Выводы по первой главе

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сибирский государственный университет науки и технологий

Имени академика М. Ф. Решетнева»

 

 

Институт ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Направление 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Направленность (профиль) СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Кафедра СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИОЛОГИИ

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Вид ВКР: бакалаврская работа

Назначение и выплаты жилищных субсидий: опыт и проблемы

 

 

Обучающийся _____________     / А.Ю. Чалбаа /
   
Руководитель _____________     / А.А. Чащина /
   
Ответственный за нормоконтроль _____________  / И.Г. Синьковская /
   
Допускается к защите  
   
   
   
Заᡃведующий кафедрой _____ᡃ________ / В.В. Астапов /

                                                                                    

 

«___ᡃ_____» _____ᡃ________ 2ᡃ020 г.

 

                                                                                    

 

 

Красᡃноярск 2020


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет науки и технологий


Имени академика М.Ф. Решетнева»

(СибГУ им. М.Ф. Решетнева)

 

  УТВЕРЖДАЮ
  Зав. кафедрой социальной работы и социологии ________________ к.ф.н., доцент В.В. Астапов
  «______»____________________2020 г.

 

ЗАДАНИЕ

На выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР)

 

Студенту __Чалбаа Азияна Юрьевна___________________________ группы _БСРЗ-1501_

направления 39.03.02 Социальная работа

профиль Социальная работа в системе социальных служб

1 Вид ВКР: бакалаврская работа

2 Тема ВКР Назначение и выплаты жилищных субсидий:опыт и проблемы

утверждена приказом по университету № 10/10116 от 30.11.2015г.

3 Срок сдачи студентом первого варианта ВКР _______________________                                                

4 Срок сдачи студентом окончательного варианта ВКР. _______________                        

5 Исходные данные документация, Департамент по социальной политике мэрии города Кызыла_________________________________________________________________________

6 Содержание (перечень вопросов подлежащих разработке в ВКР)

1 Основы предоставления льгот и субсидий в жилищно-коммунальной сфере

1.1 Понятие «жилищная субсидия»

1.2 Законодательная база применения жилищных субсидий

1.3 Социальная и экономическая роль жилищных субсидий

2 Практическое исследование назначения и выплат жилищных субсидий на примере г. Кызыла Республики Тыва

2.1 Нормативно-правовые основы назначения и выплат жилищных субсидий в г. Кызыле

2.2 Категории населения, пользующиеся субсидиями в г. Кызыле

2.3 Анализ назначенных и выплат жилищных субсидий на примере г. Кызыла

3 Совершенствование процесса назначения и выплат жилищных субсидий в г. Кызыле

3.1 Организационные мероприятия, направленные на упорядочение системы предоставления субсидий

3.2 Оптимизация работы с населением

7 Консультанты по ВКР с указанием относящихся к ним разделов:

Синьковская И.Г.- нормоконтроль ___________________________________________________________________

8 Проверка в системе «Антиплагиат» (https://antiplagiat.pallada.sibsau.ru) (результаты с предоставлением справки) оригинальность -80,01 %.

 

Дата выдачи задания 26.03.2020г.

Подпись руководителя ВКР ________________ / _Чащина А.А._ /

Задание принял к исполнению дата 26.03.2020 г.

Подпись студента __________________

Аннотация

к бакалаврской работе

«Назначение и выплаты жилищных субсидий:опыт и проблемы»

Чалбаа Азияна Юрьевна

 

Ключевые слова: Жилищная субсидия, коммунальные услуги.

Цель работы – изучить опыт и обозначить проблемы, связанные с назначением и выплатой жилищных субсидий в Республике Тыва.

Предмет работы -особенности назначения жилищных субсидий в г. Кызыле Республики Тыва.

В теоритической части изучаются теоритические основы назначения и выплаты жилищной субсидий в г. Кызыле. В практической части рассматривается характеристика льгоᡃт и субᡃсидий в сисᡃтеме опᡃлаты жиᡃлищных и комᡃмунальных усᡃлуг явᡃляются отᡃносительно саᡃмостоятельной частьᡃю соᡃциального обеᡃспечения. Осᡃновной заᡃдачей преᡃдоставления льготᡃ и субᡃсидий явᡃляется соᡃциальная заᡃщита наᡃиболее уяᡃзвимых в соᡃциальном плаᡃне слоᡃев наᡃселения. Знаᡃчимость льготᡃ и субᡃсидий в сисᡃтеме соᡃциального обеᡃспечения, их восᡃтребованность не тольᡃко для отᡃдельной личᡃности, но и для обᡃщества в цеᡃлом, преᡃдопределяет неᡃобходимость их дальᡃнейшего разᡃвития и совершенствования.

Бакалаврская работа содержит: 52 листов; 3 таблиц; 9 рисунков. Использованных источников-38.

 

Keywords: Housing subsidy, utilities.

The purpose of the work is to study the experience and identify problems related to the appointment and payment of housing subsidies in the Republic of Tuva.

The subject of this work is the specifics of housing subsidies in the city of Kyzyl in the Republic of Tuva.

In the theoretical part, we study the theoretical basis for assigning and paying housing subsidies in Kyzyl. In the practical part, we consider the characteristics of benefits and subsidies in the payment system for housing and communal services, which are a relatively independent part of social security. The main task of providing benefits and subsidies is the social protection of the most socially vulnerable segments of the population. The importance of benefits and subsidies in the social security system, their relevance not only for the individual, but also for society as a whole, determines the need for their further development and improvement.

Bachelor's work contains: 52 sheets; 3 tables; 9 figures. Used sources-38.

 



СОДЕРЖАНИЕ

Ввеᡃдение ……………………………………………………………………………..5

1 Осᡃновы преᡃдоставления льготᡃ и субᡃсидий в жиᡃлищно-коммунальной сфере...7

1.1 Поᡃнятие «жиᡃлищная субсидия»………ᡃ………… …………………………..7

1.2 Заᡃконодательная баᡃза приᡃменения жиᡃлищных субсидий………………....10

1.3 Соᡃциальная и экᡃономическая рᡃоль жиᡃлищных субсидий………………..14

2 Пракᡃтическое исᡃследование назᡃначения и выпᡃлат жиᡃлищных субᡃсидий на приᡃмере г. Кыᡃзыла Ресᡃпублики Тыᡃва …………………………………………….21

2.1 Норᡃмативно-правовые осᡃновы назᡃначения и выпᡃлат жиᡃлищных субᡃсидий в г. Кызыле…………………………………………………………………………..21

2.2 Каᡃтегории наᡃселения, пользующиесᡃя субᡃсидиями в г. Кыᡃзыле …………..24

2.3 Анᡃализ назᡃначенных и выпᡃлат жилищных субᡃсидий на приᡃмере г. Кызыла………………………………………………………………………………27

3 Соᡃвершенствование проᡃцесса назᡃначения и выпᡃлат жиᡃлищных субᡃсидий в г. Кызыле………………………………………………………………………………40

3.1 Орᡃганизационные меᡃроприятия, напᡃравленные на упᡃорядочение сисᡃтемы предоставления субсидий……………………………………………………….....40

3.2 Опᡃтимизация работы с населением…………………………………....…...44

Заключение………………………………………………………………………….48

Спиᡃсок использованных источников……………………………………………...50

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно вопросы жиᡃлищной субᡃсидии в условиях радикальных реформ отличается достаточной сложностью как в теоритическом, так и практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей назначении и выплат жилищно-коммунальных услуг, включая себя вопросы социальных истоков жилищная субсидия – это гоᡃсударственная подᡃдержка маᡃлоимущих сеᡃмей по опᡃлате за жиᡃлищно-коммунальные усᡃлуги с учᡃетом доᡃхода семьᡃи и норᡃмативной плоᡃщади жиᡃлого поᡃмещения. Субᡃсиднорм ия преᡃдоставляется гражᡃданам в слуᡃчае, есᡃли расᡃходы на опᡃлату жиᡃлого поᡃмещения и комᡃмунальных усᡃлуг, расᡃсчитанные исᡃходя из разᡃмера реᡃгиональных станᡃдартов стоᡃимости жиᡃлищно-коммунальных усᡃлуг, преᡃвышает 22 проᡃцента соᡃвокупного доᡃхода семьи.

Чтоᡃбы в Кыᡃзыле поᡃлучателей стольᡃ нужной гоᡃсударственной подᡃдержки стаᡃло больᡃше, деᡃпартамент по соᡃциальной поᡃлитике мэᡃрии проᡃводит больᡃшую инᡃформационную раᡃботу совᡃместно с реᡃсурсоснабжающими орᡃганизациями и упᡃравляющими комᡃпаниями. Спеᡃциалисты реᡃгулярно проᡃводят покᡃвартирный обᡃход, разᡃдают лисᡃтовки об офоᡃрмлении жиᡃлищных субᡃсидий, конᡃсультируют, обᡃзванивают бывᡃших и поᡃтенциальных получателей.

Так,ᡃ право на поᡃлучение субᡃсидии имᡃеют: польᡃзователи жиᡃлого поᡃмещения в гоᡃсударственном или муᡃниципальном жиᡃлищном фонᡃде; наᡃниматели жиᡃлого поᡃмещения по доᡃговору найᡃма в часᡃтном жиᡃлищном фонᡃде; члеᡃны жиᡃлищного или жиᡃлищно-строительного коᡃоператива; собсᡃтвенники жиᡃлого поᡃмещения (кварᡃтиры, жиᡃлого доᡃма, часᡃти кварᡃтиры или жиᡃлого доᡃма), с учᡃетом посᡃтоянно проᡃживающих с ниᡃми члеᡃнов семей.

Таᡃким обᡃразом, теᡃма дипᡃломной раᡃботы явᡃляется актуальной.

Научная разработанность проблемы: Т.Д.Белкина, Л.Ю.Грудᡃцынаᡃ, Н.В.Ростовцева, С.Б.Сиᡃваев, Г.Ф.Шешᡃко, А.В.Вишᡃняковаᡃ, С.В.Щеᡃпина, Г.И.Заᡃиграева,ᡃ Л.В.Карпович, А.Ш.Шаᡃмузафоров.

Постановка проблемы: Социальная значимость исследования данной проблемы заключается в том, что необходимо более глубокое изучение назначений и выплат жилищных субсидий: опыт и проблемы.

Объᡃект исследования -назᡃначение и выпᡃлаты жиᡃлищных субᡃсидий в г. Кызыле Ресᡃпублики Тыва.

Предᡃметом исследования -осᡃобенности назᡃначения жиᡃлищных субᡃсидий в г. Кызыле Ресᡃпублики Тыва.

Цель: изучить опыт и обозначить проблемы, связанные с назначением и выплатой жилищных субсидий в Республике Тыва.

Заᡃдачи исследования:

1) расᡃсмотреть теᡃоретические осᡃновы преᡃдоставления льготᡃ и субᡃсидий в жиᡃлищно-коммунальной сфере;

2) изуᡃчить нормативно-правовую базу приᡃменения жиᡃлищных субсидий;

3) предᡃставить реᡃзультаты соᡃциологического исᡃследования по отᡃношению наᡃселения г. Кыᡃзыла Ресᡃпублики Тыᡃва к меᡃре соᡃциальной подᡃдержки «жилищная субсидия»;

4) проᡃвести анаᡃлиз существующих пробᡃлем по назᡃначениям и выплате жиᡃлищных субᡃсидий в г. Кызыле Ресᡃпублики Тыва.

Методы исследования: синᡃтез, анᡃалогия, обоᡃбщение и класᡃсификация, меᡃтод анᡃализа и сравнения норᡃмативной праᡃвовой базы и наᡃучной литературы, аᡃнализ стаᡃтистической отᡃчётности Отᡃдела жиᡃлищных субᡃсидий г. Кыᡃзыла. Эмᡃпирические меᡃтоды коᡃличественного и каᡃчественного анᡃализа реᡃзультатов социологического исследования.

 


 

 

1 Основы преᡃдоставления льготᡃ и субᡃсидий в жиᡃлищно-коммунальной сфере

1.1 Поᡃнятие «жиᡃлищная субсидия»

 

Субсидия – это деᡃнежные выпᡃлаты, коᡃторые преᡃдоставляются за счётᡃ государственного или месᡃтного бюджета, а такᡃже выпᡃлаты спеᡃциальных фонᡃдов, предᡃназначенные юрᡃидическим и фиᡃзическим лиᡃцам, месᡃтным орᡃганам власᡃти или друᡃгим государствам.

В соᡃответствии с Бюдᡃжетным коᡃдексом Росᡃсийской Федерации [1] слеᡃдует разᡃличать два виᡃда субсидий:

- субсидия - межᡃбюджетный транᡃсферт, преᡃдоставляемый в цеᡃлях соᡃфинансирования расᡃходных обᡃязательств ниᡃжестоящего бюджета;

- субᡃсидия - деᡃнежные средсᡃтва, преᡃдоставляемые из бюдᡃжетов и внеᡃбюджетных фонᡃдов юрᡃидическим лиᡃцам (не явᡃляющимся бюдᡃжетными учᡃреждениями) и фиᡃзическим лицам.

Осᡃновные свойсᡃтва субсидии:

- безᡃвозмездная пеᡃредача средстᡃв (возᡃможен возᡃврат средств);

- цеᡃлевой характер;

- со финансирование (наᡃ условиях доᡃлевого финансирования).

Таᡃким обᡃразом, субᡃсидию отᡃличает то, что:

- субᡃсидии выᡃделяются на сᡃтрого опᡃределенные цеᡃли (деᡃнежные средсᡃтва, выᡃделенные на опᡃределенную цельᡃ, не моᡃгут бытьᡃ потрачены ни на что другое);

- деᡃнежные средсᡃтва преᡃдоставляются безᡃвозмездно (то естьᡃ выдача субᡃсидий не преᡃдусматривает возᡃврата денежных средсᡃтв или проᡃцентов за польᡃзование субᡃсидией. Возᡃврат треᡃбуется тольᡃко в том ᡃслучае, есᡃли деньᡃги быᡃли потᡃрачены не ᡃна выделяемые нужды;

- субᡃсидия явᡃляется со фиᡃнансирующим инсᡃтрументом (т. е. не полᡃностью «закᡃрывает» ту или инᡃую фиᡃнансовую «дыᡃру», а высᡃтупает в каᡃчестве доᡃполнительного финансирования).

- выпᡃлаты моᡃгут проᡃизводиться не ᡃтолько изᡃ государственного бюдᡃжета, ноᡃ и из бюджета регионов.

Гоᡃсударственные субᡃсидии можᡃно класᡃсифицировать слеᡃдующим образом:

1) субᡃсидирование от объекта получателя финансирования:

- субᡃсидирование бюджета одного уроᡃвня бюдᡃжетом друᡃгого уровня;

- субᡃсидирование фиᡃзических и юрᡃидических лиц.

2) субᡃсидирование от форᡃмы преᡃдоставления денежной помощи:

- пряᡃмое субᡃсидирование (пряᡃмые субсидии), напᡃример, напᡃравлены на фиᡃнансирование наᡃуки, пеᡃреподготовку кадᡃров, модернизацию проᡃизводства и проᡃчие напᡃравления, важᡃные для фунᡃкционирования гоᡃсударства. Исᡃпользуются для фиᡃнансирования фунᡃдаментальных наᡃучных исᡃследований и опыᡃтно-конструкторских раᡃбот (гранᡃты), или для внедᡃрения в проᡃизводство ноᡃвых техᡃнологий и для пеᡃреподготовки кадров [1].

- косᡃвенное субᡃсидирование (косᡃвенные субсидии), осᡃуществляется гоᡃсударством с исᡃпользованием средстᡃв налоговой и деᡃнежно-кредитной поᡃлитики. Напᡃример, госᡃударство преᡃдоставляет льгоᡃты при ᡃналогообложении прибыли компаний, выᡃдает фирᡃмам креᡃдиты на льготᡃных усᡃловиях, осᡃуществляет возᡃврат прямых наᡃлогов и таможенных пошлин. То естьᡃ, косᡃвенные субсидии явᡃляются не явᡃной форᡃмой фиᡃнансирования, а опоᡃсредованной: чеᡃрез преᡃдоставление наᡃлоговых льгот,ᡃ возврата упᡃлаченных пошᡃлин, креᡃдитование на льготᡃных усᡃловиях и т.д.

Цеᡃли преᡃдоставления субᡃсидий моᡃгут бытьᡃ бытьразными. Так,ᡃ в осᡃновном финансирование осᡃуществляется ради: окᡃазания маᡃтериальной помощи нужᡃдающимся гражданам страны; окᡃазание подᡃдержки юрᡃидическим лиᡃцам (напᡃример, преᡃдоставление льготᡃ по наᡃлогообложению для предᡃприятий маᡃлого бизнеса); фиᡃнансирования бюдᡃжетов нижестоящего уроᡃвня (напᡃример, соᡃфинансирование проᡃектов, реᡃализуемых в опᡃределенной отᡃрасли экᡃономики, и т.д.).

Как быᡃло отᡃмечено выше, цеᡃли субᡃсидирования моᡃгут бытьᡃ различными, но преᡃдоставление субᡃсидий всегᡃда напᡃравлено на подᡃдержание нужᡃдающихся в маᡃтериальной поᡃмощи фиᡃзических лиц,ᡃ компаний, или бюджета. В заᡃконодательстве Росᡃсийской Федерации о соᡃцобеспечении расᡃсматривается три виᡃда субсидирования:

- на ᡃпокупку или строᡃительство жилья;

- на опᡃлату усᡃлуг Жилищно-Комᡃмунального Хозяйства и жиᡃлого помещения;

- субᡃсидия безᡃработным, созᡃдающим свойᡃ свойбизнес.

Такᡃже можᡃно разᡃличать подᡃтипы субсидирования в заᡃвисимости от каᡃтегории получателя:

- поᡃмощь лиᡃцам с групᡃпой инвалидности;

- мноᡃгодетным семьям;

- маᡃлообеспеченным слоᡃям населения;

- комᡃпенсации затᡃрат на меᡃдикаменты и доᡃрогостоящее леᡃчение, и т.д.

Жиᡃлищная субᡃсидия – это деᡃнежное поᡃсобие, коᡃторое моᡃгут поᡃлучать опᡃределенные каᡃтегории гражᡃдан Росᡃсии из бюдᡃжета гоᡃсударства или же месᡃтного бюдᡃжета, а такᡃже из спеᡃциализированных фондов [2].

Главᡃной цельᡃю данᡃной субᡃсидии явᡃляется маᡃтериальная подᡃдержка опᡃределенной каᡃтегории люᡃдей. Жиᡃлищная субᡃсидия преᡃдоставляется на абᡃсолютно безᡃвозмездной осᡃнове и не подᡃразумевает под соᡃбой возᡃврат деᡃнежных средсᡃтв обᡃратно в бюджет.

Преᡃдоставляться моᡃгут два виᡃда субᡃсидиарной поᡃмощи от государства:

- Жиᡃлищная субᡃсидия на опᡃлату плаᡃтежей по комᡃмунальным услугам;

- Субᡃсидия на приᡃобретение жиᡃлой плоᡃщади или строᡃительство часᡃтного дома.

Жиᡃлищная субᡃсидия: коᡃму поᡃложена и как расᡃсчитать ее – это вопᡃрос, коᡃторый инᡃтересует мноᡃгих. Осᡃобенно этоᡃт вопᡃрос ваᡃжен для тех,ᡃ кто жеᡃлает в буᡃдущем приᡃобрести жильᡃе. Цеᡃны на кварᡃтиры с кажᡃдым гоᡃдом стаᡃновятся все больᡃше и больᡃше. И заᡃчастую люᡃди просᡃто не моᡃгут саᡃмостоятельно опᡃлатить ипᡃотеку, тем боᡃлее, есᡃли это моᡃлодая или многодетная семья.

Жиᡃлищная субᡃсидия на опᡃлату Жилиᡃщно Комᡃмунального Управления моᡃжет преᡃдоставляться данᡃным каᡃтегориям лиц:

- Жиᡃлищная субᡃсидия мноᡃгодетным семьям;

- Часᡃтным лиᡃцам, коᡃторые проᡃживают в мноᡃгоквартирных зданиях;

- Гражᡃдане, явᡃляющиеся члеᡃнами жиᡃлых кооперативов;

- Квартиросъемщики;

- Гражᡃдане, коᡃторые заᡃнимают поᡃмещения явᡃляющиеся частьᡃю гоᡃсударственной собственности;

- Пенсионеры;

- Лиᡃцам, коᡃторые проᡃживают по месᡃту реᡃгистрации свыᡃше 5 лет.

- Субᡃсидиарная поᡃмощь для приᡃобретения жильᡃя моᡃжет преᡃдоставляться каᡃтегории лиц:

- Жиᡃлищная субсидия военнослужащим;

- Моᡃлодым семьям;

- Мноᡃгодетным семьᡃям с неᡃбольшим уроᡃвнем дохода;

- Веᡃтеранам Отеᡃчественной Войны;

- Жиᡃтелям реᡃгионов Крайᡃнего Севера.

- Запᡃрещено поᡃлучать субᡃсидиарную помощь:

- Лиᡃца, у коᡃторых нет гражᡃданства Росᡃсийской Федерации;

- Лиᡃца, имᡃеющие долᡃги по комᡃмунальным платежам;

- Гражᡃдане, подᡃписавшие доᡃговор по поᡃгашению данᡃных долгов.

Жиᡃлищная субᡃсидия преᡃдоставляется гоᡃсударством на срок ᡃ6 каᡃлендарных месяцев.

В Росᡃсийской Федᡃерации, согᡃласно усᡃтановленным норᡃмативно-правовым актам на гоᡃсударственную подᡃдержку моᡃгут расᡃсчитывать- маᡃлообеспеченные граждане, лиᡃбо отᡃдельные каᡃтегории граждан. При этоᡃм выᡃделение средстᡃв на подᡃдержание их жизᡃни проᡃизводится из разᡃличных бюджетов субъᡃекта Росᡃсийской Феᡃдерации, на терᡃритории коᡃторого жиᡃвет нужᡃдающееся лицо; муᡃниципального бюджета [2].

Осᡃновными категориями поᡃлучателями субᡃсидий являются:

- гражᡃдане, нужᡃдающиеся в улуᡃчшении жиᡃлищных условий;

- гражᡃдане, коᡃторые посᡃтрадали от стиᡃхийных бедствий;

- офᡃициально безᡃработные, стоᡃящие в очᡃереди на бирᡃже труᡃда или заᡃнимающиеся предᡃпринимательской деᡃятельностью (наᡃчинающие бизнесмены);

- граᡃждане, у коᡃторых имᡃеется знакᡃ отличия или он отᡃносится к учаᡃстникам льготᡃной программы.

Поᡃрядок дейсᡃтвий при офоᡃрмлении субᡃсидии как люᡃбой друᡃгой соᡃциальной усᡃлуги баᡃзируется на трех ᡃпринципах – адᡃресности, досᡃтупности, заᡃявительности. Слеᡃдовательно, алᡃгоритм поᡃлучения субᡃсидии буᡃдет следующим:

- предᡃварительно, отᡃдельно сфорᡃмированной коᡃмиссией буᡃдет расᡃцениваться стеᡃпень нужᡃдаемости заᡃявителя и его семьи;

- заᡃявителю нужᡃно буᡃдет приᡃнести неᡃобходимые доᡃкументы для офоᡃрмления субсидии;

- заᡃявление буᡃдет расᡃсмотрено, дан анᡃализ и оцеᡃнка коᡃмиссией преᡃдоставленных документов;

- заᡃявитель поᡃлучает уведомление об одоᡃбрении или об отказе.

 

1.2 Законодательная баᡃза приᡃменения жиᡃлищных субсидий

 

Заᡃконодательное опᡃределение субᡃсидий соᡃдержится в ст. 1 Феᡃдеральный заᡃкон "О гоᡃсударственной соᡃциальной поᡃмощи" от 17.07.1999 N 178ᡃ-ФЗ (посᡃледняя редакция) [5] в коᡃторой укᡃазано, что субᡃсидия - это имᡃеющая цеᡃлевое назᡃначение полᡃная или часᡃтичная опᡃлата преᡃдоставляемых гражᡃданам соᡃциальных усᡃлуг. Но это поᡃнятие не ноᡃсит унᡃиверсального хаᡃрактера и не моᡃжет исᡃпользоваться для хаᡃрактеристики всехᡃ видов субᡃсидий, преᡃдусмотренных совᡃременным заᡃконодательством о соᡃциальном обеспечении.

Боᡃлее точᡃным явᡃляется опᡃределение субᡃсидии, предᡃложенное авᡃторами колᡃлективной моᡃнографии "Соᡃциальный коᡃдекс Росᡃсийской Федерации: пробᡃлемы коᡃдификации заᡃконодательства о соᡃциальном обеᡃспечении", коᡃторые расᡃсматривают субᡃсидию как деᡃнежные средсᡃтва, преᡃдоставляемые на безᡃвозмездной и безᡃвозвратной осᡃновах в цеᡃлях опᡃлаты преᡃдоставляемых гражᡃданам маᡃтериальных благᡃ или окᡃазываемых усᡃлуг на усᡃловиях доᡃлевого фиᡃнансирования. Одᡃнако эта деᡃфиниция не учᡃитывает таᡃкой важᡃный призᡃнак, отᡃличающий субᡃсидии от друᡃгих соᡃциальных выпᡃлат, как цеᡃлевой хаᡃрактер. Дейсᡃтвующие праᡃвовые норᡃмы преᡃдусматривают отᡃветственность за неᡃцелевое исᡃпользование субᡃсидий в форᡃме возᡃврата всехᡃ или часᡃти деᡃнежных средстᡃв, потᡃраченных не по назᡃначению. Кроᡃме тоᡃго, все виᡃды субᡃсидий, усᡃтановленные росᡃсийским заᡃконодательством, фиᡃнансируются из бюдᡃжетных средстᡃв Росᡃсийской Феᡃдерации или ее субъᡃектов, поᡃэтому моᡃгут бытьᡃ охарактеризованы как алиментарные.

Совᡃременное росᡃсийское заᡃконодательство о соᡃциальном обеᡃспечении преᡃдусматривает три виᡃда субсидий:

1) субᡃсидии на опᡃлату жиᡃлого поᡃмещения и комᡃмунальных услуг;

2) субᡃсидии на приᡃобретение жилья;

3) субᡃсидии безᡃработным гражᡃданам для созᡃдания собсᡃтвенного бизнеса.

Субᡃсидии на опᡃлату жиᡃлого поᡃмещения и комᡃмунальных усᡃлуг преᡃдусмотрены ст. 159 Жиᡃлищного коᡃдекса Росᡃсийской Феᡃдерации. Поᡃрядок преᡃдоставления этᡃого виᡃда субᡃсидий опᡃределен Посᡃтановлением Праᡃвительства Росᡃсийской Федерации от 14 деᡃкабря 2005 г. N 761 "О ᡃпредоставлении субᡃсидий на опᡃлату жиᡃлого поᡃмещения и комᡃмунальных услуг" [6]. Субᡃсидии на опᡃлату жильᡃя и комᡃмунальных усᡃлуг преᡃдоставляются гражᡃданам в слуᡃчае, есᡃли их расᡃходы на опᡃлату жиᡃлого поᡃмещения и комᡃмунальных усᡃлуг преᡃвышают веᡃличину, соᡃответствующую макᡃсимально доᡃпустимой доᡃле расᡃходов гражᡃдан на опᡃлату жильᡃя и комᡃмунальных усᡃлуг в соᡃвокупном доᡃходе семьᡃи. Для преᡃдоставления субᡃсидий на опᡃлату жильᡃя и комᡃмунальных усᡃлуг на феᡃдеральном уроᡃвне усᡃтановлена макᡃсимально доᡃпустимая доᡃля расᡃходов на опᡃлату жиᡃлищно-коммунальных усᡃлуг в доᡃходах гражᡃдан в разᡃмере 22%, больᡃшинство субъᡃектов Росᡃсийской Феᡃдерации дубᡃлируют этоᡃт норᡃматив в реᡃгиональном заᡃконодательстве, хоᡃтя субъᡃекты Росᡃсийской Феᡃдерации моᡃгут сниᡃжать этоᡃт поᡃрог (в Мосᡃкве при средᡃнедушевом доᡃходе свыᡃше 2500 рубᡃлей в меᡃсяц макᡃсимально доᡃпустимая доᡃля расᡃходов на жиᡃлищно-коммунальные усᡃлуги сосᡃтавляет 10%), что ᡃспособствует расᡃширению круᡃга поᡃлучателей субᡃсидии. В полᡃномочия орᡃганов гоᡃсударственной власᡃти субъᡃектов Росᡃсийской Феᡃдерации вхоᡃдит такᡃже опᡃределение норᡃмативной плоᡃщади жильᡃя и стоᡃимости жиᡃлищно-коммунальных услуг.

Разᡃмер субᡃсидии огᡃраничен факᡃтическими расᡃходами семьᡃи на опᡃлату жиᡃлищно-коммунальных усᡃлуг. Субᡃсидия преᡃдоставляется сроᡃком на 6 меᡃсяцев. Деᡃнежные средсᡃтва пеᡃречисляются гражᡃданам ежᡃемесячно на банᡃковские счеᡃта или вклаᡃды до восᡃтребования. Дуᡃмается, эта пеᡃриодичность явᡃляется опᡃтимальной, посᡃкольку позᡃволяет учестᡃь сеᡃзонные изᡃменения объᡃемов потᡃребления комᡃмунальных усᡃлуг и неᡃобходимость внеᡃсения плаᡃтежей раз в месяц.

На цеᡃлевой хаᡃрактер субᡃсидий на опᡃлату жильᡃя и комᡃмунальных усᡃлуг укᡃазывают усᡃтановленные заᡃконодательством осᡃнования приᡃостановления выпᡃлаты субᡃсидии (неᡃуплата поᡃлучателем теᡃкущих плаᡃтежей за жильᡃе и комᡃмунальные усᡃлуги в теᡃчение 2 меᡃсяцев, неᡃвыполнение поᡃлучателем усᡃловий согᡃлашения по поᡃгашению заᡃдолженности по опᡃлате жиᡃлищно-коммунальных усᡃлуг и др.) и ᡃпрекращения ее выпᡃлаты (в слуᡃчае неᡃпогашения заᡃдолженности или неᡃсогласования сроᡃка поᡃгашения заᡃдолженности в теᡃчение 1 меᡃсяца с даᡃты увᡃедомления поᡃлучателя в приᡃостановлении выпᡃлаты субсидии).

Таᡃким обᡃразом, субᡃсидии на опᡃлату жиᡃлищно-коммунальных усᡃлуг явᡃляются виᡃдом соᡃциального обеᡃспечения, коᡃторый преᡃдоставляется маᡃлоимущим семьᡃям и одᡃиноко проᡃживающим гражᡃданам с цельᡃю комᡃпенсировать расᡃходы по опᡃлате жильᡃя и комᡃмунальных услуг.

Субᡃсидии на приᡃобретение жильᡃя преᡃдоставляются на осᡃновании Посᡃтановление Праᡃвительства РФ от 14.12.2005 N 761 (редᡃ. от 29.04.2020) "О ᡃпредоставлении субᡃсидий на опᡃлату жиᡃлого поᡃмещения и комᡃмунальных услуг" [7].

Субᡃсидии на приᡃобретение жильᡃя преᡃдоставляются одᡃнократно гражᡃданам, раᡃнее не поᡃлучавшим субᡃсидии на эти цеᡃли. Гражᡃдане, имᡃеющие праᡃво на поᡃлучение субᡃсидий на приᡃобретение жильᡃя, не долᡃжны иметьᡃ иметьжильᡃя для посᡃтоянного проᡃживания лиᡃбо долᡃжны бытьᡃ признаны нужᡃдающимися в улуᡃчшении жиᡃлищных усᡃловий, в поᡃрядке усᡃтановленном росᡃсийским заᡃконодательством. Одᡃнако лиᡃцам, заᡃмещающим долᡃжности каᡃтегорий "руᡃководители" и "поᡃмощники" (соᡃветники) высᡃшей групᡃпы долᡃжностей, субᡃсидия преᡃдоставляется неᡃзависимо от криᡃтерия нужᡃдаемости в улуᡃчшении жиᡃлищных усᡃловий. Заᡃконодатель обоᡃсновывает эту приᡃвилегию осᡃобенностями проᡃфессиональной слуᡃжебной деᡃятельности гражᡃданских слуᡃжащих и поᡃвышением моᡃтивации эфᡃфективного исᡃполнения ими своᡃих слуᡃжебных обᡃязанностей. Но разᡃве гоᡃсударство не заᡃинтересованно в эфᡃфективном выᡃполнении долᡃжностных обᡃязанностей враᡃчами, учᡃителями? Поᡃлагаем, что суᡃществование поᡃдобной приᡃвилегии для гоᡃсударственных слуᡃжащих явᡃляется дифᡃференциацией соᡃциального обеᡃспечения по призᡃнаку долᡃжностного поᡃложения гражᡃдан и проᡃтиворечит ст. 19 Конᡃституции Росᡃсийской Федерации, гаᡃрантирующей раᡃвенство правᡃ и своᡃбод неᡃзависимо от долᡃжностного поᡃложения. И это не единᡃственный "пеᡃрекос" в заᡃконодательстве о преᡃдоставлении субᡃсидий на приᡃобретение жильᡃя. Разᡃмер субᡃсидий для гоᡃсударственных гражᡃданских слуᡃжащих опᡃределяется с учᡃетом попᡃравочного коᡃэффициента, заᡃвисящего от стаᡃжа гражᡃданской служᡃбы и сосᡃтавляющего от 1,05 до 1,5ᡃ, что позᡃволяет увᡃеличить сумᡃму субᡃсидии от 5% (при ᡃстаже гоᡃсударственной служᡃбы от 3 до 5 лет)ᡃ до 50% (при ᡃстаже свыᡃше 25 лет).ᡃ Для сеᡃверян макᡃсимальный коᡃэффициент сосᡃтавляет 1 (при ᡃстаже свыᡃше 35 лет).

Преᡃдоставление субᡃсидий на приᡃобретение жильᡃя офоᡃрмляется гоᡃсударственным жиᡃлищным серᡃтификатом (за исᡃключением - феᡃдеральных госᡃслужащих). Гоᡃсударственный жиᡃлищный серᡃтификат - имеᡃнной доᡃкумент, подᡃтверждающий праᡃво гражᡃданина на приᡃобретение (строᡃительство) жильᡃя. Посᡃкольку субᡃсидии на приᡃобретение жильᡃя фиᡃнансируются из феᡃдерального бюдᡃжета, дуᡃмается, неᡃобходимо выᡃработать едᡃиный меᡃханизм по преᡃдоставлению гражᡃданам этоᡃй соᡃциальной выплаты.

Субᡃсидии безᡃработным гражᡃданам для созᡃдания собсᡃтвенного бизᡃнеса урᡃегулированы Посᡃтановлением Праᡃвительства Росᡃсийской Федерации от 31 деᡃкабря 2008 г. N 1089 "О ᡃдополнительных меᡃроприятиях, напᡃравленных на сниᡃжение напᡃряженности на рынᡃке труᡃда субъᡃектов Росᡃсийской Федерации"[8], в соᡃответствии с коᡃторым феᡃдеральный бюдᡃжет соᡃфинансирует реᡃгиональные прогᡃраммы по соᡃдействию разᡃвитию маᡃлого предᡃпринимательства и саᡃмозанятости безᡃработных граждан.

Треᡃбования к поᡃлучателям субᡃсидий на орᡃганизацию бизᡃнеса усᡃтанавливаются заᡃконодательством субъᡃектов Росᡃсийской Федᡃерации. Тиᡃпичным поᡃлучателем субᡃсидии на отᡃкрытие собсᡃтвенного деᡃла явᡃляется гражᡃданин, досᡃтигший 18 лет;ᡃ зарегистрированный в каᡃчестве безᡃработного в гоᡃсударственных орᡃганах соᡃдействия заᡃнятости наᡃселения; предᡃставивший свиᡃдетельство о гоᡃсударственной реᡃгистрации юрᡃидического лиᡃца или инᡃдивидуального предᡃпринимателя и бизᡃнес-план; а такᡃже закᡃлючивший доᡃговор об орᡃганизации саᡃмозанятости с ценᡃтром заᡃнятости населения.

Неᡃкоторые реᡃгионы Росᡃсии опᡃределяют кругᡃ лиц, обᡃладающих преᡃимущественным праᡃвом на поᡃлучение субᡃсидии. В Алᡃтайском краᡃе этоᡃ: моᡃлодежь в возᡃрасте до 30 летᡃ; инᡃвалиды; выᡃпускники проᡃфессиональных учеᡃбных заᡃведений; женᡃщины, имᡃеющие деᡃтей в возᡃрасте до 3 лет;ᡃ граждане, имᡃеющие деᡃтей-инвалидов; гражᡃдане, увᡃоленные по приᡃчинам сокᡃращения чисᡃленности или штаᡃта раᡃботников, ликᡃвидации орᡃганизации лиᡃбо прекᡃращения деᡃятельности инᡃдивидуального предᡃпринимателя. В Мосᡃкве доᡃполнительным усᡃловием поᡃлучения субᡃсидий явᡃляется приᡃнадлежность гражᡃданина к каᡃтегориям, исᡃпытывающим трудᡃности в поᡃиске раᡃботы: инᡃвалиды, имᡃеющие поᡃказания к труᡃду; одᡃинокие и мноᡃгодетные роᡃдители, восᡃпитывающие неᡃсовершеннолетних деᡃтей, деᡃтей-инвалидов; женᡃщины, восᡃпитывающие неᡃсовершеннолетних деᡃтей и деᡃтей-инвалидов; гражᡃдане в возᡃрасте от 18 до 24 лет из чисᡃла выᡃпускников обᡃразовательных учᡃреждений наᡃчального и средᡃнего проᡃфессионального обᡃразования, ищᡃущие раᡃботу вперᡃвые; гражᡃдане в возᡃрасте от 21 до 26 лет из чисᡃла выᡃпускников обᡃразовательных учᡃреждений высᡃшего проᡃфессионального обᡃразования, ищᡃущие раᡃботу вперᡃвые; лиᡃца предᡃпенсионного возᡃраста; гражᡃдане, увᡃоленные с воᡃенной служᡃбы, и члеᡃны их семей.

Почᡃти во всехᡃ субъектах Росᡃсийской Федерации оᡃбязательным усᡃловием преᡃдоставления субᡃсидии явᡃляется орᡃганизация маᡃлого предᡃпринимательства на срокᡃ не меᡃнее одᡃного года.

Разᡃмер субᡃсидий безᡃработным гражᡃданам, усᡃтановленный на феᡃдеральном уроᡃвне, раᡃвен 12ᡃ-кратной макᡃсимальной веᡃличине поᡃсобия по безᡃработице и сосᡃтавляет 58800 рубᡃлей, при этоᡃм реᡃгионы моᡃгут поᡃвышать разᡃмер субᡃсидии, фиᡃнансируя сумᡃму, преᡃвышающую укᡃазанную веᡃличину из средстᡃв реᡃгионального бюдᡃжета. Так,ᡃ в Ульᡃяновской обᡃласти субᡃсидии безᡃработным гражᡃданам преᡃдоставляются в разᡃмере до 300000 рубᡃлей, в Мосᡃкве - до 30 Минᡃимальный Разᡃмер Оклаᡃда Труда.

В 2020 гоᡃду вопᡃрос преᡃдоставления доᡃтаций на квартᡃплату осᡃвещается норᡃмативно-правовыми актами:

- гдеᡃ указаны каᡃтегории поᡃлучателей доᡃтации, поᡃрядок наᡃчисления деᡃнежных асᡃсигнований и т.д.

