Экзамен русский/литература 2 курс

Экзамен русский/литература 2 курс

Вариант

Часть 1

 

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания

   

Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, воз...мут или (не)воз..мут Москву так, как взяли Смоленск, внезапн.. остановился в своей речи от неожидан..ой судороги, схватившей его за горло. Он прош..лся (не)сколько раз молча, но глаза его лихорадочно бл..стели, и губа дрожала, когда он опять начал гов..рить.

- Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Ивановича. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду.Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что погибли много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла.Ну, да и ненадолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, - вдруг сказал князь Андрей.

- О нет! Отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

- Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, - повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, - прокричал он. – Увидимся ли, нет… - И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, - и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.

 

                                                          (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

 

В1. Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером.

В2. Укажите жанр, к которому принадлежит «Война и мир».

В3. Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание?

В4. В данном эпизоде отображено внутренне состояние князя Андрея. Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека в художественном произведении?

В5. В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения(«страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности?

В6 Списать первый абзац, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть.

В7 Спишите предложение. Разобрать по главным членам предложения

Он прош..лся (не)сколько раз молча, но глаза его лихорадочно бл..стели, и губа дрожала, когда он опять начал гов..рить

 

275 Абишев, Антропова, Волков, Волова, Дубасова, Дущенко

 

279 Акулов, Булыгин Воронин Журавлев Ибрагимов Инякин

 

 

Экзамен русский/литература 2 курс

Вариант

Часть 1

 

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания

 

- П..зволь, я тебе серьезный в..прос задать хочу, - заг..рячился студент. - Я сейчас, коне(ч/ш)но, п..шутил, но смотри: с одной ст..роны, глупая, бе(сс/с)мыслен..ая, ничтожная, злая, б..льная старуш..нка, (ни)кому (не)нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Пон..маешь? Пон..маешь?

- Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставившись в горячившегося товарища.

- Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это повсюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семей, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом всего себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Лона чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

- Конечно, она недостойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа.

- Э, брат, да ведь природу направляют и поправляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого бы ни одного великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», - я ничего не хочу говорить против долга и совести, - но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

- Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

- Ну!

- Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

- Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут идело…

- А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

                                            (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») 

 

В1. В каком городе происходит разговор студента и офицера?

В2. Кто стал случайным свидетелем разговора студента и офицера?

В3. Студент и офицер высказывают разные точки зрения на возможность убийства старухи и на общественную справедливость. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов героев.

В4. В репликах студента многократно используются слова, обозначающие преувеличенно большое количество («сто, тысячу добрых дел и начинаний», «сотни…тысячи существований», «тысячи жизней» и т.д.). Какой художественный троп здесь использован?

В5. Взволнованность речи студента создается восклицательными и вопросительными предложениями, не требующими ответа. Как называются в литературоведении такие вопросы и восклицания?

В6 Списать первый абзац, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть.

В7 Спишите предложение. Разобрать по главным членам предложения

Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна.

275 Зараменских, Исаев, Климова, Колесникова, Крылов, Курочкин

 

279 Мадатов Мальцев Марьинских Олонцев Патракеев Петров

 

 

Экзамен русский/литература 2 курс

Вариант

Часть 1

 

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания

 

- Дай же отр..хнут..ся, папаша, - гов..рил (не)сколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, - я тебя всего запачк..ю.

- (Ни)чего, (ни)чего, - тв..рдил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и раза два уд..рил рукою по вор..тнику сыновней ш..нели и по собстве(нн/н)ому п..льто. – П..кажи-ка себя, п..кажи-ка, - прибавил он, от..двигаясь, и тотчас же п..шел торопливыми шагами к п..стоялому двору, приг..варивая: «Вот сюда, сюда, да лошадей п..скорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

- Папаша, сказал он, - позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

- Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь…позвольте узнать ваше имя и отчество?

- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

- Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

- Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

- Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.

- Сейчас, сейчас, - подхватил отец. – Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.

Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барина, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

 

                                                         (И.С.Тургенев. «Отцы и дети») 

 

 

В1. Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Тургеневым картины мира?

В2. Назовите героя произведения, который станет идейным антиподом Базарова.

В3. Как называется форма общения между персонажами, основанная но обмене репликами и использованная Тургеневым в данном фрагменте?

В4. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности.(«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.»)

В5. Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука», высокий лоб)?

 

В6 Списать первый и второй абзац, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть.

В7 Спишите предложение. Разобрать по главным членам предложения

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку.

 

275 Разгайлова, Мичурова, Новоторженова, Олексиенко, Петухова, Пономарева

279 Петунин Поликарпов Полухин Пономарев Поспелов Потапов Серебряков

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: