Демонстрационные препараты

1. Роговица глаза. Тангенциальный срез.

2. Хрусталик. Фиксация осмиевой кислотой.

3. Сетчатая оболочка глаза. Фиксация осмиевой кислотой.

4. Сетчатая оболочка в темноте и  на свету.

5. Развитие глаза.

6. Обонятельная часть слизистой оболочки носа (фиксация, окраска осмиевой кислотой).

7. Опорные клетки обонятельной слизистой.

8. Обонятельные клетки слизистой оболочки носа.

 

Подведение итогов занятия (контроль)

Опрос по микропрепаратам, электронным микрофотографиям, решение контрольно-обучающих задач, тестовый контроль второго уровня знаний.

Задание для самоподготовки: смотреть основные вопросы темы следующего занятия.

 

 

Тема: «ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ»

Изучение морфофункциональной организации органов кроветворения и иммунной защиты, закономерностей становления их структуры в онтогенезе человека – одна из основных проблем прикладной медицины. Особенно она актуальна в педиатрии, так как именно в детском возрасте происходит наиболее выраженное формирование иммунитета, манифестируют многие иммунопатологические состояния (первичные иммунодефициты, аутоиммунные заболевания – системные и эндокринные, острые лимфо-пролиферативные заболевания). Врачи-клиницисты различного профиля (терапевты, хирурги, инфекционисты, онкологи, педиатры и др.) в своей практике постоянно сталкиваются с необходимостью диагностического анализа не только периферической крови, но и функционального состояния органов, продуцирующих форменные элементы крови и регулирующих поступление их в кровеносное русло. Особо важное значение для диагностики заболеваний имеет морфологический анализ пунктатов костного мозга, лимфатических узлов, вилочковой железы. Выявление механизмов межклеточных взаимодействий и изучение таких вопросов в современной гистологии и иммунологии как: участие рецепторов клеточной поверхности в обеспечении контактных связей между иммунокомпетентными клетками, особенности включения последних в кооперативные процессы, роль медиаторов иммунитета в межклеточных отношениях, генетический контроль иммунного ответа и др.Э, -  создают основу для развития клинической трансплантологии.

 

                                     Основные вопросы темы

1. Кроветворение. Понятие о стволовых клетках крови (СКК) и колониеобразующих единицах (КОЕ). Морфологическая и функциональная характеристика СКК. Эмбриональный гемопоэз, его этапы.

2. Постэмбриональный гемопоэз, его особенности.

3. Классификация органов кроветворения. Общие черты их строения.

4. Характеристика полипотентных (стволовых, коммитированных) клеток и унипотентных клеток-предшественников миелоидного ряда.

5. Морфологически идентифицируемые стадии развития клеток крови: (бластные, дифференцирующиеся и зрелые клеточные формы эритроцитов, гранулоцитов, моноцитов, тромбоцитов.

6. Лимфопоэз. Особенности лимфопоэза в центральных органах кроветворения (антигеннезависимая пролиферация и дифференцировка Т-и В-лимфоцитов).

7. Особенности лимфопоэза в периферических органах кроветворения (антигензависимая пролиферация и дифференцировка Т- и В-лимфоцитов).

8. Регуляция миелопоэза и лимфопоэза, роль микроокружения. Физиологическая регенерация крови

9. Участие органов кроветворения в иммунных реакциях.

10.  Костный мозг, развитие, строение, возрастные изменения, регенерация.

11.  Функции костного мозга.

12.  Характеристика стромального компонента красного  костного мозга.

13.  Характеристика клеточных дифферонов в красном костном мозге.

14.  Кровоснабжение красного костного мозга. Строения синусоидных капилляров.

15.  Регуляция процессов кроветворения.

16.  Вилочковая железа (тимус), источники эмбрионального развития, строение.

17.  Морфологическая и топологическая характеристика элементов лимфоидной ткани вилочковой железы.

18.  Кровоснабжение тимуса и элементы гемато-тимусного барьера.

19.  Возрастная и акцидентальная инволюция тимуса.

20.  Значение вилочковой железы.

21.  Развитие, общий принцип строения, кровоснабжение лимфатического узла.

22.  Морфологическая характеристика лимфоидной ткани лимфатических узлов.  Характеристика коркового, мозгового вещества и паракортикальной зоны.

23.  Синусы лимфатического узла, их строение и значение.

24.  Функции лимфатического узла.

25.  Пренатальный органогенез селезенки, Общая схема её строения.

26.  Морфофункциональная характеристика красной и белой пульпы.

27.  Особенности кровоснабжения селезенки.

28.  Морфологическая характеристика лимфоидной ткани селезенки.

29.  Функции селезенки.

30.  Морфофункциональная характеристика лимфоидной ткани слизистых

 оболочек в различных органах пищеварительной и дыхательной систем.

 

Цель занятия

    В конце занятия студент должен уметь:

1. Идентифицировать микропрепараты органов кроветворения.

2. Дифференцировать тканевые элементы красного костного мозга.

3. Схематично отразить и объяснить особенности строения синусоидных капилляров красного костного мозга.

4. Дифференцировать тканевые элементы (детали строения) селезенки, лимфатического узла и вилочковой железы.

5. Объяснить роль лимфатических узлов, селезенки и тимуса в обеспечении иммунного ответа на антигенную стимуляцию.

6. Объяснить особенности взаимоотношений иммунокомпетентных клеток.

7. Схематически зарисовать изучаемые препараты.

 

Необходимый уровень знаний

Студенты должны отвечать на основные вопросы данной темы методических указаний и на тестовые вопросы первого уровня.

Контроль исходного уровня знаний осуществляется пись­менной работой или в процессе устного разбора и коррекции изучаемого материала.

 

Самостоятельная работа студентов

Вид работы: изучение гистологических препаратов — «красный костный мозг», «вилочковая железа ребёнка», «селезёнка», «лимфатический узел»;  демонстрационных препаратов, электронных микрофотографий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: