Этапы продуктивной мыслительной деятельности

Особенности психологии как науки

1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

2. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью своего же сознания.

3. Ее практические следствия уникальные — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими состояниями, процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым изменяет себя.

4. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания.

5. Собственной единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Они получают свою специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики.

Практическая психология осуществляет психологическую помощь людям. В то же время это область психологических знаний, которая в опыте практической работы исследует принципы и методы оказания психологической помощи. Практическая психология опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний и в тоже время является искусством психотерапии, консультирования, тренинга, в котором большую роль играет личность психолога, его умения, навыки и талант.

Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.
Под таким же термином - "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.

Существует два понятия психология:

Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.

Отличительные характеристики:

· Конкретность – привязанность к конкретным ситуациям, людям;

· Интуитивность – недостаточная осознанность закономерностей явлений;

· Ограниченность – недостаточность представлений о специфике явлений;

· Обоснованность на наблюдениях – не проходят научного осмысления.

Психология научная – устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики.

Отличительные характеристики:

· Обобщенность – осмысленность явления на основе его разных проявлений.

· Рационализм – осознанность знаний;

· Неограниченность – отражают весь человеческий опыт;

· Обоснованность на эксперименте – исследуются в различных условиях.

2.Творчество в образной сфере личности.

Творчество – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего; это необходимое свойство и функция культурно-исторического развития живой и неживой природы, порождающей новые формы и виды.

Воображение (фантазия) — это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Всякая символическая деятельность ребенка была некогда социальной формой сотрудничества и сохраняет на всем пути развития до самых высших точек социальный способ функционирования.

Символические функции имеют менее определенное мозго­вое представительство, чем различные виды гнозиса и праксиса. Они осуществляются за счет совместной деятельности практиче­ски всего мозга или же большей его части.

К таким функциям принято относить:

• мышление и сознание;

• эмоции, внимание, волю, поведение;

• память.

 


Психологическое стимулирование создания творческих образов.

На сегодняшний день существует в общей сложности более 30 различных методов стимулирования творческого мышления, и их число продолжает расти. Большинство из них может быть отнесено к одной из двух групп: специфические или инструментальные методы и неспецифические или личностные методы.

Специфические методы (Инструментальные)

1. Мозговой штурм

2. Синектика

3. Рабочие листы

4. Морфологический анализ

Неспецифические методы (Личностные)

1. Групповая динамика

2. Трансцендентальная медитация

3. Методика формирования целостности и веры в себя

 

Творческое мышление. Его проблемная сущность.

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.

В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления:

1) генетический, отводящий основную роль наследственности;

2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия;

3) генотип - средового взаимодействие, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Таким образом, существуют два направления проблемы развития творческого мышления:

ü влияние условий воспитания и повседневной жизни;

ü проведение развивающего эксперимента.

ü

Этапы продуктивной мыслительной деятельности.

а) подготовительный этап. На данном этапе осознается определенная цель деятельности, формулируются первоочередные вопросы, которые предстоит решить. Обычно начальный этап мыслительной деятельности нередко предшествует возбуждению уголовного дела;

б) ориентирование в условиях задачи. За подготовительным этапом следует анализ возникшей проблемной ситуации, ее составных частей, их связей, внутренних противоречий, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический (предположительный) характер. Данный этап мыслительной деятельности имеет место, например, в процессе изучения поступивших к следователю материалов, исходных данных о совершенном преступлении.

в) определение путей, средств и методов решения задачи. На начальном этапе расследования определяются направления поисков, а также способы решения частных задач, что обычно отражается в развернутом плане расследования по уголовному делу;

г) решение задачи. Решение познавательных задач по делу продолжается на всем протяжении следствия. На каждом этапе расследования преступления следователь активно использует как результаты всей своей предшествующей деятельности по делу, так и новую поступающую к нему информацию.

д) сопоставление полученных результатов с исходными условиями задачи. Если полученные результаты соответствуют объективным условиям задачи и получают доказательственное подтверждение, мыслительный процесс завершается. Если этого не происходит, процесс продолжается до тех пор, пока не будет, достигнут положительный результат, соответствующий поставленной задаче.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: