Консультация перед экзаменом по биологии для группы 4-18
Экзаменационные вопросы выложены в группе Биология https://vk.com/club193027403
По вопросам экзамена пишите сообщение в ВК.
Структура экзамена.
1. Экзамен по учебной дисциплине ОУД.11 Биология включает 25 билетов, каждый из которых состоит из трёх вопросов, по материалу пройденному за 1 и 2 курс обучения.
2. Все билеты равноценны по трудности, одинаковы по структуре:
первые два вопроса теоретические,
третий вопрос – практическое задание.
3. Сдача экзамена предполагает письменный ответ на один заданный билет.
4. При выставлении оценки учитывается текущая и промежуточная успеваемость за 1 и 2 курс.
2.Перечень разделов тем учебной дисциплины, включенных в экзамен:
1. Введение.
2. Учение о клетке.
3. Организм.
4. Основы генетики и селекции.
5. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.
6. Происхождение человека.
7. Основы экологии.
8. Бионика.
Система оценивания экзамена.
5.1. Экзамен оценивается по 5-тибалльной шкале следующим образом:
|
|
Оценка «5»:
•ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
•материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
• ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две несущественные ошибки.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки.
Рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации (экзамену).
При подготовке к промежуточной аттестации (экзамену) рекомендуется использовать:
Основные источники:
1.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология: Общая биология. 10-11 классы.- М.: Дрофа, 2015.
Дополнительные источники:
1.Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.
2.Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2015.
Чтобы успешно справиться с заданиями экзамена, необходимо внимательно прочитать вопросы. Именно внимательное, вдумчивое чтение – половина успеха. Ответ на поставленный вопрос писать четко, по существу, конкретно формулировать определения.
Методические рекомендации по решению генетических задач.
1.Вспомните генетическую символику и терминологию:
Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом
Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомства
|
|
Моногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признаку
Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака
Альтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий)
Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые
Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена
Гетерозигота -организм, содержащий два разных аллельных гена
Доминантный признак – преобладающий, подавляющий
Рецессивный признак - подавляемый
Генотип – совокупность генов организма
Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков организма
Дигибридное скрещивание – скрещивание особей, которые отличаются друг от друга по двум признакам.
Символы:
P – родительское поколение
F1 - первое поколение потомков
F2 – второе поколение потомков
A – ген, отвечающий за доминантный признак
а – ген, отвечающий за рецессивный признак
♀ - женская особь
♂ - мужская особь
АА – гомозигота доминантная
аа – гомозигота рецессивная
Аа - гетерозигота
2. Вспомните алгоритм решения генетических задач:
Внимательно прочтите условие задачи.
Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи).
Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства. Проанализируйте результаты скрещивания.
Запишите ответ на вопрос задачи.
3. Вспомните оформление генетических задач:
Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).
Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).
При записи генотипа, буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ; неверная запись -♀ ВВаа).
Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Под генотипом всегда пишут фенотип.
У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество:
верная запись неверная запись
♀ АА ♀ АА
А А А
Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.
Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.
4.Просмотрите пример решения генетической задачи с пояснением:
1.Условия задачи: У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Ответьте на вопросы:
Сколько типов гамет образуется, у женщины, мужчины?
Сколько разных генотипов, фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?
2.Запишем объект исследования и обозначение генов:
Дано:
объект исследования– человек
признак – длина ресниц:
А – длинные
а – короткие
Найти: Типы гамет у матери ( ♀) и отца ( ♂); генотип F1 , фенотип F1-?
Решение.
Определяем генотипы родителей. Женщина имеет длинные ресницы, следовательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел короткие ресницы, значит, его генотип — аа. Каждый организм из пары аллельных генов получает один — от отца, другой — от матери, значит, генотип женщины — Аа. Генотип ее супруга — аа, так как он с короткими ресницами.
|
|
Запишем схему скрещивания
Р: ♀ Аа X ♂ аа
Гаметы: А а а
F1: Аа; аа
Генотип: гетерозигота гомозигота рецессивная
Фенотип: длинные короткие
Выпишем расщепление по генотипу гибридов: 1Аа:1аа, или 1:1. Расщепление по фенотипу тоже будет 1:1, одна половина детей (50%) будет с длинными ресницами, а другая (50%) — с короткими.
Ответ: - у женщины 2 типа гамет, у мужчины 1 тип; генотипы детей – 50% гетерозиготы, 50% - гомозиготы рецессивные; фенотип детей – с длинными ресницами 50%, с короткими – 50%;