Кто авторы и в чем смысл «цивилизационной» модели общества?
Формационная - например, марксистская - телеологическая, рассматривает историю как всемирный процесс имеющий последовательные этапы, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей завершающей стадии - это может быть "царство Божие на земле", "торжество коммунизма", "тысячелетний Рейх" или "победа либеральной демократии" (в "Конце истории"). Единицей исторического анализа в такой модели является этап, историческая формация, которой присущи характеристики достаточно универсальные во всём мире. Разные страны, народы, цивилизации отличаются лишь тем на какой стадии в данный момент они находятся, передовые или отсталые.
В цивилизационной (культурно-исторической) модели единицей исторического анализа является отдельная цивилизация - большая историческая общность, объединённая похожей культурой и традициями (Шпенглер, Тойнби и большинство историков этой школы) или основанной на определённом супер-этносе (у Гумилёва).
Важным аспектом изучения общества в рамках философии выступает анализ исторического процесса, выявление его смысла и значения. Выделяют 2 основных подхода к изучению процесса исторического развития.
1) согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. Формационная модель удачно показала общий принцип поступательного развития человечества, позволила обосновать принцип преемственности в общественном развитии, дать классификацию государств на основе развития в них производительных сил и производственных отношений. Однако она оказалась недостаточной, когда все более стала обнаруживаться неравномерность развития отдельных регионов мира, когда капиталистический способ производства показал свои эволюционные возможности.
2) цивилизационная модель опирается на теорию «локальных цивилизаций» (Тойнби, Шпенглер). Теория локальных цивилизаций подчеркивает человеческое, личностное содержание исторического процесса. Объективные процессы истории в значительной мере опосредованы человеческой личностью, так как проходят через ее внутренние мир, опыт, конфликты. Объектом изучения философии истории не может быть человечество в целом или какие-либо конкретные государственные образования, а только определенные культурно-исторические типы, которые Тойнби назвал обществами или цивилизациями – именно они представляют собой единицу истории. Согласно цивилизационной концепции, исторический процесс предстает как последовательная смена самобытных и исторически переходящих цивилизаций. Каждая цивилизация рассматривается как самостоятельный и уникальный феномен, проходящий в своем развитии последовательно фазы рождения, роста, надлома и разложения. Главный критерий роста – прогрессивное движение в направлении самоопределения цивилизации на основе развития самоопределения личности. Достоинством цивилизационного подхода явилось то, что он позволил преодолеть европоцентризм в понимании исторического развития, синтезировать объективный подход к истории и понимании роли субъективного фактора, связанного с деятельностью человека.
Можно ли реализовать идеи социального равенства и справедливости?
В рыночной экономике конкуренция заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение запросов общества. Но она отнюдь не препятствует обогащению удачливого предпринимателя, если он, верно определил требования рынка. Это создает сильную мотивацию предпринимательской деятельности, способствует прогрессу экономики. Но одновременно тем самым рыночная система поощряет социальную несправедливость общества.
В руках собственников ресурсов происходит сосредоточение экономической власти. Напротив, значительная часть населения лишена собственности на производственные ресурсы, что порождает ее экономическую зависимость. В связи с этим в обществе одни выступают как работодатели, а другие – как наемные работники. Происходит дифференциация доходов, имущественное расслоение, обогащение одних и обнищание других. Другими словами, автоматически сама по себе рыночная система не обеспечивает социальной справедливости.
Под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.
Возможности реализации принципа социальной справедливости в каждой стране на определенном этапе ее развития определяются фактическим состоянием экономики.
Социальная справедливость может быть достигнута только при высоких темпах экономического роста, создающего финансовые возможности решения социальных проблем не только государством, но и другими субъектами.
Самым важным вопросом в определении стратегии, касающейся неравенства доходов, является оптимальная степень неравенства. Общепринятого ответа на этот вопрос нет, поскольку есть аргументы «за» и «против» усиления равенства.
Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство дохода необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя. Главный контраргумент заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой деятельности, к инвестициям, к риску и тем самым уменьшает объем распределяемого дохода.
В настоящее время почти во всех развитых странах сложившееся соотношение между доходами бедных и богатых слоев общества не превышает 1:10.






