Прямая речь с авторскими словами образует особую синтаксическую конструкцию, состоящую из самостоятельных частей.
Прямая речь может передавать:
а) чье-либо высказывание: «Что о Земнухове слыхать?» - спрашивал Олег.
б) невысказанную мысль: Я думал: «Значит, недаром неслись весной мутные потоки».
В авторской речи имеются слова, которые вводят прямую речь. Обычно это глаголы, обозначающие процесс речи (сказал, спросил, шепнул, крикнул), целевую направленность высказывания (упрекнул, решил, подтвердил, посоветовал), а также действия, чувства, сопутствующие высказыванию (усмехнулся, обрадовался, прищурился, вздохнул).
Прямая речь выделяется кавычками (или с помощью тире и красной строки. Этот прием обычен для книжного текста).
Предложения с прямой речью - это не сложные предложения. Сама прямая речь и слова автора, хотя они и объединяются пунктуационно, рассматриваются как отдельные предложения.
Слова автора и прямая речь связаны бессоюзной связью.
Прямая речь может находиться в разной позиции по отношению к словам автора:
|
|
1. Если слова автора стоят до прямой речи, то после них ставится двоеточие, а прямая речь начинается с большой буквы: Володя посмотрел в ту сторону, откуда слышался гул трактора, и тотчас спросил: «Туманы у вас всегда такие?».
2. Если слова автора стоят после прямой речи, то в конце прямой речи ставится знак препинания, который соответствует содержанию и интонации: запятая (если прямая речь - повествовательное предложение), вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие (если прямая речь - незаконченное предложение). Перед словами автора ставится тире, авторская речь начинается с маленькой буквы: 1. «Через пятнадцать минут позвоню», - сказал Синцов. 2. «Мое!» - сказал Евгений грозно, и шайка вся сокрылась вдруг. 3. «Увидеть барский дом нельзя ли?» - спросила Таня. 4. «Ветру бы теперь дунуть...» - говорил Сергей.
3. Если слова автора вставлены в середину прямой речи, кавычки ставятся в начале и в конце прямой речи, а знаки препинания на месте разрыва прямой речи зависят от того, куда вставлены слова автора:
а) если слова автора введены в середину простого предложения, где не было никакого знака препинания, или в середину сложного предложения, где на месте разрыва стояла запятая (точка с запятой, двоеточие, тире),- перед словами автора и после них ставятся запятые и тире, а вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы: 1. «Мы решили,- продолжал заседатель,- с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.). 2. В молодости не научишься работать - в старости останешься с пустыми руками. - «В молодости не научишься работать,- гласит народная мудрость,- в старости останешься с пустыми руками»;
|
|
б) если слова автора введены между двумя предложениями, причем первое предложение - повествовательное, вопросительное, восклицательное (или незаконченное), после слов автора ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с большой буквы: 1. «Со всеми предложениями, которые здесь высказывались, мы, молодежная бригада, согласны,- сказал Алексей.- Просим у всего собрания закрепить за нами семенной участок». 2. «Ой, не воротиться ли?-говорил я.- К чему упрямиться?». 3. «Как глупо, как глупо! - бормотал доктор по уходе его.- Как все это глупо и пошло». 4. «Обожди...- сказал Морозка угрюмо.- Давай письмо».
4. Иногда слова автора, вставленные между предложениями, делятся на две части, причем вторая часть авторских слов указывает, что дальше пойдет добавление, дополнение к началу прямой речи. В этом случае после слов автора ставятся двоеточие и тире, а продолжение прямой речи начинается с большой буквы: «Лучше не ходи за мной,- проворчал он и равнодушно добавил:- Ребра переломаю».
5. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее - тире. В конце прямой речи ставится запятая (когда прямая речь - повествовательное предложение), вопросительный знак или восклицательный знак. Предложение авторской речи пишется с маленькой буквы: 1. Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками»,- и подозвала свою собачку. 2. На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. 3. И только когда он шептал: «Мама! Мама!» - ему становилось как будто легче.
Знаки препинания при диалоге.
При передаче прямой речи двух лиц (диалога) можнопользоваться двумя способами: каждую реплику (слова одного лица) начинать с красной строки (при этом кавычки опускаются и перед каждой репликой ставится тире) или писать в строчку, заключая каждую реплику в кавычки и ставя между репликами тире.
1. - Кого это вы хотите представить? - тихо спросила Лизавета Ивановна.
- Нарумова. Вы его знаете?
- Нет! Он военный или статский?
- Военный.
- Инженер?
- Нет! Кавалерист. А почему вы думали, что он инженер? (П.).
2. «Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь».- «Привычка, Ленский».- «Но скучаешь ты как-то больше».- «Нет, равно».
Диалог может оформляться и по-другому: при помощи кавычек и тире.
«Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь».
- «Привычка, Ленский».
- «Но скучаешь ты как-то больше».
- «Нет, равно».
Монолог представляет собой высказывание объемом от одного предложения до размера публичной речи, длящейся несколько часов, а в письменной форме - до многостраничного текста.
Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.