Тема занятия: «Цена товара»

Дисциплина «Экономика»

Тема включает следующие вопросы:

1. Понятие цены и факторы, влияющие на цену.

2. Функции цены.

3. Виды цен.

4. Формирование цены.

1. Понятие цены и факторы, влияющие на цену.

В бытовом языке слово «стоимость» отождествляют со словом «цена».

В экономике эти понятия разделяются…

Стоимость товара – это овеществленный в товаре труд (вспоминая прошлую лекцию).

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Цена является рыночным явлением и находится под воздействием основных рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции и др.

На цену влияют четыре основных фактора.   

Первый. Если спрос превышает предложение, цена растёт, и наоборот, если предложение превышает спрос, цена снижается. При возникновении равновесия между объёмом спроса и объёмом предложения устанавливается равновесная цена.

Второй. Конкуренция между продавцами ведёт к снижению цены и её стабилизации на определённом уровне; конкуренция между покупателями вызывает повышение цены.

Третий. Монополизация способствует установлению завышенных цен на продаваемые фирмами-монополистами товары и заниженных цен на покупаемые ими товары.

Четвёртый. В условиях товарного дефицита цены растут.

2. Функции цены.

Роль и значение цены в экономике определяются её функциями: информационной, стимулирующей, ориентирующей и распределительной.

Прежде всего, цена информирует покупателя о предложении товара, его величине и о том, сколько продавец хочет получить засвой товар. Такая информация влияет на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса.

Стимулирующее значение цены заключается в её способности поощрять тех предпринимателей, которые рационально используют свои производственные возможности для получения лучших конечных результатов, применяют передовую технику и технологию.

Цена ориентирует продавца и покупателя в выборе, обеспечивающем их интерес.

Цена способствует перераспределению капиталов, направляя их в наиболее эффективные и прибыльные отрасли. Владелец денежных ресурсов оценивает состояние рынка и внимательно следит за тем, что продаётся, по какой цене и какой товар выгодно производить. Соответственно он выбирает ту или иную товарную отрасль, куда и направляет денежные ресурсы (инвестиционный капитал).

 

3. Виды цен.

Цена отражает эффективность предпринимательской деятельности. В ней фокусируются, выражаются, сталкиваются и согласовываются материальные интересы продавца и покупателя. Ими выступают отдельные граждане, предприниматели, государственные и коммерческие компании, отрасли и производства, регионы и разные страны.

     В зависимости от форм товарно-денежного обращения и видов реализуемых товаров различают несколько видов цен, взаимосвязанных между собой и образующих единую систему (ценовой механизм).

Различают мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные.

Базисная цена устанавливается в результате торгов на торговых биржах и служит основой контрактных и оптовых цен.

Контрактная цена устанавливается в результате переговоров между покупателем и производителем на продукцию, которая будет произведена и поставлена в назначенный срок согласно подписанному договору (контракту). Как правило, контрактные цены применяются при закупках крупных партий товаров и средств производства.

Оптовые цены устанавливаются при открытых торгах на крупные партии отпускаемого товара.

Розничные цены — это цены рынка, которые устанавливаются под влиянием мотивов покупателей, продажной цены и качества изделия.

Мировые цены — это цены на определённый вид продукта, который формируется на узкую товарную группу (например, на нефть).
     В пределах низшей и верхней границ на величину цены (помимо прочих) воздействуют два важнейших субъективных фактора: цена продавца и цена покупателя.

Цена продавца отражает уровень, ниже которого он не может продать товар без ущерба для себя. Вместе с тем продавец стремится установить максимальную величину цены на данный товар. Этому могут способствовать уникальность и редкость товара, престижность товара, поскольку обладание им обеспечивает особый общественный статус, монопольное положение продавца и отсутствие
конкуренции со стороны других товаровладельцев, товарный дефицит, растущее число покупателей.
    

Цена покупателя характеризует уровень, выше которого он не станет платить за данный товар. В то же время покупатель стремится максимально снизить цену. Цена покупателя отражает субъективно-психологическую оценку необходимости для него данного товара, возможности замены его на альтернативный товар.       Взаимное движение цены продавца и цены покупателя ведёт к установлению цены согласия, т. е. цены, удовлетворяющей обе стороны — продавца и покупателя.
    Равновесная цена — цена товара на рынке при условии, что спрос равен предложению и весь предложенный товар будет куплен по данной цене. Верхней границей равновесной цены является цена спроса, т. е. максимальная цена, по которой покупатель согласен купить данный товар.

Нижней границей служит цена предложения, т. е. минимальная цена, по которой продавец может уступить товар. И та и другая цена образуется под воздействием множества факторов, но в каждом случае они являются теми ориентирами, в пределах которых формируется равновесная цена — та цена, при которой в данный момент совпадают интересы покупателя и продавца.

 

4. Формирование цены.

Формирование цены — сложнейший процесс, на который воздействует множество объективных и субъективных факторов. Существует низший предел, ниже которого продавец не может опустить цену и продать товар, поскольку полученный от продажи товара доход не компенсирует вложенные в его
производство средства и продавец несёт убытки. В то же время существует верхний предел, обусловленный платёжеспособностью покупателя и его возможностью и готовностью купить товар. Если цена превысит верхний предел, покупатель из-за ограниченности средств не сумеет приобрести данный товар.

Соответственно цена имеет ограничения: низшую и верхнюю границы и может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов: соотношения спроса и предложения, возможности выбора альтернативных товаров и др.

Существует две концепции на то, как должна формироваться цена товара. Первую концепцию цены определили англичанин Давид Рикардо и немец Карл Маркс. Это классическая теория цены в рамках трудовой теории стоимости. Она анализируется с позиций производства с учётом общественно необходимых затрат и времени.

Вторая концепция — неоклассическая. Она получила своё целостное изложение в трудах американского экономиста Альфреда Маршалла. Согласно его теории, нормальная цена предложения определяется делением совокупных затрат производства на количество товара — это средние затраты. Совокупные затраты на производство получаются путём умножения предельных затрат на число единиц товара или путём сложения всех фактических затрат производства и добавления всех иных преимуществ.
     Нижней границей цены товара являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить предельные издержки. С точки зрения современного производства можно сказать, что цена зависит не столько от предельных издержек, сколько от совокупных затрат труда и капитала
соответственно.
  Согласно трудовой теории стоимости цена — это денежное выражение овеществлённого (содержащегося) в товаре общественно необходимого труда товаропроизводителя, т. е. в основе формирования цены лежат связанные с выпуском товара производственные затраты (издержки производства).
   Разные уровни цен и их движения обусловлены действием закона стоимости.

В противовес трудовой теории стоимости, неоклассики утверждают иные принципы.
1. У каждого покупателя-потребителя имеется своя шкала ценностей, поэтому один и тот же товар (одно и то же благо) имеет разную ценность, т. е. каждый покупатель оценивает одно и то же благо с учётом своих потребностей, поэтому цена одного и того же блага будет разной.
2. По мере удовлетворения потребности ценность блага уменьшается.
3. Чем реже данное благо, тем выше его ценность.

4. Блага, имеющиеся в изобилии, никакой ценности не имеют.
5. Затраты труда не связаны непосредственно с величиной ценности.
      Таким образом, решающую роль в установлении цены классики отводят предложению товаропроизводителей, которые исходят из учёта труда, затраченного на создание товара. А основатели теории предельной полезности определяющее значение отводят спросу потребителей. Создать целостное учение о цене, объединив обе концепции, попытались сторонники кембриджской экономической школы, ярким представителем которой был Альфред Маршалл. Маршалл считал, что цена формируется под воздействием как предложения, так и спроса. По его мнению, бесполезно спорить, какое лезвие ножниц разрезает кусок бумаги — верхнее или нижнее.

 

На формирование цены оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относят:

- Потребители;

- Рыночная среда

- Государство.

К внутренним факторам относят:

- Жизненный цикл товаров на рынке;

Издержки на сырье, материалы, рабочую силу, рекламу.

 

Закрепление нового материала:

Ознакомившись с лекцией, ответьте письменно на следующие вопросы теста:

1. Цена товара – это:

а) овеществленный в товаре труд;

б) сумма денег, уплаченная за товар;

в) денежное выражение стоимости товара;

г) нет верного ответа.

2. Цена выполняет следующие функции:

а) информационную, стимулирующую, ориентирующую и равновесную;

б) распределительную, стимулирующую, ориентирующую и розничную;

в) распределительную, информационную, стимулирующую и ориентирующую;

г) нет верного ответа.

3. Равновесная цена означает, что:

а) вес проданного и купленного товара одинаков;

б) спрос равен предложению, но не весь предложенный товар куплен;

в) весь предложенный товар куплен;

г) все ответы верны.

4. Если спрос превышает предложение, цена:

а) растет;

б) снижается;

в) неизменна;

г) нестабильна.

5. К внешним факторам, влияющим на цену, не относят:

а) затраты на сырье,

б) затраты на рекламу,

в) политику государства,

г) верно а и б.

 

Домашнее задание:

1. Решить тест.

2. Фото ответов на тест отправить в личных сообщениях

3. Составить краткий конспект лекции в рабочей тетради (фото конспекта высылать не нужно)

 

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: