В районе проводится работа по недопущению возникновения ЧС техногенного характера. Администрацией района принят ряд постановлений и распоряжений по проведению профилактических мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера. На заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Белгородского района регулярно рассматриваются вопросы по профилактике ЧС, проводятся проверки объектов экономики и учения с нештатными аварийно-спасательными формированиями.
На территории Белгородского района имеется 87 нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), из них 25 территориальных (172 человека) и 62 объектовых (316 человек), некоторые НАСФ принадлежат организациям.
Формирования привлекались для участия в объектовых тренировках, комплексных учениях и тренировках, командно-штабных и тактико-специальных учениях. На них отрабатывались вопросы приведения органов управления в различные степени готовности, защиты населения и территорий в очагах поражения. Основной задачей при проведении учений и тренировок считалось выполнение задач по отработке действий по защите производственного персонала и материальных ценностей при возникновении ЧС природного и техногенного характера, умению оказывать помощь.
Командно-начальствующий состав НАСФ и лица уполномоченные на ведение ГО прошли обучение на курсах УМЦ МЧС России по Белгородской области и на занятиях по повышению своих профессиональных навыков на курсах ГО г.Белгорода.
С 1 марта 2013 года в Белгородском районе функционирует Единая дежурно-диспетчерская служба 112 в количестве 5 оперативных дежурных и создан поисково-спасательный отряд из 5 человек.
Оповещение органов управления РСЧС и населения в ЧС
Организация связи в районе осуществляется опорно-транзитными станциями, общей монтированной емкостью более 25000 номеров, вышками операторов сотовой связи (МТС, Теле-2, Билайн, МегаФон). В 2016 году за счет средств бюджета Белгородского района были приобретены 23 электросирены С-40 (с ручным запуском), кроме того в 2018 году в рамках региональной автоматизированной системы оповещения (РАСЦО) в 6 населенных пунктах установлены сирены оповещения, на которые возможна подача управляющего сигнала по оптико-волоконной линии связи.
Функционирует четырехканальная система автоматического оповещения «Градиент-128ОП» и другие системы оповещения для автоматической передачи речевых сообщений большой группе абонентов.
В оповещении населения о чрезвычайных ситуациях могут быть задействованы каналы телерадиовещания г.Белгорода по заявке администрации Белгородского района и привлекаться автомобили ОМВД России по Белгородскому району, оснащенные системами громкоговорящей связи.
Мероприятия по защите населения
Население района и прибывающее эваконаселение укрывается в защитных сооружениях гражданской обороны или приспособленных под противорадиационные укрытия подземных (наземных) строениях — подвалах, погребах. Население района обеспечивается средствами индивидуальной защиты в основном за счет мобилизационного резерва.
В районе имеется план эвакоприемных мероприятий.
В военное время район эвакуации не подлежит. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций возможна частичная или полная эвакуация из отдельных очагов поражения. Для проведения эвакоприемных мероприятий выделяются автобусы, грузовой и легковой автотранспорт.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Медицинский институт
Направление «Лечебное дело»
Занятие №7
Тема «Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»
Белгород 2020
Учебные вопросы:
1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). 120
2. Организационная структура РСЧС. 123
3. Режимы функционирования РСЧС. 125
4. Задачи и состав сил и средств РСЧС. 130
5. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. 135
6. Всероссийская служба медицины катастроф. 138
Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применения современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Положением о РСЧС, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 261 от 18.04.1992 г. «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», устанавливалось, что эта система предназначалась для предупреждения ЧС в мирное и военное время, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, защиты окружающей среды, а в случаеихвозникновения - для ликвидации последствий.
Основные задачи РСЧС
1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды от ЧС.
2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования объектов.
3. Обеспечение высокой готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС.
4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС.
5. Подготовка населения к действиям в ЧС.
6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и лабораторного контроля за окружающей средой и потенциально опасными объектами.
9. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
11. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
12. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Основы организации:
Структуру органов РСЧС составляют территориальные и функциональные подсистемы, которые имеют пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы (ТП) РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики.
Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.






