Социальная поддержка пенсионеров

ДОКЛАД

О результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей в 2019 году

 

По данным Росстата, в 2019 году в Российской Федерации
при незначительном снижении общей численности населения продолжает расти численность лиц старшего возраста.

В 2019 году в Российской Федерации из 146,7 млн человек каждый четвертый находился в возрасте старше трудоспособного (36,6 млн человек), что составляет 25% населения страны.

Прогнозируемая численность населения старше трудоспособного возраста к 2024 году увеличится до 40,8 млн человек (27,6%), а к 2030 году – до 43,7 млн человек. Лица старшего поколения будут составлять более
29% населения страны.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении возросла для мужчин – с 67,75 лет в 2018 году до 68,23 лет в 2019 году, для женщин – с 77,81 лет до 78,17 лет в 2019 году.

Процесс старения населения, выражающийся в возрастании доли граждан старшего поколения в населении страны, вызван снижением суммарного коэффициента рождаемости и ростом продолжительности жизни.

Одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ № 204), является повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет).

Усилия всех структур общества для достижения поставленной цели направлены на оказание системной поддержки гражданам старшего поколения, достижение существенного повышения качества их жизни, посредством решения вопросов, связанных с сохранением здоровья пожилых граждан, социального, экономического и психологического самочувствия
и материального благополучия.




МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Пенсионное обеспечение пожилых людей

Основным механизмом обеспечения гарантии доходов пожилым людям является государственное пенсионное обеспечение.

Проводимая социальная политика государства направлена
на повышение уровня пенсионного обеспечения пожилых граждан.

Размер пенсии конкретного пенсионера зависит от его трудового вклада, т.е. от продолжительности общего трудового стажа, величины
его заработной платы и других обстоятельств.

При этом в Российской Федерации нет пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания.

По данным ПФР, по состоянию на 1 января 2020 года средний размер пенсии в целом по Российской Федерации составил 15 697,46 рублей.

В разрезе федеральных округов наибольший ее размер отмечен
в Дальневосточном (17 472,86 рубля) и Северо-Западном (17 378,02 рублей) федеральных округах, наименьший в Северо-Кавказском (13 545,01 рублей), Южном (14 390,04 рублей) федеральных округах и городе Байконур
(13 494,43 рубля).

В разрезе субъектов Российской Федерации наибольший средний размер пенсии был установлен в Чукотском (28 219,13 рублей) и Ненецком (25 215,13 рублей) автономных округах, Камчатском крае (24 409,59 рублей), Магаданской области (24 304,94 рубля), наименьший в Республиках Дагестан (12 411,37 рублей) и Калмыкии (13 350,12 рублей), Кабардино-Балкарской Республике (12 473,37 рубля).





Социальные доплаты к пенсии

Всем неработающим пенсионерам с 1 января 2010 года с целью доведения материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, производится социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума в регионе проживания.

Если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного
в регионе его проживания, то ему устанавливается федеральная либо региональная социальная доплата к пенсии.

Учитывая, что в ряде регионов прожиточный минимум пенсионера выше, чем размер страховой пенсии по старости, для части пожилых граждан установление социальной доплаты к пенсии является необходимой мерой по повышению их дохода.

В результате введения социальных доплат к пенсии был решен вопрос материального обеспечения неработающих пенсионеров не ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

По данным ПФР, на 1 января 2020 года численность пожилых граждан - получателей социальной доплаты к пенсии увеличилась и составила более 3,9 млн чел. (в 2018 – 3,5 млн чел.), из них:

1,5 млн чел. (в 2018 – также 1,5 млн чел.) – получатели федеральной социальной доплаты к пенсии,

более 2,4 млн чел. (в 2018 – 1,9 млн чел.) – получатели региональной социальной доплаты к пенсии.

При этом средний размер федеральной социальной доплаты к пенсии составил 1 167,74 рублей в месяц (в 2018 - 1 067,14 рублей), региональной социальной доплаты к пенсии – 4 562,81 рубля в месяц (в 2018 –
4 601,58 рубль).



Социальная поддержка пенсионеров

Важной составной частью формирования доходов пожилых граждан являются законодательно закрепленные меры социальной поддержки - льготы и доплаты, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями
и социальным обслуживанием. Основание их предоставления - принадлежность гражданина к той или иной категории, наделенной особым правовым статусом.

Так, пожилым людям из числа федеральных льготников (ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации) установлена ежемесячная денежная выплата (далее – ЕДВ) и предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг.

По данным Федерального регистра получателями ЕДВ за счет средств федерального бюджета на 1 января 2020 года являются 8,4 млн пожилых граждан, ее размер в среднем по Российской Федерации составил
2 607,49 рублей, что на 3,7% больше, чем в 2018 году (2 513,17 рублей).

Снижается численность граждан старше трудоспособного возраста
из числа федеральных льготников – получателей ЕДВ с 8,6 млн человек
в 2018 году до 8,4 млн человек в 2019 году в связи с естественной убылью инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны (имеющих инвалидность), бывших несовершеннолетних узников и других граждан, соответствующих этой категории льготников.

В субъектах Российской Федерации региональным льготникам установлены регулярные денежные выплаты и единовременные денежные выплаты по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе на приобретение твердого топлива гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, и ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа, по предоставлению льготного проезда на городском общественном транспорте, осуществлению ремонта жилых помещений, установке квартирных телефонов и компенсации расходов на оплату услуг телефонной связи, бесплатному и льготному зубопротезированию, а также единовременная социальная помощь (в зависимости от сложившейся ситуации).

По данным, предоставленным в Минтруд России субъектами Российской Федерации[1], регулярную денежную выплату в 2019 году получили 15,3 млн. граждан старше трудоспособного возраста. Средний размер выплаты составил 3 357 рублей в среднем на одного получателя.

Единовременную денежную выплату получили 3,1 млн граждан старше трудоспособного возраста. Средний размер единовременной выплаты на одного получателя составил 16 228,05 рублей.

На реализацию мер социальной поддержки граждан старше трудоспособного возраста субъектами Российской Федерации в 2019 году израсходовано 7,2 млрд рублей.

Кроме того, гражданам, имеющим особые заслуги перед Отечеством,
в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ
«О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» к пенсии может быть установлено дополнительное материальное обеспечение, размер которого в зависимости от категории составляет 415%, 330% и 250% размера социальной пенсии, указанного
в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и подлежит индексации в порядке, определенном указанным Федеральным законом для индексации социальных пенсий.

Неработающим пенсионерам и инвалидам, постоянно проживающим на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, устанавливается ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий.

Пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, предоставляется компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности,
к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз
в два года.

Компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха
и обратно в 2019 году получили 269,6 тыс. человек.

Социальная поддержка на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг

Гражданам пожилого возраста осуществляется предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (жилого помещения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, газо- и электроснабжения).

Объем средств, предусмотренных на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в 2019 году составил - 108 млрд. рублей. Общая численность лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг, составила 11,9 млн человек, в том числе:

в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г.
№ 5-ФЗ «О ветеранах» – 1,9 млн человек,

из них: инвалиды войны 72 тыс. человек;

участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами
60,2 тыс. человек;

военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) – 50,1 тыс. человек;

участники Великой Отечественной войны - 10,8 тыс. человек;

лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья
и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие
их противоправных действий) – 80,9 тыс. человек;

ветераны боевых действий 1,4 млн человек;

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий – 327,9 тыс. человек;

в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - 9,5 млн. человек;

в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г.
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» –
188 тыс. человек;

в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» –
17,5 тыс. человек;

в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ
«О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» - 9,3 тыс. человек;

в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан
из подразделений особого риска» – 20,9 тыс. человек.























МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

В части повышения доступности и качества медицинского обслуживания для пожилых граждан в рамках исполнения Указа № 204
в Российской Федерации реализуется федеральный проект «Разработка
и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» национального проекта «Демография» (далее – федеральный проект «Старшее поколение»).

В рамках федерального проекта «Старшее поколение» Минздравом России утверждены:

стандарт специализированной медицинской помощи при старческой астении (приказ Минздрава России от 2 апреля 2019 г. № 190н);

методики расчета показателей федерального проекта «Старшее поколение» (приказ Минздрава России от 19 апреля 2019 г. № 237).

Приказом Минздрава России от 20 декабря 2019 г. № 1067н внесены изменения в Порядок оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», утвержденный приказом Минздрава России от 29 января 2016 г. № 38н.

В рамках реализации отдельных мероприятий федерального проекта «Старшее поколение» осуществляется оценка 3-х целевых показателей: уровень госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет на 10 тыс. населения соответствующего возраста, охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся
под диспансерным наблюдением.

 

Фактический уровень госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет на 10 тыс. населения соответствующего возраста по итогам 2019 года составил 33,3 (149% от годового плана).

В целом по Российской Федерации по итогам 2019 года создано
44 гериатрических центра, в том числе 7 гериатрических центров
в 7 пилотных регионах.

Гериатрической помощью в 2019 году охвачено более 109,3 тыс. граждан старшего возраста, в том числе 21,1 тыс. граждан старше трудоспособного возраста из 11 тыс. запланированных в 7 пилотных регионах.

Охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, по итогам 2019 года составил 34,2% (149% от годового плана).

Доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением, по итогам 2019 года составила 58,9% (104% от годового плана).

Вакцинацию против пневмококковой инфекции по итогам 2019 года прошли 99,3% (105% от годового плана) лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания.

В 7 пилотных регионах апробирован комплекс мер, направленный
на профилактику и раннее выявление когнитивных нарушений, профилактику падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста.

По итогам 2019 года диспансеризацию прошли 16,7 тыс. инвалидов Великой Отечественной войны (100% от подлежащих диспансеризации),
55,5 тыс. лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
(69% от подлежащих диспансеризации) и 69 тыс. бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (94% от подлежащих диспансеризации).

Из числа вышеуказанных граждан прошли диспансеризацию
в домашних условиях 11,3 тыс. инвалидов Великой Отечественной войны,
18,7 тыс. лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»,
21,9 тыс. бывших несовершеннолетних узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Медицинская помощь оказана 18,3 тыс. инвалидам Великой Отечественной войны, из них на дому – 14,8 тыс. инвалидам. Число лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», которым оказана медицинская помощь, составило 41,6 тыс. человек, в том числе на дому –
19,9 тыс. человек. Число бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами
и их союзниками в период Второй мировой войны, которым оказана медицинская помощь, составило 55,4 тыс. человек, в том числе на дому – 24,8 тыс. человек.

В 2019 году высокотехнологичная медицинская помощь,
не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее – ВМП), была оказана 221,7 тыс. пациентам старше
56 лет, из них 214,1 тыс. человек – пациенты в возрасте от 56 до 80 лет,
7,6 тыс. человек – пациенты старше 80 лет.

Доля пациентов старше 56 лет, проживающих в сельской местности, которым в 2019 году была оказана ВМП, составила 30% от общего числа пациентов (67,2 тыс. пациентов).




















double arrow
Сейчас читают про: