Задача 1.
Оцените состав, структуру и структурную динамику доходов бюджета Российской Федерации по состоянию на 1 января последнего отчетного года и 1 января очередного финансового года (планового периода). Сделайте выводы о сбалансированности государственного бюджета, раскройте особенности бюджетной политики в отчетном году на основе показателей поступлений в бюджет, оцените ее результативность. Расчеты проводите в таблице 1.
Таблица 1. Состав и структура доходов государственного бюджета РФ
20 | (отчетный20 | (текущий | 20 | (первый20 | (второй | год | |||||||||||||
Вид | год) | год) | год | плановогопланового | |||||||||||||||
№ по порядку | периода) | периода) | |||||||||||||||||
поступлений | |||||||||||||||||||
млн.руб. | % | к | млн.руб. | % | к | млн.руб. | % | к | млн.руб.
| % | к | ||||||||
итогу | итогу | итогу | итогу | ||||||||||||||||
Налоговые
1
2
3
4
5
6
7
и т.д.
Неналоговые
1
2
3
4
5
6
7
8
и т.д.
Итого
(налоговые +
неналоговые)
№ по порядку |
Вид поступлений |
2019(отчетный год) |
2020(текущий год) | 2021(первый год планового периода) | 2022(второй год планового периода) | ||||
млрд.руб. | % к итогу | млрд.руб. | % к итогу | млрд.руб. | % к итогу | млрд.руб. | % к итогу | ||
Налоговые | |||||||||
1 | Ненефтегазовые | 12106,9 | 60,68 | 12890,7 | 63,30 | 13567,1 | 63,86 | 14327,6 | 64,95 |
1.1. | Связанные с внутренним производством | 6322,0 | 31,69 | 6688,1 | 32,84 | 6973,5 | 32,82 | 7311,9 | 33,15 |
1.1.1 | НДС | 4198,1 | 21,04 | 4517,9 | 22,19 | 4791,6 | 22,55 | 5099,5 | 23,12 |
1.1.2 | Акцизы | 941,7 | 4,72 | 959,8 | 4,71 | 940,7 | 4,43 | 906,7 | 4,11 |
1.1.3 | Налог на прибыль | 1182,2 | 5,93 | 1210,3 | 5,94 | 1241,2 | 5,84 | 1305,7 | 5,92 |
1.2 | Связанные с импортом | 3597,8 | 18,03 | 3766,1 | 18,49 | 4044,3 | 19,04 | 4373,1 | 19,83 |
1.2.1 | НДС | 2825,4 | 14,16 | 2983,9 | 14,65 | 3209,1 | 15,10 | 3473,5 | 15,75 |
1.2.2. | Акцизы | 90,9 | 0,46 | 125,9 | 0,62 | 131,3 | 0,62 | 137,4 | 0,62 |
1.2.3 | Ввозные пошлины | 681,5 | 3,42 | 656,3 | 3,22 | 703,9 | 3,31 | 762,2 | 3,46 |
1.3 | Прочее | 2187,2 | 10,96 | 2436,5 | 11,97 | 2549,3 | 12,00 | 2642,6 | 11,98 |
Неналоговые | |||||||||
1 | Нефтегазовые | 7845,5 | 39,32 | 7472,2 | 36,70 | 7679,4 | 36,14 | 7730,6 | 35,05 |
Итого (налоговые + неналоговые) | 19952,4 | 100 | 20363,0 | 100 | 21246,5 | 100 | 22058,3 | 100 |
Выводы
Согласно анализу состава и структуры доходов государственного бюджета РФ, в состав доходов государственного бюджета РФ входят ненефтегазовые доходы, связанные с внутренним производством, такими как: НДС, акцизы, налог на прибыль; ненефтегазовые доходы, связанные с импортом, такими как: НДС, акцизы, ввозные пошлины, прочее; нефтегазовые доходы. Анализируя структуру доходов государственного бюджета РФ, мы видим, что большой удельный вес в отчетном году занимают ненефтегазовые доходы 60,68 %. В структуре ненефтегазовых доходов большой удельный вес занимают НДС 21,04% и 14,16 % и прочие доходы 10,96 %.
|
|
Нефтегазовые доходы показывают 39,32 % в общей структуре доходов государственного бюджета. Доля остальных показателей не так значительна. За анализируемый период структура доходов государственного бюджета изменится следующим образом: произойдет увеличение ненефтегазовых доходов с 60,68 % (в отчетном периоде) до 64,95 % (во втором году планового периода). В структуре ненефтегазовых доходов, связанных с внутренним производством, произойдет увеличение НДС с 21,04 % до 23,12 %, снижение акцизов с 4,72 % до 4,11 %. В это же время уменьшится доля нефтегазовых доходов с 39,32 % (в отчетном году) до 35,05 % (во втором году планового периода). Общая сумма доходов в отчетном году 19952,4 млрд. руб.
Задача 2.
Оцените состав, структуру и структурную динамику расходов бюджета Российской Федерации по состоянию на 1 января последнего отчетного года и 1 января очередного финансового года (планового периода). Сделайте выводы о социально-экономической политике государства, оцените приоритетные направления расходования бюджетных ресурсов. Расчеты проводите в таблице таблице 2.
Таблица 2. Состав и структура расходов государственного бюджета.
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | ||||||
Направления расходов | млн.руб. | в % к | млн.руб. | в % к | млн.руб. | в % к | млн.руб. | в % к | |
итогу | итогу | итогу | итогу | ||||||
общегосударственные | |||||||||
вопросы | |||||||||
обслуживание | |||||||||
государственного | и | ||||||||
муниципального долга | |||||||||
национальную оборону | |||||||||
национальную | |||||||||
безопасность | и | ||||||||
правоохранительную | |||||||||
деятельность |
национальную экономику
из нее на:
топливно-энергетический
комплекс
сельское хозяйство и
рыболовство
транспорт
дорожное хозяйство
(дорожные фонды)
связь и информатику
прикладные научные
исследования в области
национальной экономики
другие вопросы в области
национальной экономики
жилищно-коммунальное
хозяйство
социально-культурные
мероприятия
межбюджетные
трансферты общего
характера бюджетам
субъектов РФ и
муниципальных
образований
Расходы - всего
Направления расходов | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | ||||
млн.руб. | в % к итогу | Млн.руб | в % к итогу | млн.руб. | в % к итогу | млн.руб. | в % к итогу | |
общегосударственные вопросы | 1 363,5 | 7,49 | 1457,4 | 9,03 | 1543,5 | 9,31 | 1586,5 | 9,29 |
обслуживание государственного и муниципального долга | 730,8 | 4,01 | 896,9 | 5,56 | 891,8 | 5,38 | 1004,8 | 5,88 |
национальную оборону | 2 997,4 | 16,46 | 1054,6 | 6,53 | 1076,2 | 6,49 | 1098,1 | 6,42 |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 2 083,2 | 11,44 | 1485,7 | 9,21 | 1517,9 | 9,15 | 1565,6 | 9,17 |
национальную экономику | 2 825,5 | 15,51 | 2539,8 | 15,74 | 2749,4 | 16,58 | 3143,1 | 18,40 |
из нее на: | ||||||||
топливно-энергетический комплекс | 19,0 | 0,10 | 21,6 | 0,13 | 18,3 | 0,11 | 11,9 | 0,07 |
сельское хозяйство и рыболовство | 288,8 | 1,59 | 284,6 | 1,76 | 287,9 | 1,74 | 319,7 | 1,87 |
транспорт | 274,1 | 1,50 | 285,9 | 1,77 | 297,1 | 1,79 | 340,5 | 1,99 |
дорожное хозяйство (дорожные фонды) | 825,8 | 4,53 | 783,4 | 4,85 | 905,2 | 5,46 | 1011,2 | 5,92 |
связь и информатику | 92,3 | 0,51 | 116,9 | 0,72 | 159,6 | 0,96 | 216,8 | 1,27 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики | 200,1 | 1,10 | 225,6 | 1,40 | 204,6 | 1,23 | 195,6 | 1,15 |
другие вопросы в области национальной экономики | 967,9 | 5,31 | 662,4 | 4,10 | 683,4 | 4,12 | 810,0 | 4,74 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 282,2 | 1,55 | 257,6 | 1,60 | 305,1 | 1,84 | 400,0 | 2,34 |
социально-культурные мероприятия | 6927,2 | 38,03 | 7436,5 | 46,08 | 7504 | 45,25 | 7279,2 | 42,61 |
Межбюджетные Трансферты общего характера бюджетам Субъектов РФ и муниципальных образований | 1 003,1 | 5,51 | 1010,1 | 6,26 | 995,5 | 6,00 | 1004,1 | 5,88 |
Расходы - всего | 18213,2 | 100 | 16138,6 | 100 | 16583,4 | 100 | 17081,4 | 100 |
|
|
Выводы
Согласно анализу состава и структуры расходов государственного бюджета РФ, состав расходов государственного бюджета РФ состоит из общегосударственных вопросов; обслуживания государственного и муниципального долга; национальной обороны; национальной безопасности и правоохранительной деятельности; национальной экономики; жилищно-коммунального хозяйства; социально-культурных мероприятий; межбюджетных трансфертов общего характера бюджетам Субъектов РФ и муниципальных образований.
Анализируя структуру расходов государственного бюджета РФ мы видим, что набольший удельный вес в отчетном году занимают социально-культурные мероприятия (38,03%), национальная оборона(16,46%), национальная экономика(15,51%), национальная безопасность и правоохранительная деятельность(11,44%).
За анализируемый период структура расходов государственного бюджета изменится следующим образом:
- Произойдет увеличение расходов на:
1. общегосударственные вопросы на 1,8 процентных пункта;
2. обслуживание государственного и муниципального долга на 1,84 процентных пункта;
|
|
3. национальную экономику на 2,89 процентных пункта;
4. ЖКХ на 0,79 процентных пункта;
5. межбюджетные трансферты общего характера бюджетам Субъектов РФ и муниципальных образований на 0,37 процентных пункта;
6. социально-культурные мероприятия на 4,58 процентных пункта.
- Произойдет уменьшение расходов на:
1. национальную оборону на 10,04 процентных пункта;
2. национальную безопасность и правоохранительную деятельность на 2,27 процентных пункта.
В общем разрезе расходы уменьшаться на 1 131,8 млн рублей и к 2022 году составят 17081,4 млн.руб.
Задача 3. Проведите анализ состава, структуры и структурной динамики государственного долга Российской Федерации по состоянию на 1 января последнего отчетного года и 1 января очередного финансового года. Сделайте выводы по анализу и предложения по оптимизации состава и структуры государственного внутреннего долга РФ. Раскройте содержание политики внутренних заимствований.
Выводы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 4
Согласно вашего варианта, оцените состав, структуру и структурную динамику доходов бюджета субъекта Р Ф по состоянию на 1 января последнего отчетного года и 1 января очередного финансового года (планового периода). Сделайте выводы о его сбалансированности, определите роль межбюджетных трансфертов при его формировании, а также значение региональных налогов и налоговых отчислений от федеральных налогов. Расчеты проводите в таблице 3.
Таблица 3. Состав и структура доходов государственного бюджета РФ
20 | (отчетный | 20 (текущий | 20 (первый | 20 (второй | ||||||||||||
Вид | год планового | год планового | ||||||||||||||
№ по порядку | год) | год) | периода) | периода) | ||||||||||||
поступлений | ||||||||||||||||
млн.руб.. | % к | млн.руб.. | % к | млн.руб.. | % к | млн.руб.. | % к | |||||||||
итогу | итогу | итогу | итогу | |||||||||||||
Налоговые | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
и т.д. | ||||||||||||||||
Неналоговые | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
и т.д. | ||||||||||||||||
Межбюджетные трансферты | ||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||
(налоговые | + | |||||||||||||||
неналоговые | + | |||||||||||||||
межбюджетные | ||||||||||||||||
трансферты) |
Выводы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 5.
Оцените состав, структуру и структурную динамику расходов бюджета субъекта РФ по состоянию на 1 января последнего отчетного года и 1 января очередного финансового года (планового периода). Сравните структуру бюджетных расходов федерального и регионального бюджета. Расчеты проводите в таблице 4.
Таблица 4. Состав и структура расходов бюджета субъекта РФ.
20 | 20 | 20 | 20 | |||||
Направления расходов | млн.руб. | в % | кмлн.руб. | в % | кмлн.руб. | в % к | млн.руб. | в % к |
итогу | итогу | итогу | итогу |
общегосударственные
вопросы
обслуживание
государственного и
муниципального долга
национальную оборону
национальную
безопасность и
правоохранительную
деятельность
национальную
экономику
из нее на:
топливно-
энергетический
комплекс
сельское хозяйство и
рыболовство
транспорт
дорожное хозяйство
(дорожные фонды)
связь и информатику
прикладные научные
исследования в области
национальной
экономики
другие вопросы в
области национальной
экономики
жилищно-коммунальное
хозяйство
социально-культурные
мероприятия
межбюджетные
трансферты общего
характера бюджетам
субъектов РФ и
муниципальных
образований
Расходы - всего
Выводы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 6
Оцените состав и структуру доходной и расходной частей бюджета муниципального района (согласно вашего варианта). Проведите анализ источников финансовых ресурсов муниципалитетов и направлений их использования. Сопоставьте структуру расходов муниципального района со структурой расходных обязательств субъекта РФ. Расчеты проводите в таблицах 5 и 6.
Таблица5. Состав и структура доходов бюджета Эртильского района.
Доходы местного | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |||||
в % к | в % к | в % к | в % к | ||||||
бюджета | Тыс.руб | млн.руб. | млн.руб. | млн.руб. | |||||
итогу | итогу | итогу | итогу | ||||||
Налоговые доходы
Налог на доходы физ лиц 64277 13,6 76372 16,7 96963 17,8 97827 16,3
Акцизы на подакцизные т - - 9855 2,2 10881 2,0 12481 2,1
овары
Налоги на совокупный д 15010 3,2 13181 2,9 14694 2,7 14856 2,5
Единый налог на вмен д 8632 1,8 8982 2,0 8628 1,6 8074 1,3
ЕСН 6279 1,3 4077 0,9 4550 0,8 5412 0,9
Неналоговые поступления
Платежи при польз прир 338 0,7 482 105,2 30 5,5 363 60,5
ресурсами
Плата за негат возд на о.с. 338 0,7 482 105,2 30 5,5 363 60,5
Безвозмездные поступл 347860 73,9 307556 67,1 369573 67,8 403929 67,3
Межбюджетные трансферты
Дотации 25853 5,5 28190 6,2 58535 10,7 66578 11,1
Субсидии 131717 28,0 90195 19,7 103036 18,9 124391 20,7
Субвенции 156921 33,3 158444 34,6 171767 31,5 177209 29,5
Всего: 471033 100 458283 100 545315 100 599763 100
Таблица 6. Состав и структура расходов бюджета Эартильского муниципального района.
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |||||||
Направления расходов | тыс.руб. | в % к | тыс.руб. | в % к | тыс.руб. | в % к | тыс.руб. | в % к | ||
итогу | итогу | итогу | итогу | |||||||
общегосударственные | 39592 | 8,9 | 43710 | 9,9 | 44605 | 8,6 | 52541 | 9,9 | ||
вопросы | ||||||||||
обслуживание | 4386 | 1,0 | 271 | 0,1 | 173 | 0,0 | 29 | 0,0 | ||
государственного | и | |||||||||
муниципального долга | ||||||||||
национальную оборону | ||||||||||
национальную | ||||||||||
безопасность | и | |||||||||
правоохранительную | ||||||||||
деятельность | ||||||||||
национальную экономику | 58029 | 13,1 | 57494 | 13,0 | 73035 | 14,1 | 65244 | 11,1 | ||
из нее на: | ||||||||||
топливно-энергетический | ||||||||||
комплекс | ||||||||||
сельскоехозяйство | и | |||||||||
рыболовство | ||||||||||
транспорт | 450 | 0,1 | 700 | 0,2 | 800 | 0,2 | 1100 | 0,2 | ||
дорожное | хозяйство | 43321 | 9,7 | 52560 | 11,9 | 59390 | 11,5 | 53146 | 9,1 | |
(дорожные фонды) | ||||||||||
связь и информатику | ||||||||||
прикладные | научные | |||||||||
исследования в области | ||||||||||
национальной экономики | ||||||||||
другие вопросы в области | 12758 | 2,9 | 193,9 | 0,0 | 8291 | 1,6 | 1208 | 0,2 | ||
национальной экономики | ||||||||||
жилищно-коммунальное | 716 | 0,2 | 3916 | 0,9 | 5650 | 1,1 | 13024 | 2,2 | ||
хозяйство | ||||||||||
социально-культурные | 19686 | 4,4 | - | - | 22457 | 4,3 | 23344 | 4,0 | ||
мероприятия | ||||||||||
межбюджетные | 26723 | 6,0 | 23581 | 5,3 | 18420 | 3,6 | 19466 | 3,3 | ||
трансферты | общего | |||||||||
характера | бюджетам | |||||||||
субъектов | Российской | |||||||||
Федерации | и | |||||||||
муниципальных | ||||||||||
образований | ||||||||||
Расходы - всего | 444477 | 100 | 443033 | 100 | 517847 | 100 | 586012 | 100 |
Выводы
Согласно составу и структуре доходов Эртильского района, наибольшему изменению подверглись НДФЛ (увеличение показателя с 13,6% до 16,3%); платежи при использовании природными ресурсами (увеличение показателя с 0,7% до 60,5%); безвозмездные поступления (уменьшение с 73,9% до 67,3%); дотации (увеличение с 5,5% до 11,1%) и субсидии (снижение с 28,0% до 20,7%). Остальные показатели в целом изменились незначительно.
Согласно составу и структуре расходов Эртильского муниципального района, наибольшему изменению подверглись следующие показатели: расходы на национальную экономику (снизились с 13,1% до 11,1%); другие вопросы в области национальной экономики (снизились с 2,9% до 0,2%); жилищно-коммунальное хозяйство (увеличилось с 0,2% до 2,2%); межбюджетные трансферты (снизились с 6,0% до 3,3%). Остальные показатели в целом не изменились.