице и в общественных местах.

 


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: