Очень часто в табличной форме представляется информация в различных документах, справочниках, учебниках. Табличная форма придает лаконичность и наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере данных. Часто табличная форма представления информации применяется наряду с графической, т.е. данные таблицы представляются в виде графика или диаграммы. Приведение данных к табличному виду позволяет систематизировать информацию.
Пример 1.
Рассмотрим следующий набор фактов:
Анаконда — длинная. У электрички «глаза» горят. Человек бодрствует днем. На баранов коты не охотятся. Сова покрыта перьями. Мышей ужи ловят, а баранов — нет. Человек не длинный. Сова может передвигаться на двух ногах. Человек не ловит мышей. Анаконды ловят баранов. Совы не длинные. Уж не может передвигаться на двух ногах. Электричка когти не втягивает. Кот — животное не длинное. У совы глаза горят. Кошки ловят мышей. Тело анаконды перьями не покрыто. Уж не имеет перьев. Кот втягивает когти. Ночного образа жизни электрички не ведут. Глаза у кошки горят. Люди баранов не ловят. Когти сова втягивать не умеет. Электрички — длинные. Уж ведет ночной образ жизни. Кошки не умеют ходить на двух ногах. На баранов сова не охотится. Анаконда ведет ночной образ жизни. Человек — без перьев. Длинным уж не является. На двух ногах анаконда не передвигается. Электричка не охотится ни на мышей, ни на баранов человек не относится к существам, у которых горят глаза. Кошки ведут ночной образ жизни. На мышей анаконда не охотится. Глаза у ужа не горят. Анаконда не имеет когтей. Днем сова спит. Электрички не передвигаются на двух ногах. Когти у человека не втягиваются. У кота перьев нет. У анаконды глаза горят. Уж не втягивает когти. Человек передвигается на двух ногах. Мышей сова ловит. Перьями электричка не покрыта.
|
|
Попробуйте. Пользуясь этим набором, ответить на следующие вопросы:
1)Кто ловит мышей?
2)Кто ведет ночной образ жизни?
3)Какие общие свойства у ужа и анаконды?
4)Кто(что) длинное и имеет горящие глаза?
Поиск ответов займет достаточно много времени. А теперь давайте построим таблицу, содержащую только информацию необходимую для ответов. Плюсом отметим наличие соответствующего признака, а минусом — его отсутствие.
Посмотрим, что у нас получилось.
Свойство | кот | сова | человек | уж | анаконда | электричка |
Передвигается на двух ногах | — | + | + | — | — | — |
Покрыто перьями | — | + | — | — | — | — |
Ловит мышей | + | + | — | + | — | — |
Глаза горят | + | + | — | — | — | + |
Умеет втягивать когти | + | — | — | — | — | — |
Ведет ночной образ жизни | + | + | — | + | — | — |
Длинное | — | — | — | — | + | + |
|
|
Глядя на эту таблицу, можно быстро найти ответы на перечисленные вопросы и любые другие на эту тему.
Запишите в тетрадь:
Для таблиц используются понятия: объект, класс объектов, свойства.
Объект — это то, о чем идет речь.
Класс объектов — это множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами. Например, планеты, города, животные, посуда. Один и тот же объект может быть отнесен одновременно к нескольким классам. Например, кошка может быть отнесена к классу домашних животных, к классу кошачьих, к классу четвероногих.
Свойства — характеристики, признаки объекта. Например, говоря об объекте класса «человек», мы можем выделить такие его свойства: возраст, рост, вес, цвет глаз, образование, семейное положение. У каждого свойства есть название и значение. Примеры названий: цвет, материал, форма. Примеры значений: зеленый, железный, прямоугольный.
Существует два типа таблиц: «объект-свойство» и «объект-объект». Это наиболее часто встречающиеся типы таблиц. Если рассматриваются отдельные объекты и их свойства, то это таблица типа «объект-свойство» например, страничка в классном журнале с личными данными учеников, если в таблице отражается взаимосвязь между объектами, то это таблица типа «объект-объект» например, страничка в журнале с четвертными оценками. В математике таблица, составленная из чисел, называется матрицей, если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной.
Рассмотрим виды отношений
таблица 6.1 — «объект-свойство»
НОМЕР | АВТОР | НАЗВАНИЕ | ГОД | ПОЛКА |
0001 | Беляев А.Р. | Человек-амфибия | 1987 | 5 |
0002 | Кервуд Д. | Бродяги севера | 1991 | 7 |
0003 | Тургенев И.С. | Повести и рассказы | 1982 | 1 |
0004 | Олеша Ю.К. | Избранное | 1987 | 5 |
0005 | Беляев А.Р. | Звезда КЭЦ | 1990 | 5 |
0006 | Тынянов Ю.Н. | Кюхля | 1979 | 1 |
0007 | Толстой Л.Н. | Повести и рассказы | 1986 | 1 |
0008 | Беляев А.Р. | Избранное | 1994 | 7 |
Таблица 6.2 — «объект-свойство»
День | Осадки | Температура (градусы С) | Давление (мм.рт.ст) | Влажность (проценты) |
15.03.97 | Снег | -3,5 | 746 | 67 |
16.03.97 | Без осадков | 0 | 750 | 62 |
17.03.97 | Туман | 1,0 | 740 | 100 |
18.03.97 | Дождь | 3,4 | 745 | 96 |
19.03.97 | Без осадков | 5,2 | 760 | 87 |
Таблица 6.3 — «объект-объект»
ученик | русский | алгебра | химия | физика | история | музыка |
Аликин Петр | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
Ботов Иван | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
Волков Илья | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Галкина Нина | 4 | 4 | 5 | 2 | 4 | 4 |
Таблица 6.4 — «объект-объект» двоичная матрица
Дачи | Озерная | Подгорная | Елово | Бобры | |
Дачи | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
Озерная | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Подгорная | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Елово | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
бобры | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Таблица 6.5 — («объект-объект») двоичная матрица
Геология | Цветоводство | Танцы | |
Русанов | 1 | 0 | 1 |
Семенов | 1 | 1 | 0 |
Зотова | 0 | 1 | 1 |
Шляпина | 0 | 0 | 1 |
Выполните задание в тетради
Задание
Дан текст:
Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгайзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгайзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура — 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгайзе ярче Солнца в 22000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.
|
|
Читаем первую фразу. Объект, о котором здесь говорится — Полярная звезда. Свойство объекта-звезды — «находиться в созвездии». Слова «Малая медведица» — это значение свойства. Во второй фразе объект — Бетельгайзе, свойство то же самое «находится в созвездии», Орион — значение свойства.
В каждой фразе описаны отдельные объекты. Все они принадлежат к одному классу — классу звезд. Значит, будем строить таблицу типа «объекты-свойства». Заголовок ее — название класса объектов: «Звезды». Поскольку речь идет не обо всех звездах, можно уточнить «Некоторые звезды» или «Яркие звезды», или еще как-нибудь. Заголовок первого столбца — «Звезда». В столбец будут записаны названия звезд (Полярная звезда, Бетельгайзе, Спика и т.д.), в первой строке остальных столбцов — названия свойств («Созвездие», «Расстояние», «Во сколько раз ярче Солнца»).
Построить таблицу по данному тексту (можно в тетради, можно на компьютере).
Рассмотрим построение информационных моделей на графах
Понятие «система» очень часто употребляется как в научных дисциплинах, так и в повседневной жизни. Например, солнечная система, периодическая система химических элементов, системы растений и животных, система образования, система транспорта, файловая система, операционная система и т.д. Так что же такое – система? (Под системой понимается любой объект, состоящий из множества взаимосвязанных частей и существующий как единое целое.)