Понятие экономической информации

Экономическая информация служит элементом управления. Ее нужно рассматривать как одну из разновидностей управляющей информации. Экономическая информация представляет собой совокупность сведений, определяющих состояния или определяющих направления изменения и развития народного хозяйства и его звеньев.

Свойства экономической информации:

- преобладание алфавитно-цифровых знаков как формы представления данных с преимущественным изображением численных величин в дискретном виде;

- ведущая значимость операций АОД при обеспечении высокой точности операций вычислений;

- необходимость оформления таких результатов в форме, удобной для восприятия человеком;

- широкое распространение документов как носителей исходных данных и результатов обработки,

- значительные объемы перерабатываемой информации при использовании в процессе обработки и переменных и постоянных данных.

- необходимость получения большого числа итогов при ОД (обработке данных) по разным критериям.

Экономическая информация классифицируется по стадиям воспроизводства и элементам производственного процесса, рассматриваемым в качестве объекта управления. Поэтому выделяется информация снабжения и распределения по материальным и трудовым ресурсам и т.д.

Разновидности экономической информации по стадиям управления:

- прогнозная,

- плановая,

- учетная,

- для АХД,

- оперативного управления.

Прогнозируемая информация связана с прогнозами, учетная – с бухгалтерским, статистическим, оперативным учетом.

Экономическая информация подразделяется по критерию соответствия отражаемым явлениям на достоверную и недостоверную. С позиций стадий возникновения – первичная и вторичная.

Первичная возникает в итоге действия источников информации. Подразделяется на:

- производственно-хозяйственную,

- директивную.

- коллективную,

- индивидуальную.

Вторичная возникает в результате обработки первичной и другой вторичной, Либо только первой, либо только второй. Непосредственной связи с источником информации здесь не требуется. Среди вторичной различается:

- промежуточная,

- окончательная.

По полноте экономическая информация делится:

- на избыточную,

- достаточную,

- недостаточную.

По стабильности экономическая информация:

- постоянная,

- условно-постоянная,

- переменная.

С позиции технологии решения экономическая задач различается информация:

- входная,

- переходящая,

- выходная.

Информация, подлежащая обработке, называется входной, она также исходные данные. Выходная информация – результат обработки исходных данных, но она включает помимо результатов обработки некоторые первичные данные. Переход информации может использоваться для решения этих задач в последующих периодах.

Экономические задачи обладают рядом особенностей:

- системностью,

- массовостью,

- повторяемостью,

- формализуемостью и др.

По сложности алгоритмических решений:

- задачи прямого счета,

- оптимизационные,

- -информационно-поисковые,

- агрегации и дезагрегации,

- факторные и многофакторные и др.

В задачах прямого счета – реализация арифметических операций для нахождения результата. Оптимизационные задачи – решение перебором большого числа вариантов с поиском более благоприятного ответа. Информационно-поисковые – связаны с поиском заданной информации. Задачами агрегации достигается укрупнение информации. Для факторных и многофакторных задач присуще определение влияния одного фактора на все другие. Задачи прямого счета доминируют в бухучете, оптимизации, планировании.

Структура экономической информации определяется ее строением, выделением некоторых элементов, которые называются информационными единицами. Такие элементы образуют сложные составные иерархические уровни структурного строения информации чаще всего между информационными единицами устанавливается иерархическая зависимость: от простых к сложным сверху вниз. Наиболее крупными ИЕ принято считать также единицы, которые относятся к понятию объекта управления. В качестве подобного объекта в сфере экономики рассматриваются народное хозяйство в целом и его звенья.

Например, отрасль н/х, отрасль промышленности, промышленные объединения, предприятия и структурные подразделения предприятий. С позиций предприятия вся совокупность его информации является единицей высшего ранга. Такой же единицей высшего ранга служит совокупность единицы информации любого иного управления. Подобная единица называется информационной базой соответствующего объекта.

Информационная база составляет основу и является частью информационной системы любого объекта. Информационные системы, помимо информационной базы, включают ее организацию в реальных условиях ее функционирования. Информационная база присуща любому объекту независимо от уровня управленческой техники. Понятие "база данных" связана только с организацией данных на принципах АБД и естественно, с использованием ЭВМ. ИБ в применении к использованию вычислительной техники может быть построена как единая база данных или как совокупность нескольких таких баз.

С точки зрения видов управления информационного предприятия подразделяется на информационные базы организационно-экономического управления, социального, технологического с позиций структурного подразделения предприятия и используемых ресурсов выделяется ИБ его цехов, участков, бригад по предметам труда, по средствам труда и т.д.

Исходя из функций управления выделяется ИБ прогнозирования, планирования, бух. учета, АХД и т.д.

Отсюда вытекает, что понятие ИБ соотносится с некоторым реальным объектом. Такой объект называется предметной областью ИБ. Совокупность информации подсистем ИБ подразделяется на массивы. Под массивами понимается структурная ЕИ, представляющая набор данных одной формы со всеми их значениями, либо сочетание таких наборов данных, относящихся к одной задаче подсистемы. В последнем случае массив называется укрупненным.

Примером массива служит совокупность данных об учете материальных ценностей на складах предприятия, а примером укрупненного – движение этих материальных ценностей. Массив, в свою очередь, состоит из более мелких информационных единиц, обычно из показателей, в некоторых случаях только из реквизитов одного вида. Показатель представляет собой структурную единицу какой либо деталью с количественной или качественной сторон. Поэтому показатель не имеет названия, раскрывающего его форму и значения, добавляющие к форме количественные и качественные ее характеристики.

Показатель с конкретными его значениями называется экземпляром данных. Показатель образуется из структурных единиц самого низшего ранга, реквизитов, представляющих неделимую информационную единицу.

Реквизиты бывают 2 видов:

- реквизиты-основания,

- реквизиты-признаки.

Показатель можно представить как синтез результатов величины и реквизитов признаков. С целью формализованного описания данных создаются модели данных. Для этого разработан аппарат моделирования данных на иерархическом, сетевом, реляционном и других принципах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: