Демонстрационные препараты

1. Эпифиз человека.

2. Гипофиз (передняя доля). Фиксация осмиевой кислотой.   

3. Гипофиз (задняя доля).

4. Щитовидная железа. Фиксация осмиевой кислотой.

5. Околощитовидная железа. Фиксация осмиевой кислотой.

6. Надпочечник (мозговое вещество). Фиксация и окраска осмиевой кислотой. 

7. Надпочечник (корковое вещество). Окраска Суданом III.

8. Хромаффинные клетки мозгового вещества надпочечника.

9. Супраоптическое ядро гипоталамуса.

10. Клетки APUD – серии в эпителии стенки тонкой кишки.

 

         

Подведение итогов занятия

Опрос по микропрепаратам, электронным микрофотогра­фиям, решение контрольно-обучающих задач, тестовый контроль второго уровня знаний.

Задание для самоподготовки к следующему занятию: смотреть основные вопросы темы следующего занятия.

 

 

Тема: «ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА».

 Для пищеварительной системы организма человека характерна выраженная полифункциональность, так как она: а/ перерабатывает, обезвреживает и поглощает различные органические и неорганические вещества, необходимые организму для образования энергии и восстановления клеток и тканей; б/ выполняет экскреторную функцию, способствуя выведению из организма непереваренных и вредных веществ; в/ входит в состав системы органов кроветворения во внутриутробном периоде развития (печень) и содержит лимфатические узелки как периферические органы лимфопоэза в слизистой оболочке пищеварительного тракта у взрослого человека; г/ выполняет иммунологическую функцию – поглощение, процессинг, транспорт антигенов из пищеварительного тракта и последующее развитие различных реакций иммунитета; д/ является частью эндокринной системы организма, в виде обнаруживаемых в эпителии слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта и в островках поджелудочной железы в гормонпродуцирующих клеток, входящих в состав диффузной эндокринной системы (ДЭС).

    Материал данной темы служит основой для изучения физиологии органов пищеварительной системы, патологической анатомии, а также целого ряда клинических дисциплин, в частности, гастроэнтерологии, гепатологии, иммунологии, эндокринологии при изучении внутренних болезней,  абдоминальной хирургии и др.

    Весь практический курс частной гистологии пищеварительной системы разделен на 3 лабораторных занятия. Первое практическое занятие посвящено гистологии органов переднего отдела пищеварительной системы, второе – гистологии органов среднего и заднего её отделов, третье – гистофункциональным характеристикам больших пищеварительных желез.

       

 1-е занятие

Передний отдел пищеварительной системы

 

    Знания о строении и функциональных особенностях переднего отдела пищеварительной системы, в который входят:  преддверие ротовой полости, органы ротовой полости и пищевод, необходимы при изучении физиологии пищеварительной системы, патологической анатомии и заболеваний органов полости рта, а также стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и хирургии пищевода.

 

Основные вопросы темы

1. Общий план строения стенки пищеварительной трубки.

2. Источники развития и тканевой состав слоёв слизистой оболочки пищеварительной трубки в различных её отделах. Типы слизистых оболочек.

3. Гистологическое строение подслизистой, мышечной, серозной или

 адвентициальной оболочек.

4. Преддверие ротовой полости. Источники развития его составляющих.

5. Строение губы в её различных отделах.

6. Строение щеки, морфологические особенности различных зон её слизистой оболочки.

7. Ротовая полость. Источники эмбрионального развития.

8. Особенности строения слизистой оболочки полости рта в различных её

отделах.

9. Строение языка, особенности строения его слизистой оболочки.

10.  Виды сосочков языка и их строение.

11.  Железы языка, их расположение, строение, характер секрета.

12.  Расположение и значение лимфоидной ткани в переднем отделе пищевари- тельной системы. Понятие о миндалинах, их значение.

13.  Строение и значение небной миндалины.

14.  Эмбриональные источники развития твердых и мягких тканей зуба.

15.  Сравнительная характеристика стадий развития молочных (временных) и постоянных зубов.

16.  Морфофункциональная характеристика одонтобластов и энамелобластов.

17.  Строение дентина зуба.

18.  Строение эмали зуба.

19.  Строение цемента зуба и его значение

20.  Строение пульпы зуба и её значение.

21.  Строение и функции периодонта.

22.  Слюнные железы, источники эмбрионального развития, классификации по строению и характеру секрета.

23.  Общий план строения больших слюнных желез.

24.  Особенности строения и клеточный состав концевых отделов белковых и   смешанных слюнных желёз.

25.  Строение выводных протоков слюнных желёз.

26.  Отличия в строении белковых и смешанных слюнных желез.

27.  Отделы глотки, характеристика эпителия, выстилающего их.

28.  Пищевод. Источники развития тканей, образующих оболочки пищевода.

29.  Гистологическое строение и значение слизистой, подслизистой и наружной (адвентициальной или серозной) оболочек пищевода.

30.  Особенности гистологического строения мышечной оболочки пищевода в верхней, средней и нижней её третях.

 

 

Цель занятий

   

    В конце занятий студент должен уметь:

1. Диагностировать препараты изучаемых органов на основании знания    

морфологических признаков.

2. Дифференцировать оболочки, слои оболочек и их тканевые элементы 

в различных отделах пищеварительной трубки.

3. Дифференцировать в препаратах органов ротовой полости образующие их тканевые элементы.

4. Дифференцировать препараты различных желез переднего отдела  

пищеварительной системы.

5. Схематически изображать строение изученных органов.

6. Знать общий план строения стенки пищеварительного канала.

7. Уметь объяснить основное содержание стадий развития зуба.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: