Цели и задачи программы

Теоретические подходы к разработке программы определялись следующими принципами (Л.С.Выготский, 1984; П.Я.Гальперин, 1985; А.В.Запорожец, 1986; В.П.Зинченко, 2002; С.Г.Шевченко, 1999; И.С.Якиманская, 1979).

1.Ученик является субъектом учебной деятельности, а следовательно, обучение без учета сформированности его субъектного опыта, его активности в этом процессе не может быть развивающим. Необходимы максимальная дифференциация и индивидуализация психолого-педагогической работы, учет конкретных достижений и ближайших потенциальных возможностей ребенка.

2.Формирование саморегуляции как интегративного личностного образования требует комплексного подхода, соединяющего в себе формирование положительного эмоционального отношения к регуляции деятельности и умений осознанной саморегуляции.

3.Формирование умений осознанной саморегуляции деятельности может проводиться на основе принципа интериоризации (перевода внешних, практических действий во внутренний план).

Систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности и ее осознанной саморегуляции у детей с ЗПР младшего школьного возраста и учитывая закономерности ее формирования в онтогенезе, мы сформулировали психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей детей в этой сфере.

I. Обеспечение оптимальных условий для развития сознания и личности ребенка путем создания:

§ климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;

§ развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;

§ ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

II. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

§ опора на личный опыт ученика;

§ обеспечение близкой и понятной цели деятельности;

§ индивидуальный подход к ребенку как на индивидуальных,

§ так и на групповых занятиях;

§ использование различных видов помощи (стимулирующей,

§ организующей и обучающей);

§ организация взаимодействия со сверстниками.

III. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

§ стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации; использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка. Предлагаемая программа развивающих занятий предназначена для учащихся младших классов в системе КРО. Она предполагает преимущественно игровую форму занятий, наиболее доступную для детей в начале этапа смены ведущей деятельности (перехода от игровой деятельности к учебной), и, следовательно, способствует более гладкому и менее длительному протеканию адаптационного периода.

Программа занятий включает следующие основные направления:

§ формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

§ развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового) и сен-сомоторной координации; формирование учебной мотивации;

§ развитие личностной сферы (в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости,

§ агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).

Проведение занятий направлено на реализацию следующих основных целей: эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности; формирование навыков произвольности и самоконтроля, усвоение простейших приемов эффективного восприятия и запоминания аудиальной и визуальной информации, достижение высокого уровня развития наглядно-образного мышления и создание фундамента для эффективного последующего развития абстрактно-логического мышления. Кроме того, учащиеся должны приобрести практические навыки решения широкого круга логических задач, требующих творческого подхода и развивающих познавательную активность.

В целях непрерывного мониторинга уровня интеллектуального и личностно-мотивационного развития используются адаптированные варианты известных в практической психологии методик тестирования, предлагаемые детям в форме привычных игровых заданий, что исключает влияние побочного стрессогенного фактора ситуации проверки при интерпретации результатов. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики, представленные, в частности, в сборниках психологических тестов (Рогов Е.И., 1995; Альманах психологических тестов, 1996).

Систематические занятия по данной программе оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов младших школьников с ЗПР: значительно расширяются объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесной форме свои суждения, объяснения, обоснования.

Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в творческую поисковую деятельность существенно повышают уровень начального образования. Такие занятия создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют у них стремление к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В процессе занятий у них происходит становление самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Программа занятий по активизации познавательной деятельности имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие мышления учащихся, их внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, а формирование у школьников пространственного восприятия и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: