В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Рассмотрим наиболее распространение из них:
Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления, этот метом, обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий. В работе сначинающими детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений (Максименко А.М., 2002).
Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа) количество повторений 5-6 до 100. Серийное повторение такой работы с непредельным отягощением содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению уровня функциональных возможностей (Матвеев Л.П.,Новикова А.Д., 2002).
Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредствам работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнения при этом выполняются с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большей силы, т.е. способности к проявлению большей силы в условиях быстрых движений.
«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. (Лях В. И., 2001).
Метод статистических (изометрических) усилий, в зависимости от задач, решаемых при воспитании способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений, в том случае когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80-90% от максимума продолжительностью 4-6 с и в 100% - 1-2с. Если же задача стоит в развитии общей силы, то используют изометрическое напряжение в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 с. В каждом направлении. Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы. (Зациорский В.М. 2000).
Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетании в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6 секундные изометрические упражнения с усилием 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижения отягощения. Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях. (Филин В.П.,2002).
Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Комплекс упражнений с использованием отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 минуты, во время у которого выполняются упражнения на расслабление. (Лях В.И., 2001).
Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма (эстафета с переноской грузов различного веса, перетягивание каната и др.).
Педагог по физической культуре и спорту всегда должен творчески всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания силовых способностей занимающихся, учитывая природный индивидуальный уровень и требования, предусмотренные программами по физическому воспитанию характером соревновательной. (Зациорский В.М.,2002).
Скоростные способности - возможности человека, обеспечивающее ему выполнение двигательных в минимальных для данных условий промежуток времени, различают следующие виды силовых способностей: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Их принято считать елементарными видами (формами) проявления скоростных способностей. К скоростным способностям относят так же быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Это комплексные виды скоростных способностей. проявления скоростных способностей. К ним относятся - быстрота реакции выполнения движения, частота (темп) движений.(Евсеев Ю.И., 2004).
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
1) состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата человека;
2) морфологической особенности мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц переходить из напряженного состояния в расслабленное;
5) энергетических запасов в мышце (АТФ и КТФ);
6) амплитуды движения, т.е. от степени подвижности суставов;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического ритма жизнедеятельности организма; возраста и пола;
9) скоростных природных способностей человека (Матвеев В.П., 2002).
Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей, как мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7-11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты реакции и максимальной частоты движений. Половое развитие в уровне развития скоростных способностей невелика до 12-13 летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).
Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная работа определенного характера и интенсивности. Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость- это способность по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется по: признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача, по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача; по признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для успешного решения двигательной задачи. (Лях В.И., 2001).
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и выше.) наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Задачи по развитию выносливости. Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания. Также есть потребность достижения максимального высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации. (Лях В.И., 2001)






