Запишем схему скрещивания

Консультация перед экзаменом по биологии для группы 4-18

Экзаменационные вопросы выложены в группе Биология https://vk.com/club193027403

По вопросам экзамена пишите сообщение в ВК.

Структура экзамена.

1. Экзамен по учебной дисциплине ОУД.11 Биология включает 25 билетов, каждый из которых состоит из трёх вопросов, по материалу пройденному за 1 и 2 курс обучения.

2. Все билеты равноценны по трудности, одинаковы по структуре:

первые два вопроса теоретические,

третий вопрос – практическое задание.

3. Сдача экзамена предполагает письменный ответ на один заданный билет.

4. При выставлении оценки учитывается текущая и промежуточная успеваемость за 1 и 2 курс.

2.Перечень разделов тем учебной дисциплины, включенных в экзамен:

1. Введение.

2. Учение о клетке.

3. Организм.

4. Основы генетики и селекции.

5. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

6. Происхождение человека.

7. Основы экологии.

8. Бионика.

Система оценивания экзамена.

5.1. Экзамен оценивается по 5-тибалльной шкале следующим образом:

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

•материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две несущественные ошибки.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки.

Рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации (экзамену).

При подготовке к промежуточной аттестации (экзамену) рекомендуется использовать:

Основные источники:

1.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология: Общая биология. 10-11 классы.- М.: Дрофа, 2015.

Дополнительные источники:

1.Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.

2.Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2015.

 

Чтобы успешно справиться с заданиями экзамена, необходимо внимательно прочитать вопросы. Именно внимательное, вдумчивое чтение – половина успеха. Ответ на поставленный вопрос писать четко, по существу, конкретно формулировать определения.

 

Методические рекомендации по решению генетических задач.

1.Вспомните генетическую символику и терминологию:

Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом

Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомства

Моногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признаку

Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака

Альтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий)

Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые

Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена

Гетерозигота -организм, содержащий два разных аллельных гена

Доминантный признак – преобладающий, подавляющий

Рецессивный признак - подавляемый

Генотип – совокупность генов организма

Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков организма

Дигибридное скрещивание – скрещивание особей, которые отличаются друг от друга по двум признакам.

Символы:

P – родительское поколение

F1 - первое поколение потомков

F2 – второе поколение потомков

A – ген, отвечающий за доминантный признак

а – ген, отвечающий за рецессивный признак

♀ - женская особь

♂ - мужская особь

АА – гомозигота доминантная

аа – гомозигота рецессивная

Аа - гетерозигота

2. Вспомните алгоритм решения генетических задач:

Внимательно прочтите условие задачи.

Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи).

Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.

Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства. Проанализируйте результаты скрещивания.

Запишите ответ на вопрос задачи.

3. Вспомните оформление генетических задач:

Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).

Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).

При записи генотипа, буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ; неверная запись -♀ ВВаа).

Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Под генотипом всегда пишут фенотип.

У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество:

верная запись неверная запись

♀ АА ♀ АА

А А А

Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.

Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.

4.Просмотрите пример решения генетической задачи с пояснением:

1.Условия задачи: У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Ответьте на вопросы:

Сколько типов гамет образуется, у женщины, мужчины?

Сколько разных генотипов, фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?

2.Запишем объект исследования и обозначение генов:

Дано:

объект исследования– человек

признак – длина ресниц:

А – длинные

а – короткие

Найти: Типы гамет у матери ( ♀) и отца ( ♂); генотип F1 , фенотип F1-?

Решение.

Определяем генотипы родителей. Женщина имеет длинные ресницы, следовательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел короткие ресницы, значит, его генотип — аа. Каждый организм из пары аллельных генов получает один — от отца, другой — от матери, значит, генотип женщины — Аа. Генотип ее супруга — аа, так как он с короткими ресницами.

Запишем схему скрещивания

Р:      Аа X ♂ аа

Гаметы: А а а

F1:   Аа;        аа

Генотип: гетерозигота       гомозигота рецессивная

Фенотип: длинные        короткие

Выпишем расщепление по генотипу гибридов: 1Аа:1аа, или 1:1. Расщепление по фенотипу тоже будет 1:1, одна половина детей (50%) будет с длинными ресницами, а другая (50%) — с короткими.

Ответ: - у женщины 2 типа гамет, у мужчины 1 тип; генотипы детей –  50% гетерозиготы, 50% - гомозиготы рецессивные; фенотип детей – с длинными ресницами 50%, с короткими – 50%;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: