Основы рыночного механизма: спрос, предложение и цена

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.

Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. При этом исключительно важную роль играет определенное соотношение между спросом и предложением. Оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д.

Подход к рыночному механизму предполагает уяснение тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Такими законами являются: закон

стоимости (ценности) и полезности, падающего спроса, изменения предложения, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и др.

Колебания прибыли — барометр рынка, подающий сигнал производству. Товаропроизводитель в своей хозяйственной деятельности руководствуется интересами увеличения прибыли. Прибыль зависит от цен, роста объема производства и скорости

оборота капиталов. Характер нацеленности предприятий на прибыль меняется в условиях сбалансированного рынка и дефицитной экономики, когда появляется коллективный эгоизм и роль прибыли в деятельности предприятия гипертрофируется.

В основе действия рыночного механизма лежат законы стоимости, ценности, полезности, которые реализуются через различные типы цен: цены эквивалентного обмена (определяемые не только полезностью, но и затратами, которые общество должно заплатить за производство того или иного товара или услуги), равновесные, монопольные, дискриминационные, зональные и другие цены.

Спрос и факторы, определяющие его изменения.

Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

Предложение товара и его кривая.Предложение — это совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы.

Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов, В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие — мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену.

Закон Предложения-экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение при прочих равных условиях.

Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения S характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.

Графически изменения объема предложения выражаются в движении по кривой предложения. Так, с изменением цены с J0 до Р^ это движение происходит по кривой SS, что показывает увеличение объема предложения с Q^ до Q^ (рис. 13.1.4).

Причем такое движение происходит только в том случае, когда все факторы, кроме цены, постоянны.

Однако на предложение оказывают влияние помимо цены и другие факторы. В результате их воздействия происходит сдвиг самой кривой предложения. Это означает не изменение объема производства, а изменение самого предложения, его характера. Предположим, что используется новая технология, позволяющая при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене Р1 – Q2 > Q1, а при цене Р2 – Q3 > Q2

Цена

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

-цена, при которой спрос и предложение равны;

-цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

-цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Равновесие по Маршаллу

Равновесная цена складывается по причинам:

влияния превышения цены спроса над ценой предложения (когда объём предложения находится ниже уровня равновесия) — реакция продавцов заключается в повышении объёма предложения

влияния превышения цены предложения над ценой спроса (когда объём предложения находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объёма предложения

Цена спроса совпадает с ценой предложения в случае равновесного объёма спроса и предложения.

Равновесие по Вальрасу

Равновесная цена складывается по причинам:

-влияния превышения объёма предложения над объёмом спроса (когда рыночная цена превышает равновесную) — происходит давление избытка предложения на цену (посредством конкуренции продавцов), рыночная цена снижается

-влияния превышения объёма спроса над объёмом предложения (когда рыночная цена ниже, чем равновесная) — происходит давление избытка спроса на цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается

21. Закон спроса. Спрос. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса.

Спрос - Количество продукта, которое потребители желают и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного времени при прочих равных условиях.

Основным свойством спроса является то, что при неизменных прочих условиях снижение цены товара ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. Закон спроса – есть гипотеза о том, что при прочих равных условиях,

по низким ценам удастся продать товаров больше, чем по высоким.

Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой,которая называется кривой спроса. Она позволяет ответить на два вопроса:

1). Какова будет величина спроса при различных уровнях цен?

2). Как изменится величина спроса при некотором изменении цены?

В первую очередь цена товара препятствует потребителю с ограниченными средствами совершить покупку. Вместе с тем, снижение цены делает покупку доступнее. Кривая показывает, какое количество товара будет продано в течение конкретного промежутка времени по разным ценам.

Каждая точка на кривой - величина спроса на данный товар при определенном уровне его цены

Различие между понятиями "величина спроса" и "спрос" легче уяснить, если знать, что каждое из них - ответ на определенный вопрос. На вопрос владельца магазина:"Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при цене, равной Х крон?"- ответом будет информация о ВЕЛИЧИНЕ СПРОСА. Если же он поставит вопрос по иному:"Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при различных уровнях цен на данный товар?", то ответом будет характеристика СПРОСА покупателей на данном рынке.

Эластичность спроса.

Спрос принято характеризовать так называемой эластичностью (плавностью, мягкостью).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов покупателей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам. Рассмотрим первый вариант.

Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой и нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается совершенно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:

Коэффициент ценовой эластичности спроса = % изменения количества продаж / %изменения цены

Если даже незначительные колебания в цене приводят к значительным колебаниям в спросе, то спрос считается эластичным. При снижении цены на каждый % величина спроса возрастает больше, чем на 1 %.

Например: У нас сильная конкуренция. Мы потеряли половину потребителей, хотя подняли цену всего на 5 %.

Кэ = 50% / 5% = 10 больше 1, следовательно спрос эластичен.

Знакомство с законом спроса и эластичностью спроса позволяет сделать два вывода, о которых нельзя забывать никому:

1). Повышение цен не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки;

2). При определении цены на свой товар любой коммерсант обязательно должен прикинуть: сколько он сможет выручить при такой цене, исходя из существующей эластичности спроса на этот товар по цене.

Неэластичный спрос

Если эффект от изменения цен относительно мал, то спрос на товар считают неэластичным

Почему спрос неэластичен?

Основные причины:.

· Это товары первой необходимости;

· Для таких товаров трудно найти заменители

· Товары относительно недороги

· Безвыходное положение потребителя.

Неэластичный спрос означает слабую реакцию покупателей на изменение цены товара.Приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара.

Спрос с единичной эластичностью занимает промежуточное положение между эластичным и неэластичным спросом, когда увеличение цены, например, вдвое, приводит к снижению количества покупаемого товара ровно вдвое. В данном случае общая выручка от реализации товара оказывается одинаковой.Один и тот же товар может обладать разной эластичностью в разных ситуациях.

Информация об эластичности спроса на те или иные товары имеет важное практическое значение, так как изменение цены по разному сказывается на величине общей выручки от продажи продукции.

При эластичном спросе снижение цены за единицу продукции ведет к росту общей выручки. Почему? Потому что удешевление товара стимулирует покупки и получаемый при этом выигрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от снижения цены.

При неэластичном спросе все происходит наоборот.

Цены и веручка движутся в одном и том же направлении. Снижение цены уменьшает ббщую выручку, так как не ведет к заметному расширению объема продаж. А рост цены увеличивает выручку, поскольку выигрыш от удорожания продукции перекрывает потерю от относитнльно небольшого сокращения продаж.

Яркий пример - плата за транспортные услуги в городах. Как бы она не повышалась, неэластичный спрос на эти услуги уменьшается незначительно,и выручка монополистов-транспортников растёт.

Коэффициент эластичности спроса (Coefficient of demand elasticity) — числовой показатель, характеризующий, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при снижении цены или сокращается при повышении цены. Иными словами, коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Наиболее часто используемой для подсчета является формула:

ED=(P2−P1)÷(P1+P2)(Q2−Q1)÷(Q1+Q2),

где P1 — цена до изменения;

P2 — цена после изменения;

Q1 — количество до изменения;

Q2 — количество после изменения.

Коэффициент эластичности для эластичного спроса будет больше единицы, для неэластичного спроса — меньше единицы, для единичной эластичности будет равен единице. Отсюда следует, что коэффициент эластичности спроса для совершенной неэластичности будет равен 0, а для совершенно эластичного спроса будет равен бесконечности.

22. Закон предложения. Предложение. Эластичность предложения. Цена предложения. Коэффициент эластичности предложения

Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).

Предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Предложение - это зависимость между количеством товара, который продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар.

Эластичность предложения – это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены. Предложение ЭЛАСТИЧНО, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот, предложение НЕЭЛАСТИЧНО, если процент его изменения меньше процента изменения цены.

Факторы, влияющие на эластичность предложения.

а) наличие резерва производственных мощностей;

б) наличие товарных запасов

в) количество времени у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цен.

Очевидно, чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение в случае стимулирующего его повышения цен.

Особенно велика роль фактора времени в сельском хозяйстве: в большинстве случаев требуется целый сельскохозяйственный сезон, чтобы предложить больше продукции в ответ на повышение цен. С другой стороны, подчас нельзя и уменьшить предложение при снижении цен, если речь идет об уже выращенных скоропортящихся продуктах (помидорах, огурцах, винограде и т. п.).

ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ — 1) рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца; 2) цена, по которой продавцы товара на данном рынке предлагают его к продаже; зависит от объема продаж, издержек продавца и других факторов.

Коэффициент эластичности предложения (Coefficient of supply elasticity) — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение в их цене. Наиболее часто используемой для подсчета является формула:

ES=(P2−P1)÷(P1+P2)(Q2−Q1)÷(Q1+Q2),где

Q1 — количество до изменения;

Q2 — количество после изменения;

P1 — цена до изменения;

P2 — цена после изменения.

Из формулы следует, что абсолютно неэластичное предложение будет показано на графике вертикальной прямой предложения, а абсолютно эластичное — горизонтальной.

Эластичность предложения товара зависит, например, от таких факторов, как структуры издержек предприятия, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: