Содержание
Введение……………………………………………………………… | 3 |
Глава I Проблема миграции и ее современное состояние: теоретико-методологические аспекты…………………………… | 10 |
1.1.Основные научные подходы к анализу миграционных процессов…………………………………………………………….. | 10 |
1.2.Современная миграционная ситуация в России: состояние, развитие, практики………………………………………………….. | 17 |
Глава II Анализ практической деятельности национально-культурных объединений в адаптации мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре……………………….. | 30 |
2.1. Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в рамках адаптации мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре…………………………………………… | 30 |
2.2.Национально-культурные объединения как основа сохранения этнической культуры и адаптации мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре …………………………. | 36 |
2.3.Национально-культурные объединения как инструмент регулирования социальной адаптации и интеграции мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре ………………… | 44 |
Заключение…………………………………………………………… | 74 |
Список источников и литературы………………………………… | 77 |
Приложение…………………………………………………………… | 90 |
Введение
|
|
Научная значимость и своевременность изучения социальной детерминации процесса межнациональной интеграции, адаптации и социализации мигрирующего населения в трансграничные регионы России определяется глобальными процессами роста социальной мобильности в связи с экономической, политической социальной неоднородностью развития территорий РФ и мира.
Оптимизация миграционной политики, снимающей бюрократические препоны мигрантам, обусловливающая социальную безопасность, гармоничное сочетание инклюзии иноэтничного населения с бережным сохранением его национального наследия, продолжает оставаться одной из важнейших научных прикладных задач, актуальной почти для всех стран мира и особенно для современной России.
В 2012 году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным утверждены Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Концепция) и Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года (далее – Стратегия). С 2006 года реализуется программа по переселению соотечественников, которая в настоящее время осуществляется в 66 субъектах Российской Федерации.
В связи с необходимостью актуализации целей, задач и основных направлений деятельности Российской Федерации в сфере миграции межнациональных отношений в конце 2018 года В.В. Путин подписал указы «О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» и «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666».
|
|
Реализация Концепции нацелена на решение проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов. Особое внимание в ней уделяется созданию условий для адаптации и интеграции мигрантов, защите их прав и свобод, обеспечению социальной защищенности. В Концепции отмечается несовершенство миграционного законодательства Российской Федерации и то, что прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам.
Несмотря на декларируемые в стратегических и концептуальных документах установки не решают в полной мере проблем с регулированием миграционных процессов, формированием моделей комплексной системы адаптации мигрантов и принимающего сообщества.
Вместе с тем, в отдельных субъектах Российской Федерации, таких как Ростовская и Пермская области, Москва, Санкт-Петербург, республики Башкортостан и Татарстан, а также Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, государственные органы власти, осознавая важность регулирования ситуации в сфере миграции, межнациональных и межконфессиональных отношений, уделяя необходимое внимание вопросам адаптации и интеграции мигрантов, отдельных категориям (трудовые мигранты, иностранные студенты), самостоятельно начали заниматься изучением отечественного и зарубежного опыта, разработкой и внедрением адаптивных практик по социокультурной адаптации мигрантов.
Степень разработанности темы. Современные исследования социальных последствий миграции, проблем взаимоотношений мигрантов с принимающим сообществом базируются на фундаментальной теоретической базе, сформированной представителями различных наук (экономической теории, социологии, этнографии, демографии, философии, политологии и других), а также на результатах эмпирических исследований.
Информационную основу исследования составляют труды ученых в области национальных отношений, как Алешковский И.А., Ионцев В.А. [1], Андрейцо С. Ю., Булатов Р. Б., Орловский Е. А. [2], Зуева А. С., Хабибулин А[3]. Г., Козлов Е.И.[4], Кочиева К.Ю., Джагаева М.С.[5], Сальников В. П., Брылева Е. А.[6] и другие.
Нормативно-правовую основу исследования составили нормативные акты, регламентирующие миграционные процессы[7].
Оценивая довольно высокий уровень теоретической и эмпирической разработанности проблем миграции, адаптации и интеграции иностранных граждан, конфликтогенности миграционной среды и ее влияния на межнациональные и межконфессиональные отношения, следует отметить вопросы, требующие системного осмысления положительного опыта отдельных субъектов Российской Федерации, реализующих модели комплексного подхода к социальной адаптации и интеграции отдельных категорий мигрантов. Малоизученными остаются вопросы, которые посвящены созданию методологических подходов для того, чтобы регулировать процесс адаптации и интеграции мигрантов,которые способны сильно повысить эффективность регулирующих механизмов на эти процессы.
Постановка проблемы. Примером позитивного опыта социальной адаптации и интеграции мигрантов, к настоящему времени мало изученного, является реализация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре комплексного подхода к обеспечению социальной и культурной адаптации трудовых мигрантов с целью профилактики возникновения конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве. Одними из основных партнеров органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югра в области адаптации и интеграции мигрантов выступают наионально-культурные объединения, которым оказывается всесторонняя помощь и грантовая поддержка, как на государственном, так и на федеральном уровнях.
|
|
Важной составляющей регулирования миграционных процессов является плодотворное сотрудничество с научным сообществом, проведение на постоянной основе исследований в среде мигрантов.
Объект исследования – механизмы адаптации мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Предмет исследования – деятельность национально-культурных объединений в адаптации мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Целью исследования является анализ роли национально-культурных объединений в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений посредством участия в деятельности по адаптации мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
В соответствии с поставленной целью необходимо выделить следующий ряд задач:
¾ изучить основные научные подходы к анализу миграционных процессов;
¾ охарактеризовать современную миграционную ситуация в России: состояние, развитие, практики;
¾ проанализировать основы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в рамках адаптации мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;
¾ изучить национально-культурные объединения как инструмент регулирования социальной адаптации и интеграции мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Методологической основой исследования выступили общенаучные методы познания — это методы анализа и синтеза, логический, статистический методы, формально-юридический, сравнительно-правовой и метод правового моделирования.
|
|
Научная новизна исследования заключается в том, что оно основано на анализе специфики национально-культурных объединений в адаптации мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, при этом в работе раскрыты современные проблемы данного института, а также разработаны предложения по дальнейшему совершенствованию миграционных процессов в региональном измерении в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом особенностей их проявления в этносоциальной сфере для гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в целях обеспечения политической стабильности в регионе.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
1. Выявляются основные пути, способы и проблемы адаптации мигрантов, которые можно рассматривать с позиции влияния принимающего населения и предоставляемых возможностей в условиях региона вселения. Наряду с долгосрочными факторами оцениваются интеграционный потенциал принимающего сообщества, адаптивные возможности мигрантов.
2. Раскрывается динамика миграционной ситуации в определенном регионе (на примере ХМАО – Югры), характеризующаяся высокими темпами и требующая взвешенного подхода к интеграции мигрантов с позиции местного сообщества, властных структур и переселенцев.
3. Расширяются представления о возможностях национально-культурных объединений в адаптации мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
4. Вводятся в научный оборот материалы, отражающие механизмы и практики регулирования миграционных процессов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Предлагаются научно-практические рекомендации по модернизации политики адаптации мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Результаты могут быть использованы государственными и муниципальными органами при совершенствовании миграционной политики и деятельности по гармонизации межнациональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Структура работы предопределена кругом исследуемых проблем, целями и задачами исследования, и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников, приложения.
Глава I Проблема миграции и ее современное состояние: теоретико-методологические аспекты