Историко-культурный анализ текста

(на примере притчи о десяти девах)

В 1-13 стихах 25-й главы Евангелия от Матфея приводится притча Господа Иисуса Христа о десяти девах, пять из которых были неразумными, а пять мудрыми. Пять мудрых дев приготовили масло для своих светильников заранее, до брачного пира, и взяли его с собой. Неразумные не взяли масла. Но жених медлил, и все девы заснули. Неожиданно - в полночь - появился жених, и раздался громкий крик: «Жених идет!» Подошел час брачного пира. Мудрые девы взяли светильники и приготовились присоединиться к процессии. Неразумные стали просить их поделиться маслом, потому что у неразумных его не было. Мудрые сказали, что не могут поделиться, так как тогда не хватит и у них, и посоветовали неразумным пойти купить масла у торговцев. Неразумные девы поспешили за маслом, но, когда они вернулись, то обнаружили, что двери заперты. Радостный брачный пир был в разгаре, но они были лишены его.

При изучении контекста мы узнаём, что изложение этой притчи следует сразу за утверждениями Христа о верности, которая должна быть свойственна христианину (Мф. 24, 42-51). Это означает, что Господь в притче о десяти девах продолжает свою мысль, начатую им ранее в притче о верном и благоразумном рабе. Внимательно прочтем 24 главу: она заканчивается рассказом Христа о двух категориях работников. Одни из них - трудолюбивые, верные, благоразумные рабы, раздающие духовную пищу слугам своего господина вовремя. Другие - недобросовестные, небрежные рабы; они заблуждаются сами и других уводят в заблуждение относительно Пришествия Господа, бьют своих товарищей и в затрапезной дружбе с пьяницами (людьми этого мира). Если первых Господь Иисус Христос высоко оценил, назвав их "блаженными", потому что они угождают Ему и созидают Его Царство, то вторых Он сурово осудил. Тех, кто небрежно относится к служению, кто легкомыслен в серьёзных вопросах и творит неправые дела, Он квалифицирует как негодного раба, как человека со злым сердцем и приравнивает их участь к участи лицемеров: в день посещения Он "рассечёт" их там, где "будет плач и скрежет зубов". Мы знаем, что это будет тяжелейшее время испытаний при антихристе.

 Как видим, концовка 24 главы подготавливает нас к мысли о скором и внезапном Пришествии Христа, о двух категориях верующих и о том, как Он поступит с ними. Ожидающих Его прихода, готовящихся ко встрече Он весьма обрадует; а не ожидающих, поступающих своевольно и своенравно - подвергнет наказанию.

В притче о десяти девах Господь эту мысль углубляет, расширяет и оттеняет ярче прекрасной иллюстрацией из быта древней восточной деревни. Христос нарисовал картину, которая была понятна слушавшим Его ученикам. Однако нам требуются некоторые пояснения, которые можем выяснить, если познакомимся с особенностями брака того времени. По обычаям того времени, отец невесты приготавливал пир для невесты и своих друзей в своем доме, сколько времени продолжался это пир – было неизвестно. Поэтому гости, ожидавшие в доме невесты и жениха, могли ждать неопределенное количество времени, пока жених вернется в этот дом уже со своей невестой.

 Почему же светильники у девиц могли погаснуть? Нужно упомянуть, что лампы могли содержать только очень маленькое количество масла, так как сами были невелики, поэтому в обычае было носить дополнительный запас масла в специальных контейнерах, чтобы огонь мог постоянно гореть. Когда наступила ночь, то гости решили, что жених будет дожидаться утра, чтобы прийти в свой дом из дома невесты. Но, в противоположность обычаю, жених отправился в свой дом уже с наступлением темноты. Когда он приближался к дому, он выслал вперед себя вестников, которые должны были известить гостей о его скором прибытии, чтобы они могли встретить его и после проводить его на место пира. Было уже темно, поэтому встречающие не могли это сделать без ламп.

Итак, в чем состояла «глупость» пяти из дев? Они решили, что жених не придет ночью, а по обычаю, явится днем, и поэтому не взяли дополнительного масла, и, как следствие, не смогли выйти навстречу. Жених пришел против их ожидания, ночью. Ложные ожидания привели к полной неготовности.

Исследуя параллельные места, мы увидим, что о горящих светильниках и необходимости бодрствования при ожидании господина с брака говорит и евангелист Лука в 12 главе: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12, 35-40).

Благодаря указанию параллельных мест, мы узнаём, что в продолжении мысли Господа Иисуса Христа об этом говорит и апостол Павел в своем Первом послании к фессалоникийцам: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1 Фес. 5, 1-10).

 

Упражнение по историко-культурному анализу текста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: