Социальное обслуживание пожилых людей

Субъекты Российской Федерации, осуществляя полномочия
по социальному обслуживанию населения, постоянно совершенствуют практику предоставления социального обслуживания, расширяют спектр предусмотренных пожилым людям социальных услуг, внедряют в работу
с населением новые социальные технологии.

По состоянию на 1 января 2020 года, в Российской Федерации насчитывается около 4 тыс. государственных организаций социального обслуживания различного профиля для граждан пожилого возраста
и инвалидов. В течение 2019 года ими оказано свыше 420 млн услуг более чем 7 млн нуждающимся в социальной защите гражданам.

Предоставление социальных услуг в нестационарных
и полустационарных формах в 2019 году осуществляли 1933 организации социального обслуживания, созданные в субъектах Российской Федерации,
в которых 726 отделений временного пребывания, 1333 – отделений дневного пребывания, 5228 – иных отделений.

Свыше 5,5 млн человек оказано более 193 млн услуг, в числе которых:

социально-бытовых 74,8 млн услуг;

социально-медицинских – 43,2 млн услуг;

социально-психологических – 16,7 млн услуг;

социально-педагогических – 31,5 млн услуг;

социально-трудовых – 3,6 млн услуг;

социально-правовых – 3,5 млн услуг;

услуги в целях повышения коммуникативного потенциала

получателей социальных услуг – 10,3 млн услуг;

срочных услуг – 9,4 млн услуг.

По состоянию на 1 января 2020 года, функционировало 1249 стационарных организаций социального обслуживания на 260,5 тыс. мест, где проживали 278,9 тыс. человек.

В названное число стационарных организаций социального обслуживания вошли:

544 дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа,
в которых проживали 78,5 тыс. человек;

517 психоневрологических интернатов, где проживали 157,5 тыс. человек;

9 домов милосердия, где проживали 748 человек;

32 геронтологических центра, в которых проживали 8,2 тыс. человек.

Действовали 48 специальных домов для граждан пожилого возраста,
в которых проживали более 5,4 тыс. человек, где имеются службы
по предоставлению комплекса услуг социально-бытового назначения.

С целью расширения и оптимизации сети стационарных учреждений, снятия очередности на определение в дома-интернаты, а также ухода
от традиционных многоместных домов-интернатов открываются дома-интернаты малой вместимости, позволяющие приблизить стационарные социальные услуги к нуждающимся в них гражданам пожилого возраста
и не отрывать их от привычной обстановки. На 1 января 2020 года, в системе социального обслуживания действовало 138 домов малой вместимости,
где проживало около 5,8 тыс. человек.

Преимущества функционирования подобных учреждений:

приближение стационарных социальных услуг к постоянному месту жительства граждан пожилого возраста, сохранение связей с привычной обстановкой;

максимальный учет возрастных особенностей пожилых людей, проживающих в доме (размещение на первых этажах, подключение
к специальной системе сигнализации, др.), позволяющий пожилым людям чувствовать себя более независимо.

По состоянию на 1 января 2020 года, очередность во все типы стационарных организаций социального обслуживания для пожилых людей составляла более 2,9 тысяч человек. Около 49 зданий стационарных организаций социального обслуживания требовали реконструкции, находились в аварийном состоянии или признаны ветхими.

В целях обеспечения безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания, сокращения очередности в стационарные организации социального обслуживания, в прошлом году в рамках реализации федерального проекта «Старшее поколение» осуществлялось софинансирование мероприятий субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания.

В 2019-2020 гг. выделено 5,9 млрд рублей на строительство
16 объектов мощностью 1 378 койко-мест.

За счет субсидий, предоставленных ПФР в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1724, в 2019 году осуществлялось:

строительство объектов организаций социального обслуживания населения в 6 субъектах Российской Федерации (Тамбовская, Владимирская области, Камчатский и Пермский края, Чувашская Республика, Республика Саха (Якутия);

реконструкция зданий организаций социального обслуживания населения в 2 субъектах Российской Федерации (Тамбовская область, Алтайский край).

проведен ремонт 26 объектов организаций социального обслуживания Саратовской области и благоустроено 1 999,8 кв. м прилегающей к ним территории.

По итогам проведенной работы ведено в эксплуатацию 834 койко-мест в организациях социального обслуживания. Всего на указанные цели было направлено 915,7 млн рублей.

В 2019 году была проведена выставка конкурсных концепт-проектов домов для проживания людей старших возрастных групп, отобраны
4 финалиста, представившие наиболее архитектурно выразительные
и функционально эффективные проекты зданий. В будущем планируется строительство домов «нового типа» для создания новой комфортной среды проживания одиноких пенсионеров, престарых граждан, супружеских пар
и других групп людей старших возрастов и инвалидов.

По данным субъектов Российской Федерации в 2019 году расходы
на предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста
в домах-интернатах (пансионатах) составили в среднем 35 085,52 рублей
на одного человека в месяц, в психоневрологических домах - интернатах
– 34 095,32 рублей в среднем на одного человека в месяц. Расходы
на предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста в форме социального обслуживания на дому в среднем на 1 человека в месяц –
5 889,51 рублей.

По состоянию на 1 января 2020 года, 802 организациями, осуществляющими социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому, оказаны услуги 1,2 млн граждан. Число оказанных на дому социальных услуг – 227 млн услуг, среди которых наиболее востребованы гражданами пожилого возраста социально-бытовые
(156 млн услуг), срочные (1,2 млн услуг), социально-медицинские
(52,4 млн услуг) ¸ социально-психологические (11,4 млн услуг).

В рамках федерального проекта «Старшее поколение» реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода, целью которого является создание условий по продлению самостоятельности пожилого человека и нахождению его в условиях дома.

Программа реализуется поэтапно, с охватом только ряда регионов
в качестве «пилотных», но конечная цель - внедрение к 2022 году системы долговременного ухода на всей территории страны.

В 2019 году пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами реализовывался
в 12 субъектах Российской Федерации: Республика Мордовия, Республика Татарстан, Камчатский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область, г. Москва.

В рамках создания системы долговременного ухода проводится работа по выявлению граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся
в предоставлении социальных и медицинских услуг, установлению определенных критериев, по которым можно более точно определить
их потребность в тех или иных услугах и последующей организации межведомственной работы по компенсации функциональных дефицитов человека.

Основной результат внедрения системы долговременного ухода
за гражданами пожилого возраста и инвалидами на «пилотных территориях» по итогам первого года, ощутимый для людей старшего возраста:

проактивный подход в целях определения круга потенциальных участников системы долговременного ухода (с сохранением заявительного принципа) посредством усовершенствованного межведомственного взаимодействия медицинских организаций и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

проведение оценки возможностей пожилого человека, диагностики когнитивных и функциональных расстройств, уровня дефицита самообслуживания и имеющихся ресурсов для поддержания
и восстановления утраченных возможностей;

пересмотр нормативов штатной численности в организациях социального обслуживания, увеличение штатной численности младшего медицинского персонала;

обучение родственников граждан пожилого возраста и инвалидов, осуществляющих уход за данными гражданами, принципам организации ухода, использованию технических средств реабилитации, обустройству мест нахождения граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, составлению распорядка дня, питанию, индивидуальному уходу, выбору качественных средств ухода;

создание дневных отделений пожилых людей с когнитивными расстройства, как реальная помощь семьям, где живут пожилые люди
с такими функциональными нарушениями, поскольку днем пожилой человек находится в центре, а вечером возвращается в семью.

В 2019 году более 100 организаций, включая организации в сфере социального обслуживания населения и здравоохранения, участвовали
в пилотном проекте по созданию системы долговременного ухода
в субъектах Российской Федерации. За отчетный период обучено более
6 тыс. специалистов, задействованных в системе долговременного ухода.

В рамках создания системы долговременного ухода в субъектах Российской Федерации реализуется такая технология, как «Школа
для родственников по уходу за пожилыми людьми», целью которой является обучение родственников пожилых граждан приемам и техникам ухода
за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию
и передвижению, использования технических средств реабилитации, обустройству мест нахождения граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, составлению распорядка дня, питанию, индивидуальному уходу, выбору качественных средств ухода. Обучающие занятия проводятся с привлечением специалистов медицинских организаций и учреждений медико-социальной экспертизы.

Успешной реализацией пилотного проекта является ежегодное увеличение процента охвата граждан старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, системой долговременного ухода. Запланированные в 2019 году 8% лиц старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в 12 пилотных регионах охвачены системой долговременного ухода.

На финансовую поддержку из средств федерального бюджета регионов, участвующим в реализации пилотного проекта, направлено
в 2019 году 295,0 млн рублей.

Остается серьезной проблемой организация предоставления социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях.

В 2019 году в рамках федерального проекта «Старшее поколение» реализовано мероприятие по приобретению автотранспорта, в целях доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности,
в медицинские организации для осуществления профилактических осмотров, включая диспансеризацию, в целях своевременного выявления отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний (пневмония, хронические неинфекционные заболевания) и оказанию пожилым гражданам своевременной медицинской помощи.

Минздравом России совместно с Минтрудом России разработаны методические рекомендации о порядке использования автотранспорта, закупленного в рамках реализации федерального проекта «Старшее поколение», и направлены письмом Минздрава России от 9 декабря 2019 г. № 17-1/И/1-11664 в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Предложенный порядок использования автотранспорта предусматривает как доставку лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для проведения профилактических осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, так и создание службы «мобильных бригад» для социального сопровождения граждан.

Общий объем средств федерального бюджета, предусмотренных
на эти цели в 2019 г. составил 2 358 020, 0 тыс. рублей.

На указанные средства приобретено 1580 единиц автотранспорта, создано 1 580 мобильных бригад. На профилактические осмотры, включая диспансеризацию, в медицинские организации доставлено более 115 тыс. граждан старше 65 лет, проживающих в сельской местности, что способствовало своевременному выявлению отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний (пневмония, хронические неинфекционные заболевания) и оказанию им своевременной медицинской помощи.

Для обеспечения транспортной доступности социально значимых объектов и осуществления перевозок маломобильных категорий граждан в 2019 году в ряде субъектов Российской Федерации были организованы службы «Социальное такси».

В части субъектов Российской Федерации для обеспечения доступности социальных услуг осуществляли работу участковые социальные службы.

В рамках реализации федерального проекта «Старшее поколение»
в 2019 году в 85 субъектах Российской Федерации приняты региональные программы, включающие мероприятия по увеличению периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни по следующим рекомендованным приказом Минтруда от 12 апреля 2019 г. № 242
«Об утверждении рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения» направлениям:

повышение доступности медицинской помощи (обеспечение пожилых граждан диспансеризацией и профилактическими осмотрами, включая граждан, проживающих в сельских территориях);

повышение доступности услуг в сфере социального обслуживания
с учетом потребностей граждан старшего поколения (предоставление социальных услуг на дому, технологий, обеспечивающих получение социальных услуг гражданами, проживающими в сельских территориях, расширение практики работы мобильных, в том числе межведомственных, бригад по оказанию различных услуг приоритетно в отдаленных, труднодоступных территориях);

обучение граждан старшего поколения;

содействие занятости;

поддержание физической активности пожилых людей;

обеспечение туристической мобильности граждан старшего поколения;

организация культурно-досуговых мероприятий;

развитие добровольческого (волонтерского) движения (волонтерство
и «серебряное» волонтерство);

повышение уровня жизни граждан пожилого возраста;

организация работы по привлечению негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей к предоставлению социальных услуг
в сфере социального обслуживания.

В рамках проводимого Минтрудом России мониторинга реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по привлечению негосударственных (частных) организаций для оказания социальных услуг
в сфере социального обслуживания населения за 2019 год, на рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания функционировало более 1 300 негосударственных организаций, из них более 900 социально ориентированных некоммерческих организаций, 229 коммерческих организаций и 155 индивидуальных предпринимателей. Количество государственных организаций составляет 4 467. Удельный вес негосударственных организаций социального обслуживания, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, составил 22,5%.
















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: