Доступная среда жизнедеятельности инвалидов

 

Студент группы Д-11М

Романов Павел


 

В современных условиях России, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

По данным Минздравсоцразвития, в России более 13 миллионов инвалидов. Инвалиды, как категория, рассматривается как сложная разнохарактерная социально-демографическая группа, нуждающаяся в социальной помощи и поддержке со стороны общественно-государственных структур, семьи и близкого окружения[1]. В соответствии с Российским законодательством, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»[2].
Понятие инвалидности определяется рядом авторов различно. По определению Храпылиной Л.П. «инвалидность – дисгармония отношений человека с окружающей средой, проявляющаяся вследствие нарушения здоровья в стойком ограничении его жизнедеятельности».[3] По определению отечественного социолога Е.Р. Ярской-Смирновой: «инвалидность представляет собой результат социальных договоренностей, причем смысл этого понятия изменяется в зависимости от культурных традиций, социальных условий и других статусных различий»

Социальная политика в отношении инвалидов первоначально во всем мире была основана на принципах «изоляции» и «компенсации». Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода фобий и предрассудков. На сегодняшний день, этот принцип выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного состояния, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако, в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

По данным ООН, в среднем 10 % населения в мире - инвалиды, из них более двух миллионов - инвалиды-колясочники.

Существуют разные виды физических, сенсорных и иных ограничений и, естественно, совершенно разные потребности в плане приспособления к окружающей среде. Значительное изменение инфраструктуры требуется для полноценной жизни так называемых «маломобильных» людей, особенно с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.
Общие положения включают необходимость признания соответствия приспособлений и сооружениях типу дефекта, особенностям патологии, которые в известной мере определяют специфические потребности инвалидов в этих приспособлениях. Из дефектов, лежащих в основе ограничения жизнедеятельности наиболее

приоритетными являются 4 группы расстройств: нарушение опорно-двигательного аппарата; патология зрения; патология слуха; интеллектуальный дефект. Для слепых и слабовидящих в первую очередь должно соблюдаться требование информационного обеспечения ориентации в пространстве, свободного перемещения; для инвалида-колясочника - возможности проезда. Это означает, в соответствии с Международной классификацией функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья, что доступная среда - это среда, дооборудованная с учетом особых потребностей, возникающих у индивида или группы людей. Так, например, инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация - вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.). Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных - верхней и нижней - ступеней, края платформы и др.)
Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.
Для адаптации инвалидов к среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям E транспорт, образование, работу и культуру, является условием независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения[12].
Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов[14]. Специальные правила направлены на выработку стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В частности, государства должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, залам и т. д. Такие меры включают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных программ, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям.
Законодательство РФ определяет право на независимую жизнь - это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества, свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию[15]. Несмотря на фиксированные меры поддержки, ряд из них не находит своего практического воплощения. Так, в трудах Т.А. Добровольской, Н.Б. Шабалиной отмечается социальная дистанция существующая между обществом и инвалидами. Многие объекты социальной инфраструктуры не оснащены необходимыми техническими средствами, либо не приспособлены для беспрепятственного доступа в них данной категории граждан, так, одним из основных препятствий при получении инвалидами образования является неприспособленность учебных заведений для обучения инвалидов, в первую очередь - передвигающихся на колясках[16].
Отсутствие региональных законов и целевой программы по доступности к жилью, объектам социальной инфраструктуры, транспорту и информации не позволяет людям с инвалидностью на уровне муниципалитетов реализовать права, предусмотренные российским законодательством и конвенцией ООН «О правах инвалидов»[17]. Основным препятствием для реализации этого направления является отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры. Отсюда, доступная среда - это, прежде всего, решение вопросов в правовом и организационно-управленческом поле.
Доступность среды - это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры и из дома наружу и обратно. Она включает городскую инфраструктуру с возможностью досягаемости наиболее нужных объектов быта, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др. Имеется в виду такое расположение объектов, которое позволяет инвалиду достичь их беспрепятственно, самостоятельно. Это связано с рациональной планировкой города, который должен иметь зоны безопасного перемещения инвалидов, приближение торговых предприятий, учреждений здравоохранения и других объектов к местам наиболее массового заселения лицами, имеющими различные дефекты[18]. Поэтому чрезвычайно важно создание единой доступной среды жизнедеятельности, включающей не только интерьер жилища и объектов общественного обслуживания, но и общедоступные открытые пространства, выполняющие коммуникативную функцию.

В Конвенции по правам инвалидов есть термин - универсальный дизайн[21]. При строительстве зданий уже в проект закладываются нормы, которые сделают это здание удобным, приспособленным для инвалидов, и так далее. То есть, на стадии проектирования можно в максимальной степени учитывать потребности людей, в том числе инвалидов.
Существует три уровня соответствия требованиям создания доступной среды:
- первый уровень должен обеспечивать инвалидам и физически ослабленным лицам доступность любой квартиры в здании, что предполагает устройство доступных входов в здание и внеквартирных коммуникаций;
- второй уровень должен обеспечивать, наряду с выполнением требований первого уровня приспособления жилища, доступность помещений квартиры, что предполагает устройство доступных внутриквартирных коммуникаций;
- третий уровень предполагает полное приспособление жилой среды к требованиям физически ослабленных лиц и обеспечение в жилом здании необходимого уровня обслуживания[22].
Под доступностью понимается не только сооружение пандусов и специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана сыграть и настройка работы социальных, информационных и прочих служб под нужды инвалидов, создание дополнительных возможностей для инвалидов по поиску работы.
Обеспечение доступности в наиболее популярных учебных заведениях в местах приложения труда, способствует отчужденности лиц с ограниченными возможностями от общества, улучшению условий самореализации и социальной адаптации лицам с ограниченными возможностями, позволит им свободно передвигаться, облегчит бытовую деятельность, общение, досуг. Доступной среда должна быть повсеместно, непрерывной на значительных по площади территориях. Например, в границах микрорайона, открытые пространства, объекты приближенного и повседневного обслуживания.
Таким образом, под доступной средой мы понимаем такую организацию окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.

Обеспечение доступной среды во многом решается за счет использования адаптационной оргтехники такой как: устройства для санитарно-гигиенических мест, средства передвижения, кресла туалетные, поручни и другие средства. Одним из элементов в создании доступной среды обитания являются подъемно-транспортные средства. Это «мини-лифты» индивидуального пользования, вертикальные, наклонного перемещения или в виде кресла; мобильные автономные подъемно-транспортные средства. Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другими устройствами (подъемными устройствами наклонного или вертикального перемещения), обеспечивающими возможность подъема граждан данной категории на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла[13].


ПОРУЧНИ У ПАНДУСОВ По обеим сторонам одного пандуса должны устанавливаться ограждения с поручнями. Уклон уже более 5% вызывает определенные трудности для перемещения на коляске, установка поручней с двух сторон необходима для того, чтобы человек мог подниматься сам, перехватываясь за них руками. Поручни перил у пандусов следует, как правило, предусматривать двойными на высоте 0,7 – 0,9 м. Для детей дошкольного возраста поручень располагается на высоте 0,5 м. И здесь также важно помнить, что инвалиду легче подниматься, держась за поручни, расположенные как можно ближе друг к другу. Следовательно, уклон такого пандуса желательно сделать не 1:12 (8%), а меньше – 1:15 (6,7%), чтобы инвалиду на коляске не было необходимости держаться за поручни. Оптимальное расстояние между поручнями для удобного перехватывания обеими руками составляет 900 мм.

Также основные элементы при строительстве поручней у пандуса это: Длина поручней должна быть больше длины пандуса с каждой стороны не менее чем на 0,3 м. Это надо учитывать, так как при подъеме вверх инвалид на коляске руками хватается за поручни по обеим сторонам пандуса чуть впереди коляски и резким движением выталкивает коляску наверх. При спуске с пандуса инвалид притормаживает коляску, держась за перила чуть впереди себя, и если поручни не имеют выступающих горизонтальных участков, то при съезде с пандуса у человека возникнут трудности. Поверхность поручней пандусов должна быть непрерывной по всей длине и строго параллельна поверхности самого пандуса с учетом примыкающих к нему горизонтальных участков. Поручни должны быть круглого сечения диаметром не менее 3 и не более 5 см, или прямоугольного сечения диаметром не более 4 см3. Следует также заметить, что правильно установленным пандусом пользуются не только инвалиды. Люди без физических ограничений иногда предпочитают подниматься или спускаться по пандусу, так как это во многих случаях более удобно, всегда менее энергозатратно и естественно по физиологическим параметрам движения человека. А для некоторых категорий населения, например, мам с детскими колясками, это единственная возможность самостоятельно преодолеть лестничную преграду. Концы одиночных поручней должны быть скруглены, а парных – соединены между собой. Рекомендуемый диаметр поручней – 40 мм. Для человека с ограниченными возможностями самыми сложными в преодолении являются: при подъеме вверх – заезд на верхнюю горизонтальную площадку, при спуске вниз – съезд на нижнюю горизонтальную площадку. Это связано с тем, что перед началом подъема на верхнюю горизонтальную площадку пандуса рука всегда ставится перед корпусом человека. А после подъема на верх рука должна находиться на уровне корпуса. При спуске по лестнице действия человека аналогичны. Если выходящие за пределы длины поручней горизонтальные участки в 300 мм отсутствуют, то после подъема человека на верхнюю площадку, ему негде будет взяться впереди рукой. В этой ситуации некоторым инвалидам понадобится посторонняя помощь. Любой вход в здание, где предусмотрены посетители, необходимо оборудовать одновременно и пандусом, и лестницей. Это связано с тем, что людям безопаснее ходить во время гололеда или дождя по лестнице, чем по скользкой наклонной поверхности. Некоторые категории людей с инвалидностью (или временными ограничениями) также предпочитают передвигаться по прямоугольным ступенькам лестницы, а не по пандусу. Например, люди, у которых загипсована стопа, или инвалиды, которые носят ортопедическую обувь: у них стопа жестко зафиксирована под углом 90° к ноге и не сгибается.
Концы одиночных поручней должны быть скруглены, а парных – соединены между собой. Рекомендуемый диаметр поручней – 40 мм. Для человека с ограниченными возможностями самыми сложными в преодолении являются: при подъеме вверх – заезд на верхнюю горизонтальную площадку, при спуске вниз – съезд на нижнюю горизонтальную площадку. Это связано с тем, что перед началом подъема на верхнюю горизонтальную площадку пандуса рука всегда ставится перед корпусом человека. А после подъема на верх рука должна находиться на уровне корпуса. При спуске по лестнице действия человека аналогичны. Если выходящие за пределы длины поручней горизонтальные участки в 300 мм отсутствуют, то после подъема человека на верхнюю площадку, ему негде будет взяться впереди рукой. В этой ситуации некоторым инвалидам понадобится посторонняя помощь. Любой вход в здание, где предусмотрены посетители, необходимо оборудовать одновременно и пандусом, и лестницей. Это связано с тем, что людям безопаснее ходить во время гололеда или дождя по лестнице, чем по скользкой наклонной поверхности. Некоторые категории людей с инвалидностью (или временными ограничениями) также предпочитают передвигаться по прямоугольным ступенькам лестницы, а не по пандусу. Например, люди, у которых загипсована стопа, или инвалиды, которые носят ортопедическую обувь: у них стопа жестко зафиксирована под углом 90° к ноге и не сгибается. Этим пользуются наши строители и при проектировании не предусматривают как сами пандусы, так и их возможные места установки. Такая недальновидность обходится впоследствии огромными затратами из бюджета города на изготовлении пандуса (Пример: одному из инвалидов колясочников г. Витебска городские власти изготовили пандус к его дому стоимостью 48000$).

На рисунке показан оптимальный вход в здание, который одновременно имеет и удобный пандус нужной ширины и ступени, оборудованные с обеих сторон поручнями. Как вы думаете, на данном рисунке, можно было бы при строительстве поменять ступени и пандус местами? Почему? Дверь должна открываться в сторону, противоположную от пандуса, так как в противном случае могут возникнуть ситуации, в которых инвалид-колясочник, заехав на лестничную площадку, может получить удар открывающейся дверью. Начало и конец пандуса должны отличаться по цвету и контрастности от других конструкций покрытия пола.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОДЪЁМНИКИ И ЛИФТЫ Для преодоления значительных перепадов уровней в зданиях могут применяться электрические подъемники1 различной конструкции. Подъемник в виде платформы, перемещаемой вертикально, представлен на фотографии. Вертикальная подъемная платформа позволяет перемещать людей, пользующихся инвалидной коляской, с одного уровня на другой в жилых домах, школах, торговых центрах, вокзалах и других многоуровневых сооружениях в тоже время не затрудняя передвижение по лестнице других. Подъемники могут использоваться как внутри, так и снаружи зданий. При необходимости он может оснащаться шлагбаумом или шахтой с дверями. При разнице отметок до 1,8 м обычно используются открытые платформы. Подъемники с закрытыми кабинами внешне напоминают обычные лифты. Принцип действия платформы следующий. Инвалид на коляске заезжает на нее. С помощью кнопок управления он приводит платформу в действие, и она начинает двигаться по направляющим, установленным на стене. После подъема отдельные модели освободившейся платформы на лестничной площадке могут откидываться к стене, не мешая обычным посетителям использовать всю ширину лестницы. Рекомендуемая минимальная ширина лестницы, по которой перемещается подъемник, –1500 мм. При работающем подъемнике шириной 900 мм остается 600 мм ширины лестницы для других людей. На фотографии представлен подъемник, оборудованный на микроавтобусе. Принцип его действия идентичен предыдущему. Такие подъемники применяются для обеспечения доступности общественного транспорта. Лифты и специальные подъемники должны быть приспособлены для самостоятельного пользования инвалидами на колясках. Если инвалид не может воспользоваться лифтом или подъемником без посторонней помощи, то это резко снижает уровень доступности здания и степень независимости инвалида. Из-за этого инвалиду приходится обращаться за помощью. По этой причине часто установленное дорогостоящее оборудование фактически не используется или используется неэффективно. Специальные подъемники к тому же часто ломаются. Поэтому их эксплуатация невозможна без постоянной технической поддержки. Лифты должны иметь автономное управление из кабин и со всех этажей. Кнопки вызова лифта и управления его движением следует делать крупными, с рельефными цифрами и располагать на высоте от пола от 900 до 1200 мм. Данное условие необходимо не только инвалидам на колясках, но и людям маленького роста и должно выполняться на всех кнопках вызова, в том числе на дверных звонках. Весьма удобно горизонтальное размещение панели управления лифтом, кнопки которой расположены на высоте 850-950 мм. Величина перепада уровней между полом кабины лифта и площадкой лифтового холла не должна превышать 2,5 см.

СЪЕЗДЫ И ПОНИЖЕННЫЕ БОРДЮРНЫЕ КАМНИ При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колясках являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрестки. Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня. Съезд это «мини-пандус». В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Ширина не менее 1,2 м. при одностороннем движении и не менее 1,8 м. при двустороннем. В белорусских условиях строители часто делают понижение бортового камня на пешеходных путях, путем того, что улаживают обычный бортовой камень на бок. В таком случае уклон будет очень резким и неудобным. Пониженный бордюрный камень должен контрастировать по материалу и цвету с проезжей частью. Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар. Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5 - 4 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей. Также, возникает опасность наезда автомобилей на пешеходов. Все эти доводы и привели к тому, что были установлены указанные нормативы пониженного бордюра. Но при этом надо учитывать, что часть инвалидов, особенно инвалиды на электрических колясках, не могут преодолеть бордюр даже в 2-3 см. Бордюр в 5 см не преодолеет большинство. Поэтому настоятельно рекомендуем устанавливать пониженные бордюры хотя бы по нижнему краю нормативов высотою в 2,5 см. В местах переходов не допускается применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части, как на рисунках. Если машина, которая движется по проезжей части на большой скорости, заедет колесами на такой съезд, выходящий на дорогу, она просто перевернется. Может получить повреждение и уборочная техника, которая очищает дорогу вдоль бордюров, зацепив случайно такой выступ.

ИНТЕРЬЕР И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ При проектировании интерьеров, подборе и расстановке технологического и другого оборудования, приборов и устройств следует исходить из того, что рабочие поверхности киосков, прилавков, стоек в гардеробах, буфетах, регистратурах, окна кассовых кабин и т.п. должны располагаться не ниже 0,6 м. и не выше 0,8 м от уровня пола или пешеходной части пути. Это зона оптимальной досягаемости, или доступности. На фотографии сверху показаны зоны досягаемости для инвалида-колясочника. Около столов, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м. Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т.д.). Рабочие поверхности столов следует располагать на доступной для инвалидов высоте 0,8 м. Под рабочими столами должно быть достаточно места для удобного расположения под ними ног человека в коляске.

ДВЕРИ Входные двери в здания и помещения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м1 (ширина двери в свету – это фактическая ширина дверного проема при открытом на 90° дверном полотне, если дверь распашная или полностью открытой двери, если дверь раздвижная, как в лифте. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью должна быть не менее 1,5 м. Это относится и к дверям возле пандуса, и ко всем остальным дверям.

 Применение дверей на качающихся петлях и дверей – «вертушек» на путях передвижения инвалидов не допускается. Рекомендуется оборудовать двери специальными приспособлениями для фиксации полотна в положении «закрыто» и «открыто». Открывание и закрывание автоматических или полуавтоматических дверей должно происходить не менее чем за 5 секунд. Двери, открываемые с большим усилием, – серьезная проблема для инвалидов на костылях и колясочников, а подобные двери очень часто встречаются как в магазинах, так и в домах 50-70-х годов. Такие двери им невозможно или небезопасно открывать без посторонней помощи. Поэтому максимальное усилие для открывания и закрывания двери должно быть не более 50 Ньютонов. Также, ручки дверей должны иметь поверхность, удобную для охватывания рукой, и позволять легко открывать дверь движением кисти руки или предплечья.

САНТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Все общественные, административные и другие здания и сооружения должны иметь специальные туалеты в который возможен доступ для инвалидов. Ширина дверного полотна в туалетной кабине должна быть не менее 900 мм. Дверь должна открываться наружу. В кабине рядом с одной из сторон унитаза нужно предусмотреть свободную площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки инвалида из кресла на унитаз. Рядом с унитазом или возле двери должна быть предусмотрена кнопка звонка на высоте не более 1 метра. Этот звонок необходим в чрезвычайных случаях, когда человек нуждается в экстренной помощи (случайного падения инвалида с коляски, отката коляски от унитаза на недоступное расстояние, падения костыля и т.п.). Для удобства инвалидов желательно устанавливать раковину непосредственно в кабине. Она должна быть расположена так, чтобы не сокращать свободное пространство, необходимое для размещения кресла-коляски. Обычно раковина располагается на стене сбоку от унитаза. Если это будет не обычная, а специальная угловая раковина, то можно установить ее чуть дальше – в углу. Рекомендуемая высота умывальника не более 0,8 м с нижним проемом не менее 0,6 м, чтобы под него могла въехать коляска. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой же высоте. На полу не должно быть луж, а сам пол надо сделать не скользким.  

Унитазы следует размещать на высоте от уровня пола до верха сидения на высоте 400 мм. В кабине должна быть предусмотрена установка поручней. Диаметр поручней от 3 до 5 с. Расстояние между поручнями и стеной в свету не менее 4 см, высота от пола 1 м. В кабине туалета следует предусматривать крючки для одежды, костылей и других принадлежностей, душевые кабины для инвалидов оборудовать стационарным или откидным сиденьем.

 




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: