К.М.Вебер. Опера «Вольный стрелок»

Вебер – основоположник немецкой романтической оперы. Три его лучшие оперы – «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон» указали пути и различные направления, по которым проходило дальнейшее развитие оперного искусства Германии.

«Эврианта» - характерно немецкий тип рыцарской романтической оперы. Легендарный сюжет с налётом мистической таинственности, стремление к героике и одновременно углублённое внимание к психологической сфере, преобладание чувств и размышления над действием – эти черты, намеченные Вебером в «Эврианте», становятся впоследствии отличительными свойствами немецкой романтической оперы.

«Оберон» - последняя опера Вебера. Это опера-сказка представляет собой ряд отдельных, пёстро сменяющихся картин, где с большой художественной свободой переплетается фантастика и реальность, бытовая немецкая музыка с «восточной», экзотической. Не ставя в «Обероне» перед собой специальных драматических задач, создавая весёлую и занимательную оперу-феерию, вебер как бы сосредоточил всю силу своего таланта на музыкальной стороне произведения.

Музыкальные достоинства «Оберона» и «Эврианты» особенно ярко выражены в увертюрах к этим операм. Они обрели жизнь и в качестве самостоятельных программных симфонических произведений. Что касается собственно опер, то некоторые недостатки либретто и драматургии ограничили их распространение на сценах оперных театров.

В этом отношении «Вольный стрелок» имел гораздо более счастливую судьбу. В нём Вебер тонко и любовно воссоздал аромат народных преданий, родной природы, народного быта. «Вольный стрелок» - произведение гармоническое, которое дышит безыскусственной простотой, где свободно и непринуждённо сочетаются высокоразвитые оперные формы с небольшими песенными построениями и жанровыми сценками.

Либретто. Сюжетом оперы «Вольный стрелок» послужило старинное народное сказание о «чёрном охотнике», которое в виде повести было изложено в «Книге привидений» писателя-романтика А.Апеля. Многое привлекло в этой повести Вебера. Обрисовка народной жизни, фантастический элемент, связанный с преданиями, сложившимися в своеобразном охотничьем быту, поэзия лесной природы – всё это для Вебера, как романтика обладало особой прелестью и представляло богатые возможности музыкального развития.

Конец либретто отличается от первоисточника. В повести невеста убита, и поражённый её смертью жених сходит с ума. Благополучная же концовка оперы закономерно вытекает из моральной идеи, представленной в виде борьбы злых и добрых сил и победы последних. Некоторая отвлечённость в постановке вопроса привела к известной схематичности в обрисовке действующих лиц. Так Агата, которая, по-видимому, должна быть воплощением простой, любящей крестьянской девушки, превратилась в олицетворение добродетели. Как носительница добродетели Агата находится под надёжной защитой добрых сил, действующих в её интересах; сама же Агата остаётся пассивной, безропотно подчиняясь течению событий.

Наоборот, Каспар, действующий по веления ада, - соединение всех пороков. Он зол, развратен, коварен, мстителен. С ненавистью и проклятиями на устах он прощается с жизнью.

Макс – безвольная, колеблющаяся личность. За его душу борются ад и небо; попав благодаря своей нерешительности под власть тёмных сил, он терзается этим, но освободиться не в состоянии.

В либретто оперы проявилось также стремление к идеализации феодальных отношений. Крестьяне здесь счастливые и довольные, феодал – князь выступает как добрый и справедливый наставник.

Всё же, несмотря на типичную для немецкого романтического искусства долю абстрактности и идеализации жизни, в либретто оперы было немало моментов, удовлетворяющих требованиям прогрессивного искусства: оно давало возможность широкого показа народного быта и своеобразия его уклада; действующие лица – уже не боги, не сказочные персонажи инее герои античной мифологии. Это люди определённой и притом крестьянско-бюргерской среды. Фантастика, занимающая в «Вольном стрелке» большое место, лишена мистического налёта, который она принимает в рыцарских романтических операх. Фантастика «Фрейщюца» обязана своим происхождением народным поверьям и преданиям: как и в народных сказках, в опере неразрывно сплетаются элементы быта и фантастики, что увеличивает в ней значение народных элементов.

Большую свежесть и своеобразие придаёт «Вольному стрелку» поэтическое изображение природы, составляющей фон всех картин.

Композиция. Принцип лейтмотивности. Композиционные контуры оперы очерчены просто и рельефно. Крайние, окаймляющее картины 1 и 3 действий строятся как массовые народные сцены. В центре как контаст помещается большая фантастическая картина «Волчьей долины» (финал 2 действия). Между тремя композиционными «столбами» располагаются характеристики действующих лиц, устанавливаются их связи и взаимоотношения.

Развитие драматической линии ведётся последовательно, не отклоняясь в сторону и не разветвляясь на побочные линии.

1 акт – завязка драмы: злые силы стремятся овладеть душой Макса; 2 акт – борьба света и тьмы за душу Макса и победа последней; 3 акт – драматическая кульминация и развязка, в результате которой добродетель торжествует, а порок наказан.

При осуществлении замысла, лёгшего в основу «Волшебного стрелка», жанровые особенности зингшпиля создавали значительные трудности. В зингшпиле музыкальное развитие всё время разрывается разговорными вставками, и протянуть общую и единую линию музыкально-драматического развития – трудная задача. Но принципиальные позиции Вебера влекли его именно к использованию зингшпиля. Вебер сумел найти в «Вольном стрелке» общую драматическую линию, объединить ею музыкальные номера и разговорные диалоги и создать цельную музыкально-драматическую композицию.

Драматическое действие развёртывается на музыкальном материале, идущем крупными пластами. С драматической и сценической закономерностью применяет Вебер оперные формы: хоровые и оркестровые эпизоды, разнообразные виды арий и ансамблей. Господство музыкального начала и развитых средств и форм музыки делают разговорный элемент подчиненным; тем самым устраняется препятствие для непрерывного музыкального развития.

Раскрытию идейного смысла произведения и объединению его посредством музыкально-тематических связей служит принцип лейтмотивности. Вебер вводит и краткий лейтмотив, постоянно сопутствующий персонажу, и эпизодически появляющиеся более развёрнутые темы. Все они имеют значение для выявления основного конфликта оперы – борьбы добра и зла.

Собственно лейтмотивом характеризуется Самьель – олицетворении мрачной, таинственной силы. Самьель как реально действующее лицо в опере не фигурирует, но о него исходят злые чары, которые оказывают давление на поступки и действия людей. В лейтмотиве конкретизируется образ Самьеля – духа тьмы, носителя зла. В музыкально-драматических ситуациях, где так или иначе подчёркивается связь с адскими силами или их влияние, появляется лейтмотив Самьеля и примыкающая к нему тема «адских сил». Обе эти темы в арии Макса из 1 действия звучат в момент сильной душевной борьбы, когда он осознаёт, что вокруг него смыкается роковой круг. Неоднократно лейтмотив Самьеля проходит в сцене «Волчьей долины»: в последний раз он звучит в момент смерти Каспара (финал 3 действия).

С музыкальной характеристикой Самьеля соприкасается в отдельные моменты обрисовка демонических черт образа Каспара. Один из лейтмотивов Каспара, устанавливающий его связь с духами ада (ария мести в 1 действии), проводится в сцене «Волчьей долины».

Большое идейно-смысловое значение приобретает тема Агаты, широко развитая в её арии 2 действия. Эта тема выражающая любовь Агаты к Максу, служит материалом заключительного построения всего произведения. В идейном плане оперы Агата – воплощение добродетели и любви; использование её темы в качестве заключения оперы утверждает и подчёркивает моральный вывод: торжество света и любви над мраком и злобой.

Новым, чисто романтическим средством является общий для оперы колорит, настроение. «Waldton» - «звучание леса», населённого могучими таинственными силами, связаны происходящие события и действия.

Жизнь природы в опере «Вольный стрелок» имеет светлую и теневую стороны. Светлой, естественно, отвечает идиллически обрисованный патриархальный уклад народной жизни, старинные обычаи и быт охотников. Музыкально эта сторона раскрывается народными песнями и мелодиями, звучанием натуральных валторн.

Теневая сторона, связанная с народными представлениями о таинственных, злых силах леса, характеризуется особыми сочетаниями оркестровых тембров, вносящих «жуткий» колорит, неустойчивой гармонией, тревожными синкопированным ритмом.

Увертюра. В увертюре к «Вольному стрелку» передаётся в сжатом виде драматическое содержание оперы и её основная идея. Увертюра Вебера строится исключительно на тематическом материале оперы и на основе определённых, конкретных связей с музыкальными образами оперы даёт её идейное обобщение. Увертюру «Вольного стрелка» в насмешку даже называли «объявлением» к опере.

Увертюра к «Вольному стрелку» написана в сонатной форме. В ней в контрастном сопоставлении проходят основные темы оперы, являющиеся в то же время музыкальными характеристиками её центральных персонажей или действующих сил.