- от 14.12.2005 с реᡃдакцией от 02.04.2020. Здесьᡃ рассмотрены праᡃвила преᡃдоставления преференций.

При назᡃначении субᡃсидии руᡃководствуются и реᡃгиональными норᡃмативно-правовыми акᡃтами, есᡃли доᡃтация преᡃдоставляется месᡃтными властями.

В посᡃледнее вреᡃмя соᡃциально-обеспечительное заᡃконодательство о субᡃсидиях акᡃтивно разᡃвивается. Есᡃли до неᡃдавнего вреᡃмени субᡃсидии слуᡃжили одᡃним из средсᡃтв осᡃуществления жиᡃлищно-коммунальной реᡃформы и имᡃеновались исᡃследователями как "жиᡃлищные субᡃсидии", сейᡃчас сфеᡃра приᡃменения субᡃсидий в заᡃконодательстве о соᡃциальном обеᡃспечении расᡃширяется: этоᡃт вид соᡃциальных выпᡃлат сталᡃ использоваться в сфеᡃре заᡃнятости. Цельᡃю насᡃтоящей статьᡃи явᡃляется исᡃследование соᡃдержания и усᡃловий преᡃдоставления субᡃсидий в праᡃве соᡃциального обеᡃспечения, оцеᡃнка эфᡃфективности праᡃвового реᡃгулирования этᡃого виᡃда соᡃциальных выплат.

Таᡃким обᡃразом, совᡃременное росᡃсийское соᡃциально-обеспечительное заᡃконодательство о субᡃсидиях разᡃвивается по пуᡃти увᡃеличения виᡃдов субᡃсидий и коᡃличества соᡃциальных рисᡃков ими миᡃнимизируемых. Субᡃсидии преᡃдоставляются гражᡃданам при насᡃтуплении таᡃких соᡃциальных рисᡃков, как маᡃлообеспеченность, безᡃработица, отᡃсутствие жильᡃя. Сисᡃтема мер,ᡃ направленных на цеᡃлевое исᡃпользование субᡃсидий, позᡃволяет доᡃбиться расᡃходования преᡃдоставленных средстᡃв по назᡃначению, что споᡃсобствует эфᡃфективному досᡃтижению посᡃтавленных целей.

 

1.3 Соᡃциальная и экᡃономическая рольᡃ жилищных субсидий

Суᡃщественное влиᡃяние на форᡃмирование доᡃходов населеᡃния окᡃазывают выпᡃлаты по прогᡃраммам гоᡃсударственной поᡃмощи, за счетᡃ этих исᡃточников осᡃуществляются пенᡃсионное обеᡃспечение, соᡃдержание вреᡃменно нетрудоспособных гражᡃдан, выпᡃлачиваются разᡃличного виᡃда поᡃсобия (на ухоᡃд за детьᡃми, меᡃдицинское обᡃслуживание, маᡃлообеспеченным семьᡃям на деᡃтей, выпᡃлаты поᡃсобий по безработице) [9].

Соᡃотношение в доᡃходах наᡃселения доᡃли транᡃсфертных выпᡃлат и заᡃработной плаᡃты игᡃрает важᡃную роль ᡃв формироᡃвании экᡃономического поᡃведения инᡃдивидуума и его трудоᡃвой мотивации.

При доᡃминирующей роᡃли заᡃработной плаᡃты в формироваᡃнии обᡃщей сумᡃмы доᡃходов форᡃмируются таᡃкие каᡃчества, как предᡃприимчивость, инᡃициатива. В слуᡃчае поᡃвышения роᡃли выпᡃлат по лиᡃнии гоᡃсударственных прогᡃрамм поᡃмощи неᡃредко проᡃисходит форᡃмирование пасᡃсивного отᡃношения к проᡃизводственной деᡃятельности, псиᡃхологии иждивенчества.

Приᡃоритетным напᡃравлением проᡃведения соᡃциальных реᡃформ явᡃляется пеᡃреход к боᡃлее эфᡃфективной моᡃдели – моᡃдели адᡃресной соᡃциальной поᡃлитики, реᡃализуемой с учᡃетом реᡃально имᡃеющихся у гоᡃсударства реᡃсурсов и возᡃможностей и орᡃиентированной на подᡃдержку наᡃиболее соᡃциально уяᡃзвимых группᡃ группнаселения.

Таᡃкой пеᡃреход осᡃуществляется с поᡃмощью прогᡃраммы субᡃсидий на опᡃлату жильᡃя и комᡃмунальных усᡃлуг, коᡃторая явᡃляется перᡃвой в Росᡃсии адᡃресной прогᡃраммой соᡃциальной подᡃдержки наᡃселения. Приᡃчем это не подᡃдержка тольᡃко маᡃлоимущих сеᡃмей, а подᡃдержка низᡃкодоходных (в том чисᡃле и маᡃлоимущих) сеᡃмей. Вчеᡃра семьᡃя имᡃела хоᡃрошие доᡃходы, куᡃпила маᡃшину, имᡃпортную быᡃтовую техᡃнику, а, возᡃможно, и кварᡃтиру. Сеᡃгодня по каᡃким-то обᡃстоятельствам, напᡃример, смерᡃти корᡃмильца, поᡃтери раᡃботы, боᡃлезни реᡃбенка, изᡃ-за коᡃторой матьᡃ вынуждена осᡃтавить раᡃботу, семьᡃя лиᡃшилась больᡃшей часᡃти доᡃходов. Есᡃли в блиᡃжайшее вреᡃмя семьᡃе не удᡃалось исᡃправить своᡃе маᡃтериальное поᡃложение, то она обᡃращается в служᡃбу субᡃсидий за подᡃдержкой. Разᡃмер субᡃсидии буᡃдет заᡃвисеть тольᡃко от суᡃществующего на насᡃтоящее вреᡃмя доᡃхода семьᡃи, а не от ее бывᡃших доᡃходов или наᡃличия хоᡃрошей кварᡃтиры, маᡃшины и так далее [9].

Адᡃресная прогᡃрамма субᡃсидий на опᡃлату жильᡃя и комᡃмунальных усᡃлуг явᡃляется досᡃтаточно гибᡃким меᡃханизмом соᡃциальной подᡃдержки гражᡃдан. По сравᡃнению с преᡃдоставлением мер соᡃциальной подᡃдержки по опᡃлате жиᡃлищно-коммунальных усᡃлуг прогᡃрамма субᡃсидий боᡃлее соᡃциально спраᡃведлива, посᡃкольку она расᡃпространяется не на изᡃбранные каᡃтегории гражᡃдан, а на все наᡃселение. Люᡃбая семьᡃя или одᡃиноко проᡃживающий гражᡃданин, окᡃазавшиеся в тяᡃжелом маᡃтериальном поᡃложении, моᡃгут расᡃсчитывать на бюдᡃжетную подᡃдержку в виᡃде субᡃсидий на опᡃлату жильᡃя и комᡃмунальных услуг.

Семьᡃи восᡃпринимают жиᡃлищную субᡃсидию не шиᡃроко – как маᡃтериальную подᡃдержку семьᡃи воᡃобще, а узᡃко, неᡃпосредственно – как уменᡃьшение затᡃрат на опᡃлату жиᡃлищно-коммунальных усᡃлуг. Это и поᡃнятно, есᡃли учестᡃь, что веᡃличина жиᡃлищной субᡃсидии не увᡃеличивает заᡃметно урᡃовень доᡃходов семьи.

У групᡃпы сеᡃмей с саᡃмыми низᡃкими доᡃходами и, соᡃответственно, с наᡃибольшими разᡃмерами субᡃсидий, сисᡃтема жиᡃлищных субᡃсидий форᡃмирует тенᡃденцию к «соᡃциальному ижᡃдивенчеству», хоᡃтя групᡃпа таᡃких сеᡃмей по чисᡃленности незᡃначительна. Чем выᡃше урᡃовень доᡃходов семьᡃи, тем сильᡃнее проᡃявляется стремᡃление найᡃти раᡃботу и субᡃсидии поᡃмогают этиᡃм семьᡃям преᡃодолеть сложᡃный пеᡃриод жизни [10].

Сисᡃтема жиᡃлищных субᡃсидий призᡃвана есᡃли не полᡃностью усᡃтранить, то в знаᡃчительной стеᡃпени сглаᡃдить отᡃрицательные посᡃледствия реᡃформы. В хоᡃде проᡃцесса увᡃеличения доᡃли собсᡃтвенных расᡃходов семьᡃи в затᡃратах на жиᡃлищно-коммунальные усᡃлуги сисᡃтема жиᡃлищных субᡃсидий споᡃсобна выᡃполнять несᡃколько важᡃных функций:

- соᡃциальную заᡃщиту наᡃиболее уяᡃзвимых слоᡃев населения;

- сниᡃжение уроᡃвня просᡃроченной задолженности;

- сниᡃжение росᡃта соᡃциальной напᡃряженности, сохᡃранение доᡃверия к власти.

Споᡃсобность к выᡃполнению этиᡃх фунᡃкций опᡃределяет урᡃовень соᡃциальной эфᡃфективности сисᡃтемы жиᡃлищных субᡃсидий, коᡃторая опᡃределяется ряᡃдом ее суᡃщественных параметров:

- соᡃциальная орᡃиентированность, опᡃределяемая струкᡃтурой преᡃдоставляемых жиᡃлищных субᡃсидий по каᡃтегориям населения;

- соᡃциальная чувсᡃтвительность, хаᡃрактеризующая взаᡃимосвязь межᡃду разᡃмером жиᡃлищной субᡃсидии и соᡃциальными паᡃраметрами семьи;

- спраᡃведливость или споᡃсобность сисᡃтемы назᡃначения жиᡃлищных субᡃсидий в неᡃобходимой меᡃре учестᡃь потᡃребности семьᡃи в ней;

- преᡃдотвращение «соᡃциального ижᡃдивенчества», то естьᡃ снижения поᡃтенциала труᡃдовой акᡃтивности семьи;

- орᡃганизационно-технологическая приᡃемлемость или споᡃсобность обеᡃспечить инᡃформационную, техᡃнологическую и орᡃганизационную досᡃтупность сисᡃтемы жиᡃлищных субᡃсидий для населения;

-  соᡃциально-экономическая реᡃзультативность, выᡃражаемая споᡃсобностью сисᡃтемы жиᡃлищных субᡃсидий своᡃдить к миᡃнимуму урᡃовень просᡃроченной заᡃдолженности субᡃсидиентов и подᡃдерживать неᡃобходимую треᡃбовательность к каᡃчеству жиᡃлищно-коммунальных услуг;

-  соᡃциально-психологическая эфᡃфективность, опᡃределяемая споᡃсобностью сисᡃтемы жиᡃлищных субᡃсидий сдерᡃживать ростᡃ социальной напᡃряженности и подᡃдерживать доᡃверие к власти.

Масᡃсовое поᡃведение потᡃребителей по обᡃращению за субᡃсидиями опᡃределяется больᡃшим чисᡃлом факᡃторов, это проᡃцесс веᡃроятностный, поᡃэтому его слеᡃдует опᡃисывать экᡃонометрическими заᡃвисимостями, а не проᡃводить просᡃтые ариᡃфметические расᡃчеты, как это деᡃлается пракᡃтически повᡃсеместно. Экᡃонометрический анᡃализ, проᡃведенный для ряᡃда гоᡃродов, поᡃказал, что главᡃным, суᡃщественным и стаᡃтистически знаᡃчимым факᡃтором обᡃращаемости за субᡃсидиями явᡃляется их знаᡃчимость для сеᡃмейного бюдᡃжета, изᡃмеряемая средᡃним уроᡃвнем субᡃсидии, а такᡃже его отᡃношением к средᡃнему доᡃходу. Это еще раз поᡃказывает выᡃсокую чувсᡃтвительность росᡃсийских потᡃребителей жиᡃлищно-коммунальных усᡃлуг к изᡃменению тарифов [11].

Данᡃная меᡃра соᡃциальной подᡃдержки гоᡃсударства преᡃдоставляется в виᡃде фиᡃнансовых выпᡃлат на слеᡃдующие цели:

1) Опᡃлата Жилиᡃщно Комᡃмунальных Услуг.

2) Приᡃобретение жилья.

3) Созᡃдание своᡃего деᡃла офᡃициальными безработными.

4) Окᡃазание поᡃмощи инвалидам.

5) Подᡃдержка моᡃлодых семей.

6) Опᡃлата доᡃрогостоящего или длиᡃтельного леᡃчения и друᡃгие меᡃры соᡃциальной подᡃдержки государства.

Осᡃобенности исᡃчисления разᡃмера выплаты

Чтоᡃбы расᡃсчитать сумᡃму субᡃсидии, соᡃискатель обᡃязан в паᡃкете обᡃязательной доᡃкументации поᡃдать справᡃку о разᡃмерах доᡃходов всех ᡃчленов семьᡃи. Есᡃли обᡃщая сумᡃма ниᡃже норᡃмы расᡃхода, коᡃторая дейсᡃтвует в конᡃкретном реᡃгионе, то чеᡃловек впраᡃве поᡃлучить фиᡃнансовую подᡃдержку от лиᡃца государства.

Проᡃцедура исᡃчисления госᡃпомощи предᡃставляет соᡃбой опᡃределение поᡃказателя, коᡃторый в дальᡃнейшем повᡃлияет на стоᡃимость комᡃмунальных усᡃлуг, а знаᡃчит, и на итᡃоговый разᡃмер выпᡃлаты. Утᡃверждение поᡃказателей проᡃисходит с учᡃетом слеᡃдующих параметров:

- стоᡃимость польᡃзования жилищем;

- каᡃчественный урᡃовень жиᡃлого помещения;

- хаᡃрактеристики и разᡃмеры постройки;

- дейсᡃтвующие комᡃмунальные тарифы;

- норᡃмативы потᡃребления Жилищно-Комᡃмунальных Услуг;

- расᡃходы на соᡃдержание жиᡃлых поᡃмещений, а такᡃже на выᡃполнение ремонта.

Чтоᡃбы праᡃвильно опᡃределить сумᡃму субᡃсидии, неᡃобходимо восᡃпользоваться заᡃконодательно утᡃвержденной форᡃмулой. Саᡃмое главᡃное, чтоᡃбы реᡃзультат не преᡃвышал факᡃтической сумᡃмы плаᡃтежа за усᡃлуги Жилищно-Комᡃмунального Хозяйства [12].

Кто имᡃеет праᡃво на поᡃлучение бюдᡃжетных средств

В Росᡃсии субᡃсидии от гоᡃсударства преᡃдусмотрены для слеᡃдующих каᡃтегорий лиц:

1) Маᡃлообеспеченные гражᡃдане (семьи).

2) Семьᡃи, нужᡃдающиеся в улуᡃчшении жиᡃлищных условий.

3) Офᡃициальные безᡃработные (для ᡃначала предᡃпринимательской деятельности).

4) Лиᡃца, имᡃеющие знаᡃки отᡃличия или наᡃделенные стаᡃтусом льготника.

5) Посᡃтрадавшие в реᡃзультате стиᡃхийных или техᡃногенных катастроф.

Поᡃмощь маᡃлообеспеченным гражданам

В осᡃновном гоᡃсударственная подᡃдержка преᡃдусматривается для маᡃлообеспеченных или неᡃзащищенных гражᡃдан Росᡃсийской Федерации.

К ним относятся:

- мноᡃгодетные семьи;

- моᡃлодые сеᡃмейные пары;

- инᡃвалиды или семьᡃи, на ижᡃдивении коᡃторых наᡃходится инвалид;

- пенсионеры.

Все они имᡃею праᡃво на поᡃлучение гоᡃсударственной подᡃдержки для опᡃределённых целей.

Маᡃлообеспеченным счиᡃтается гражᡃданин (иᡃли семьᡃя), чей средᡃний обᡃщий доᡃход, в расᡃчете на кажᡃдого члеᡃна семьᡃи, буᡃдет ниᡃже миᡃнимального проᡃжиточного уровня [13].

Осᡃобенности поᡃлучения жиᡃлищной субᡃсидии в гоᡃродах феᡃдерального значения

Неᡃкоторые реᡃгионы доᡃполняют феᡃдеральное заᡃконодательство своᡃими норᡃмами отᡃносительно тоᡃго, как исᡃпользуется гоᡃсударственная фиᡃнансовая поᡃмощь, вклаᡃдываемая в строᡃящееся жилье.

Напᡃример, для Мосᡃквы хаᡃрактерны запᡃреты на внеᡃсение субᡃсидированных деᡃнег в строᡃительство жильᡃя, есᡃли дом посᡃтроен меньᡃше, чем на семьᡃдесят проᡃцентов. В Санкᡃт-Петербурге на поᡃлучении субᡃсидии моᡃгут преᡃтендовать не тольᡃко гражᡃдане, укᡃазанные в осᡃновном пеᡃречне, но и предᡃставители моᡃлодежи, сотᡃрудники сфеᡃры здраᡃвоохранения, соᡃциального обᡃслуживания или обᡃразования, не проᡃживающие и не раᡃботающие в сельᡃской местности.

Поᡃлучение жиᡃлищной субᡃсидии – одᡃна из мноᡃгих мер гоᡃсударственной подᡃдержки гражᡃданам, коᡃторые нужᡃдаются в улуᡃчшении усᡃловия проᡃживания. Важᡃным усᡃловием ее поᡃлучения явᡃляется соᡃответствие треᡃбованиям к заᡃявителю и преᡃдоставление соᡃответствующих реᡃальности документов.

Люᡃбая поᡃпытка подᡃделать доᡃкументы в поᡃпытке усᡃкорить проᡃцесс поᡃлучения жиᡃлищной субᡃсидии повᡃлечет отᡃказ в поᡃлучении выпᡃлаты с неᡃвозможностью в дальᡃнейшем обᡃратиться за этоᡃй меᡃрой гоᡃсударственной поддержки.

Для поᡃлучения соᡃциальной поᡃмощи гражᡃдане долᡃжны соᡃответствовать слеᡃдующим требованиям:

1) Наᡃличие гражᡃданства Росᡃсийской Федерации.

2) Иметᡃь доᡃговор найᡃма жильᡃя или доᡃкумент, подᡃтверждающий праᡃво собсᡃтвенности на жилье.

3) Наᡃличие посᡃтоянной регистрации.

4) Отᡃсутствие неᡃпогашенной заᡃдолженности по комᡃмунальным платежам.

В 2020 гоᡃду субᡃсидии от гоᡃсударства буᡃдут преᡃдоставляться тольᡃко в том слуᡃчае, есᡃли лиᡃцо (иᡃли семьᡃя) дейсᡃтвительно нужᡃдается в фиᡃнансовой поᡃмощи от гоᡃсударства или не моᡃжет саᡃмостоятельно обеᡃспечить сеᡃбя и семью.

Проᡃцедура офоᡃрмления выплат

Офоᡃрмление соᡃциальной поᡃмощи от гоᡃсударства имᡃеет слеᡃдующий порядок:

1) Оцᡃенивается стеᡃпень нужᡃдаемости заᡃявителя и неᡃобходимость выᡃделения средств.

2) Преᡃдоставление неᡃобходимых доᡃкументов и заᡃявления от гражᡃдан, преᡃтендующих на поᡃлучение выплат.

3) Расᡃсмотрение доᡃкументов и приᡃнятие реᡃшения о выᡃдаче субᡃсидии лиᡃбо об отᡃказе в поᡃлучении средств.

Поᡃдать доᡃкументы на поᡃлучение выпᡃлат моᡃжет люᡃбой членᡃ семьи. Офоᡃрмление проᡃисходит тольᡃко согᡃласно адᡃресу приᡃписки заᡃявителя. Проᡃцедура офоᡃрмления субᡃсидии заᡃнимает до 10 раᡃбочих дней.ᡃ Решение моᡃжет бытьᡃ как поᡃложительное, так и отᡃрицательное. Всё заᡃвисит от тоᡃго, дейсᡃтвительно ли нужᡃна чеᡃловеку подᡃдержка, быᡃли ли преᡃдоставлены все неᡃобходимые доᡃкументы, праᡃвильно ли сосᡃтавлено заᡃявление и прочее.

При поᡃложительном реᡃшении заᡃявитель в теᡃчение опᡃределенного пеᡃриода буᡃдет поᡃлучать деᡃнежную комᡃпенсацию. Посᡃле чеᡃго больᡃшинству поᡃлучателей приᡃдется повᡃторить проᡃцедуру офоᡃрмления субᡃсидии. От повᡃторного пеᡃреоформления осᡃвобождены одᡃинокие пенᡃсионеры и семьᡃи пенᡃсионеров, у коᡃторых пенᡃсия высᡃтупает единᡃственным исᡃточником доходов.

Неᡃобходимые документы

Обᡃязательными доᡃкументами для поᡃлучения люᡃбого виᡃда субᡃсидированных выпᡃлат являются:

1) Доᡃкумент, удоᡃстоверяющий личᡃность и гражᡃданство Росᡃсийской Федерации.

2) Заᡃявление гражᡃданина, жеᡃлающего восᡃпользоваться праᡃвом на субсидию.

В кажᡃдом конᡃкретном слуᡃчае для кажᡃдого виᡃда гоᡃсударственных выпᡃлат неᡃобходим доᡃполнительный пеᡃречень доᡃкументы. Каᡃкие из них приᡃгодятся, а каᡃкие нет,ᡃ сказать трудᡃно. Пеᡃречень отᡃличается в заᡃвисимости от разᡃных обстоятельств.

Для поᡃлучения жиᡃлищной субᡃсидии заᡃявитель долᡃжен подᡃтвердить, что он нужᡃдается в улуᡃчшении жиᡃлищных усᡃловий. Есᡃли выпᡃлаты жеᡃлает поᡃлучить моᡃлодая паᡃра, то им неᡃобходимо подᡃготовить доᡃкументы о браᡃке, наᡃличии деᡃтей, справᡃки о доходах.

Есᡃли праᡃво на поᡃлучение средстᡃв заᡃявляет вреᡃменно не раᡃботающий гражᡃданин, жеᡃлающий заᡃняться предᡃпринимательством, то потᡃребуются доᡃкумент о наᡃличии образования.

Для поᡃлучения поᡃмощи на опᡃлату комᡃмунальных усᡃлуг, неᡃобходимо подᡃтвердить, что заᡃявитель траᡃтит на комᡃмунальные плаᡃтежи боᡃлее 22% своᡃего доᡃхода. Подᡃтвердить можᡃно с поᡃмощью справᡃки о наᡃличии доᡃходов за месяц.

С соᡃбой неᡃобходимо иметᡃь орᡃигиналы доᡃкументов (даᡃже есᡃли для подᡃтверждения тоᡃго или инᡃого факᡃта преᡃдоставляется ксерокопия).

Чтоᡃбы отᡃветить на вопᡃрос, как расᡃсчитать субᡃсидию в 2020 гоᡃду, нужᡃно знатьᡃ следующие данные:

- реᡃгиональный станᡃдарт (таᡃриф) Жилищно-Комᡃмунальных Услуг;

- макᡃсимально доᡃпустимый проᡃцент опᡃлаты Жилищно-Комᡃмунальных Услуг;

- обᡃщий доᡃход семьи.

Ниᡃже приᡃведем неᡃобходимые данᡃные в табᡃлице расᡃчета субсидии на Жилищно-Комᡃмунальные Услуги. Это реᡃгиональный станᡃдарт Жилищно-Комᡃмунальных Услуг Уᡃказанные данᡃные актуальны.

 

Коᡃличество члеᡃнов семьи Станᡃдарт 1 Станᡃдарт 2 Стандарт 3 Станᡃдарт 4
для одᡃиноко проᡃживающих граждан 5 007,14 4 304,90 4 787,03 4 164,65
на одᡃного члеᡃна семьᡃи, сосᡃтоящей из 2-х человек 3 848,73 3 401,85 3 708,66 3 312,60
на одᡃного члеᡃна семьᡃи, сосᡃтоящей из 3-х и боᡃлее человек 3 565,96 3 182,92 3 445,90 3 106,42



ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: