Философия всеединства В.С. Соловьева

Владимир Соловьев (1853–1900) – один из самых выдающихся русских мыслителей. Он стоял у истоков религиозно – философского ренессанса начала ХХ в. и оказал влияние на взгляды Н. Бердяева, Н. Флоренского, С. Франка и др. религиозных философов, а также на деятельность некоторых ученых и творчество поэтов.

 Соловьев резко критиковал дуализм Декарта, полагая, что мир полностью одухотворен, в нем материя не противоположна духу. В таком мире человек усилиями воли мог бы воздействовать на вещи. Мир, как он есть фактически, отчасти является таким, как его планировал создать Бог, но отчасти он уже потерял свою божественную природу, отклонился от первоначального замысла. Поэтому, полагает Соловьев, когда человек смотрит на мир, он может увидеть как бездушный механизм, так и живое, одухотворенное целое – Софию, мир, каков он в замысле Бога и каким он сейчас уже отчасти является.. Являясь платоником, Соловьев полагал, что София – это «эйдос» мира, его божественный образец. Бог сначала помыслил мира, а 57 потом начал создавать. Бесформенному ничто Бог придает прекрасный образ, поэтому творение мира есть процесс идеализации. «Эйдос» мира, по Соловьеву, не имеет рациональной сущности, подобной платоновским идеям. София наполнена жизнью, более того – является личностью. А поскольку по отношению к Богу София начало пассивное, то она – личность женская. Соловьев называет ее – «София, Премудрость Божья», «Вечная Женственность», «Душа мира».

Соловьев полагал, что мир еще не достроен, он только находится на пути к тому, чтобы соответствовать замыслу Бога. Он должен стать прекрасным не только внешне, но и внутренне. Нужно понимать, что мир – это не просто конгломерат отдельных частей, в нем правит не только сила раздробления, распада и смерти, но и духовное начало – начало соединения, «Всеединства». Мир, по Соловьеву, это «всеединство в состоянии становления».

 Человек создан для того, чтобы досотворить мир. Силой, способной изменить мир и законы материально вселенной, считает Соловьев, является любовь. Предназначение любви находится не в продолжения рода. Любовь воплощается в сфере индивидуальной, любящий человек видит возлюбленного не таким, каков он есть, а таким, каким он мог бы стать, видит его эйдос. Процесс любовной идеализации, согласно Соловьеву, заключается в том, что любящий может досотворить любимого, приблизить его к божественному образцу. Цель любви – соединить две несовершенных индивидуальности и создать совершенную личность. Но пока в мире существуют только половинки, утверждает Соловьев, совершенный человек еще только должен появиться. В любви люди должны придавать друг другу божественное значение, преодолевать эгоизм и создавать индивидуальностью.

Источник:

Философия: учебное пособие / С.Н. Кочеров, Л.П. Сидорова. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 150 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: