При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирование экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:
• отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
• обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
• процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
• кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент
• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.
Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено многосубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне: ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.В настоящее время эти ограничения формально ликвидирована Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов: предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности — рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства.В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая — связана с введением общих условий Хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:• реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;• демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сами по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; Функции рынка
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:
• функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними); регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене; функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
Инфраструктура – совокупность организационно-экономических, социальных и юридических условий, а также сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования любого типа экономики, процесса материального производства и обеспечения повседневной жизни населения. Основные элементы инфраструктуры современного рынка – это:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2) аукционы, ярмарки и другие формы организационно небиржевого посредничества; 3) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки; 5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); 6) системы обеспечения деловых коммуникаций; 7) налоговая система и налоговая инспекция; 8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; 9) рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; 10) таможенная система; 11) профсоюзы работающих по найму; 12) система высшего и среднего образования.13) аудиторские компании;14) консультативные (консалтинговые) компании.
Функции инфраструктуры рынка заключаются в следующем:• облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;• повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;• организационно оформлять рыночные отношения;• упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Виды рынков.
Рынок - это структура, которая позволяет изготовителям и покупателям, производить обмен куплю-продажу товаров. Где решающими факторами конечной цены товара и количества, будет выступать потребительский спрос. Немаловажную роль для чёткого понимания рынка будет играть конкуренция, при которой производители укрепляют свои позиции на рынке при помощи манипуляции цен качества товара или оказания услуг.
Существует огромное количество видов рынков, но определённые признаки позволяют сгруппировать их в отдельные группы, по экономическому назначению и пространственному признаку.
Внешний рынок — это сфера такого товарного обмена, при котором производитель или покупатель находятся за пределами страны. Происхождение такого рынка вызывает необходимость осуществления внешнеторговых операций.
Внутренний рынок — обусловлен товарным обменом, который производится только внутри государства. Местный рынок — это рынок, при котором отношения продавца и покупателя ограничиваются в пределах одной территории.
Оптовый рынок — на котором происходит продажа только крупными партиями товара, где основной особенностью являются снижение цены за счет увеличения товарооборота.
Рынок услуг — это специфический рынок продажи или покупки различных видов услуг, который служит удовлетворения потребностей людей.
Рекламный рынок — который представляет рекламно-информационные услуги.
Страховой рынок — занимается предоставлением услуг в сфере страхования.
Финансовый рынок — производит операции в сфере ценных бумаг, кредитования, вкладов и инвестиций. Банковский рынок — здесь предоставляются услуги среди банковских организаций и кредитных обществ. Рынок жилья — это та часть рынка где аккумулируются отношения между продавцами жилья и покупателями.
Рынок труда — главной ценностью на этом рынке является рабочая сила (продавец) с одной стороны и покупатель этого товара, с другой стороны. И так мы видим, что существует огромное множество различных рынков. Одни из них хорошо развиты и взаимодействуют не только внутри своей группы, а и с другими не классическими ей отраслями рынка. Другие наоборот мало развитые, но все они составляют огромный рынок, который связан между собой выполняя определённую функцию.