В медленном вступлении предстают оба плана оперы: простая, народного склада мелодия четырёх валторн, поддерживаемая таким же простым гармоническим сопровождением, рисует спокойный и строгий лесной ландшафт. Ей противопоставляется лейтмотив Самьеля – чёрного охотника: фантастический, мрачный образ обрисовывается тремоло в низких оркестровых регистрах, гармонией уменьшённого септаккорда, синкопированными ударами литавр pianissimo.

Главная и связующая партия экспозиции построены на музыкальном материале, связанном с образами адских сил. Побочная партия включает в себя две темы. Первая – тема Макса, вторая – Агаты.

В разработке все темы экспозиции приходят в непосредственное соприкосновение и столкновение, при этом «адским» темам противопоставляется тема Агаты (борьба тёмного и светлого начал), а за ней следует первая побочная – тема Макса. Реприза проводится сокращённо, она возникает как продолжение темы Макса, «подхватывает» его интонации, но заполняется «демоническим» материалом. Как будто устанавливается победа тёмного мира, тем более, что тема Агаты в репризе опускается, а переходное построение к коде заключает в себе одновременное сочетание интонаций Макса и лейтмотива Самьеля, то есть, сливаясь с лейтмотивом Самьеля, тема Макса теряет свою самостоятельность.

Это, по-видимому, должно служить указанием на окончательное подчинение Макса духам тьмы. Но совершенно внезапно, после длительной ферматы, мощным взрывом радости и ликования звучит в коде тема Агаты. Кода идёт fortissimo на оркестровом tutti; элементы маршевости, тональность C-dur, сменившая предшествующий минор, сообщают коде характер апофеоза, в котором утверждается торжество светлого мира.

Таким образом, увертюра последовательно, программно раскрывает идейный замысел оперы, её содержание и даже ход её развития.

Музыка. «Вольный стрелок» - одно из лучших творений немецкого национального романтического театра. Обратившись у жанру зингшпиля, Вебер применил необычные для него широкие оперные формы, насытив их драматизмом, богатством психологических оттенков. Наряду с развёрнутыми портретами основных героев значительное место в опере занимают бытовые сцены, тесно связанные с немецкой народной песенностью. Ярко выразительны фантастические эпизоды и музыкальные пейзажи, в которых проявилось колористическое богатство оркестра Вебера.

В первом акте на фоне жизнерадостных массовых сцен возникают разнообразные музыкальные характеристики. Хоровая интродукция передаёт картину крестьянского празднества, её музыка имеет народный характер; марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты; наивность и простота выражения отличают незатейливый деревенский вальс. Резкий контраст вносит ария Макса «Горем скован, как цепями», полная смятения и тревоги. В застольной песне Каспара «Что б мы были без вина» увлекают острый ритм, стремительность движения. Его образ далее развивается в арии «Нет, нет, погибнуть должен он», где угловатая мелодия сочетается с ритмами неистовой дьявольской пляски.

Второй акт делится на две резко противостоящие картины. Грациозная ариетта беспечной Анхен «Юноша, если красивый» оттеняет глубину чувств и душевную чистоту Агаты в её арии-сцене «Усну ль я, не дождавшись»; чередование выразительных речитативов и пленительных песенных мелодий правдиво передаёт душевное движение девушки, заключительная же часть арии полна блеска, света и радости.

Во второй картине, которая получила название «Волчья долина», драматическое напряжение растёт. Решающая роль здесь отведена оркестру. Необычно звучащие аккорды, мрачные, глухие тембры, наводящие ужас завывания невидимого хора создают таинственную, фантастическую картину. В центральном эпизоде – сцене литья волшебных пуль – музыка с потрясающей наглядностью изображает дикий разгул дьявольских сил.

Третий акт состоит из двух картин. В первой преобладают спокойно-идиллические настроения. Каватина Агаты «Толпами ходят в небе тучи» овеяна поэтичной, светлой грустью. В мягкие нежные тона окрашен хор подружек, чутко воссоздающий черты национальной песенности. Вторая картина открывается темпераментным хором охотников, в мелодии которого слышатся отзвуки охотничьих рогов;  хор этот, близкий немецким народным песням, получил мировую известность. Финал оперы представляет собой развёрнутую ансамблевую сцену с хором, в конце которой с радостным подъёмом звучит музыкальная тема, уже знакомая по увертюре и заключительной части арии Агаты из второго акта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: