Демонстрационные препараты

1. Строение губы.

2. Продольный срез однокоренного декальцинированного зуба. Дентин. Цемент. Пульпа.

3. Язык человека. Желобоватые сосочки.

4. Миндалина новорожденного.

5. Гликопротеиды в концевых отделах подчелюстной железы.

6. Пищевод новорожденного.

7. Переход пищевода в желудок.

Подведение итогов занятия (контроль)

    Опрос по микропрепаратам и электронным микрофотографиям, решение контрольно-обучающих задач и тестовый контроль второго уровня.

    Задание для самоподготовки к следующему занятию: смотреть основные вопросы темы следующего занятия.

 

Е занятие

Средний и задний отделы пищеварительной системы

    Приобретаемые знания о строении и функциональных особенностях среднего и заднего отделов пищеварительной системы, в которые входят желудок, тонкая и толстая кишка, червеобразный отросток и каудальная часть прямой кишки, необходимы при изучении физиологии пищеварения и патологической анатомии, а также гастроэнтерологии, проктологии, курса внутренних болезней, для понимания данных эндоскопии и изучаемых материалов биопсии.

Основные вопросы темы

1. Общий план строения стенки желудка.

2. Строение слизистой оболочки фундального отдела  желудка.

3. Характеристика эпителия слизистой оболочки желудка.

4. Локализация, строение и клеточный состав собственных желез желудка.

5. Строение и функции главных и париетальных клеток  желез желудка.

6. Строение и значение слизистых и шеечных клеток  желез желудка.

7. Строение и функции основных типов эндокринных клеток желез желудка.

8. Строение и значение кардиального отдела желудка и его желез.

9. Строение пилорического отдела желудка.

10.  Строение и клеточный состав пилорических желез желудка.

11.  Различия в строении слизистой оболочки фундального и пилорического отделов желудка.

12.  Гистологическое строение стенки тонкой кишки.

13.  Строение и тканевой состав слизистой оболочки тонкой кишки.

14.  Типы пищеварения. Строение кишечной ворсинки.

15.  Современные представления о строении и функционировании призмати- ческого каемчатого энтероцита  и бокаловидного экзокриноцита.

16.  Понятие о кишечных криптах. Локализация, строение и значение выстилающих их эпителиоцитов, а также выявляемых аргентаффинных клеток и клеток с ацидофильной зернистостью.

17.  Электронно-микроскопическое строение и значение кишечных эндокриноцитов.

18.  Строение и значение обнаруживаемых в эпителиальной выстилке тонкой кишки интраэпителиальных лимфоцитов и М-клеток (пещеристых клеток).

19.  Ультраструктура и  роль недифференцированных эпителиоцитов тонкой кишки в образовании дифферонов кишечного эпителия.

20.  Гистофизиология процессов пристеночного пищеварения и поступления продуктов пищеварения в организм.

21.  Строение стенки 12-перстной кишки и её роль в процессах пищеварения.

22.  Гистологическое строение стенки толстой кишки.

23.  Строение и тканевой состав слизистой оболочки толстой кишки.

24.  Клеточный состав эпителия слизистой оболочки толстой кишки.

25.  Различия в строении стенок тонкого и толстого кишечника.

26.  Гистологическое строение стенки червеобразного отростка.

27.  Особенности строения слизистой оболочки червеобразного отростка.

28.  Особенности строения кишечной крипты червеобразного отростка в отличие от крипты толстой кишки.

29.  Особенности гистологического строения стенки канала заднего прохода в столбчатой, промежуточной и кожной зонах.

30.  Особенности иннервации желудочно-кишечного тракта.

     

Цель занятия

    В конце занятия студент должен уметь:

1. Диагностировать (идентифицировать) все гистологические препараты, изученные на лабораторном занятии.

2. Дифференцировать в гистологических препаратах изучаемых органов пищеварительной системы все образующие их тканевые элементы.

3. Объяснить на электронных микрофотографиях специфику ультраструктуры конкретных клеток и неклеточных структур, изученных в данном органе.

4. Объяснить морфофункциональные особенности стенок желудка, 12-перст-ной кишки, тонкого и толстого кишечника, червеобразного отростка.

5. Объяснить значение системы «ворсинка-крипта» в процессах пищеварения.

6. Объяснить особенности эндокринной системы пищеварительного тракта.

7. Схематически зарисовать изучаемые препараты.

 

Необходимый уровень знаний

    Студенты должны отвечать на основные вопросы темы данного раздела методических указаний.

    Контроль исходного уровня знаний осуществляется письменной работой или в процессе устного разбора и коррекции изучаемого материала.

 

Самостоятельная работа студентов

   

    Вид работы: изучение гистологических препаратов - «дно желудка»,  «пилорический отдел желудка», «12-перстная кишка», «тощая кишка», «толстая кишка», «червеобразный отросток»; демонстрационных препаратов, электронных микрофотогра­фий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: