Тема: «СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА»

Сенсорная система обеспечивает восприятие организмом информации о состоянии внешней и внутренней среды, а также её обработку и трансформацию в ощущения. Входящие в состав этой системы органы чувств связывают организм с внешним миром, воспринимая различные поступающие специфические импульсы: звуковые, световые, вкусовые, обонятельные, осязательные. Поэтому комплекс структур (тканевых элементов), осуществляющих восприятие раздражений и трансформацию их в нервные импульсы, рассматривают как периферическую часть более сложной морфофункциональной системы, названной И.П.Павловым анализатором. В последнем также различают промежуточную часть, передающую возникший импульс по проводящим путям в подкорковые образования, и центральную часть – кору большого мозга, где происходит высший анализ и синтез ощущений. Знание гистологического строения органов чувств необхо­димо для понимания как нормальной функции этих органов (кафедра физиологии), так и возможных нарушений их дея­тельности (кафедры глазных болезней, болезней уха, горла, носа и др.).

Основные вопросы темы

   

1. Гистогенетическая классификация органов чувств.

2. Источники и ход эмбрионального развития органа зре­ния.

3. Принцип строения и тканевой состав оболочек стенки глазного яблока.

4. Диоптрический аппарат глаза, его состав.

5. Аккомодационный аппарат глаза, его состав.

6. Рецепторный аппарат глаза, его тканевый состав.

7. Вспомогательный аппарат глаза, его состав.

8. Строение склеры - белочной оболочки глаза, её значение.

9. Морфофункциональная и биохимическая характеристика роговицы глаза.

10. Сосудистая оболочка глаза, её составляющие. Строение и значение.

11. Цилиарное тело и его отростки, строение, значение.

12. Морфофункциональная характеристика радужки.

13. Строение и значение хрусталика, цинновой связки.

14. Дренажная система глаза и ее составляющие, значение.

15. Механизм аккомодации.

16. Сетчатая оболочка глаза, строение, тканевый состав. Понятие о гемато-

    ретинальном барьере.

17. Нейронный состав сетчатой оболочки.

18. Морфофункциональная характеристика фоторецепторных клеток.

19.  Особенности строения и значение ассоциативных и ганглионарных 

    клеток сетчатой оболочки глаза.

 20. Межнейронные взаимоотношения в сетчатой оболочке глаза.

21. Нейроглиальные клетки сетчатки, их значение.

 22. Строение и значение пигментного эпителия сетчатки.

 23. Особенности строения «желтого пятна» и «слепого пятна» сетчатки.

 24. Гистотопография сетчатой оболочки глаза (её слои, отражающие 

      «экранный» тип строения сетчатки как нервного центра).

 25. Гистофизиология органа зрения.

 26. Строение век, слезного аппарата.

 27. Источники развития органа обоняния.

 28. Общий принцип строения органа обоняния.

29. Клеточный состав и функции обонятельной выстилки. Морфогенетические

особенности жизненного цикла обонятельных нейронов.

30. Морфофункциональная характеристика собственной пластинки слизистой

     оболочки обонятельной области.

31.  Гистофизиология органа обоняния. Обонятельная луковица как нервный

     экранный центр.

 32. Строение и значение вомероназального органа.

 33. Источник эмбрионального развития органа вкуса.

 34. Понятие о вкусовых почках (луковицах). Структурная и функциональная  

     характеристики образующих их клеток.

 35. Гистофизиология органа вкуса,

 36. Понятие об органе осязания. Его гистофизиология.

 37. Источники эмбрионального развития органа равновесия и слуха.

 38. Общая характеристика основных составляющих органа слуха и равновесия:

      наружного, среднего и внутреннего уха.

 39. Понятие о костном и перепончатом лабиринтах.

 40. Локализация органа слуха. Морфофункциональная характеристика 

      стенок улиткового канала.

41. Общий принцип строения и иннервация спирального органа улитки.

   42. Строение сенсоэпителиальных (волосковых) клеток спирального органа

       улитки, их функция.

43. Строение и значение различных типов опорных клеток спирального органа.

44. Строение и значение покровной мембраны.

45. Гистофизиология органа слуха.

46. Локализация и общий принцип строения органа равновесия и гравитации.  

47. Локализация, общая характеристика и значение слуховых пятен.

48. Строение, разновидности и значение сенсоэпителиальных клеток в 

      сферическом и эллиптическом мешочках.

49. Строение и значение опорных клеток в эпителиальной выстилке 

      слуховых пятен. Строение и значение отолитовой мембраны.

50. Локализация, общая характеристика и значение статических гребешков.  

51. Строение и значение сенсоэпителиальных (волосковых) и поддерживающих

       клеток органа равновесия. Строение и значение купола.

52. Гистофизиология органа равновесия.

 

 

Цель занятия

   

    В конце занятия студент должен уметь:

1. Объяснить суть гистогенетической классификации органов чувств.

2. Объяснить гистофизиологию органов чувств: зрения, обоняния, вкуса, слуха, равновесия и гравитации, осязания.

3. Дифференцировать в препарате компоненты переднего отдела глаза.

4. Дифференцировать элементы аккомодационного аппарата.

5. Показать в препарате элементы дренажной системы глаза.

6. Дифференцировать оболочки заднего отдела глаза.

7. Различать в сетчатой оболочке все её слои и объяснять, чем они образованы.

8. Объяснить гистофизиологические особенности диоптрических сред  

глаза: роговицы, хрусталика, стекловидного тела.

9. Идентифицировать тканевые элементы органа обоняния.

 10. Показать в препарате «орган вкуса» вкусовые почки (или луковицы).

 11. Дифференцировать в препарате «орган слуха» стенки улиткового канала и     их  тканевые элементы.

 12. Дифференцировать клеточные элементы спирального органа.

 13. Идентифицировать в препарате «орган слуха» различные органы и 

      ткани, изученные ранее.  

 14. Объяснить суть сложившихся представлений об органе осязания.

 15. Схематически зарисовать изучаемые препараты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: