Типы и модели экономических систем

В соответствии с цивилизационным подходом современная экономическая теория различает четыре типа экономических систем (экономики): традиционную, рыночную экономику свободной конкуренции, командно-административную и современную (смешанную) рыночную экономику.

Традиционная экономическая система (экономика) присуща многим экономически слабо развитым странам, где экономическая деятельность определяется традициями, обычаями и религиозными обрядами. Производство базируется на отсталой технологии и преимущественно на ручном труде. Технический прогресс запрещен, большинство людей занято сельским хозяйством. Отсутствует свободный выбор профессии – дети должны наследовать занятие отца.

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложилась в ХVIII в.В ее основе лежат частная собственность на ресурсы и результаты производства. Характеризуется свободной стихийной рыночной экономикой, существованием конкуренции между многочисленными продавцами и покупателями, свободной продажей средств производства, рабочей силы, свободой предпринимательства. Почти отсутствует вмешательство государства в экономику. Главным недостаток, то что она не обеспечивает развития науки, культуры, образования, защиты окружающей среды, производственной и социальной инфраструктуры.

Командно-административная экономика – это централизованная, плановая, или «социалистическая», экономика. Все вопросы, касающиеся производства, распределения, обмена и потребления, решаются центром. Главным ее недостатком является отсутствие предпринимательства и рынка.

Современная (смешанная) рыночная экономика (современный капитализм) присуща экономически развитым странам, где сочетается частная собственность с государственной. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Государство начинает вмешиваться в экономику в виде госрегулирования.

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной экономической системы характерными были советская, китайская, югославская и другие модели.

Китайская модель связана с реформированием сельского хозяйства – переходом от «народных коммун» к системе семейного подряда.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской деятельности, обогащения наиболее активной части населения, создания малообеспеченным группам приемлемого уровня жизни за счет частичных льгот и пособий.

Японская модель предполагает высокую степень государственного регулирования экономики и активное развитие частного сектора, небольшой объем государственного предпринимательства. Государство стимулирует

Французская модель не имеет ярких особенностей. Она занимает среднее положение между американской и немецкой моделями.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, активным участием государства в обеспечении экономической стабильности в обществе.

Немецкая модель близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Отличительными особенностями немецкой

модели являются: сильное государственное влияние на экономику; бесплатная медицина и образование.

 

Спрос. Факторы, формирующие спрос на конкретный товар.

Спрос (в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам. Следует различать понятия величина спроса и спрос.

Величина спроса (объём спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены.

Изменение величины спроса зависит от ценового фактора — цены, изменение спроса зависит от нескольких факторов:пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др. Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Спрос на квартиры можно проиллюстрировать следующей таблицей. При понижении цены предложения увеличивается величина спроса, то есть покупатели желают купить больше квартир.

ФАКТОРЫ

· Цена (Закон спроса)

· Тип товара

· Доходы покупателей

· Численность покупателей

· Перспективные ожидания, связанные с инфляцией, правительственной политикой, неблагоприятными климатическими условиями и др.

· Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей, которые часто меняются под воздействием моды или же остаются традиционными, несмотря на другие измениния.

· Полезность товара и его качество.

· Реклама.

· Сезонность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: