Содружество Независимых Государств: перспективы интеграции

Исходя из накопленного опыта интеграции, учитывая инерность интеграционных процессов, это развитие, как и прежде, будет происходить посредством заключения многосторонних и двусторонних соглашений. Опыт реализации двусторонних соглашений показал сложность решения всех проблемных вопросов в области торгово-экономических отношений сразу между всеми государствами – членами Экономического союза СНГ. Характерной чертой является практика заключения двусторонних соглашений со стороны хозяйствующих субъектов России со своими зарубежными контрагентами. В качестве примера можно привести договоры о поставках газа и нефти, как в некоторые страны СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. Каждой стране соответствует свой типовой договор. Здесь присутствует практика двусторонних соглашений о покупке российской продукции. Вместе с тем возможно и целесообразно задействование иной модели эволюционных процессов. Речь идет о переходе к дифференцированной интеграции государств.

Таким образом, сначала должны интегрироваться взаимодополняемые государства (например: Россия и Азербайджан по нефти; Россия и Туркменистан по газу и т.д.), а затем к образованной ими зоне свободной торговли постепенно и на добровольной основе присоединяться остальные страны, расширяя радиус её действия. Длительность подобного интеграционного процесса будет в значительной мере зависеть от формирования соответствующего общественного сознания во всех странах СНГ.  

Основные принципы новой стратегии – прагматизм, увязка интересов, взаимовыгодное соблюдение политического суверенитета государств.

Главный стратегический ориентир – создание зоны свободной торговли (посредством открытия национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда и капитала) – свободной настолько, чтобы учитывать интересы и обеспечивать суверенитет государств. К числу наиболее актуальных направлений деятельности по созданию зоны свободной торговли можно отнести следующие.

Определение согласованных, максимально универсальных и прозрачных целей и средств экономической интеграции республик СНГ исходя из интересов каждой из них и Содружества в целом.

Совершенствование тарифной политики, обеспечивающей справедливую конкуренцию на национальных рынках. Снятие необоснованных ограничений во взаимной торговле и полная реализация общепринятого в мировой практике принципа взимания косвенных налогов «по стране назначения».

Координация и согласование совместных действий стран СНГ в вопросах, связанных с их вступлением в ВТО.

Модернизация правовой базы экономического сотрудничества, включая приведение ее в соответствие с европейскими и мировыми стандартами, сближение национальных таможенного, налогового, гражданского, иммиграционного законодательств. Модельные законы Межпарламентской ассамблеи должны стать средством гармонизации национальных законодательств.

Создание эффективного переговорно-консультативного механизма и инструментов принятия, исполнения, контроля решений для оперативного осуществления многостороннего сотрудничества и учета позиций государств СНГ.

Выработка общих научно-технических приоритетов и стандартов, направлений совместной разработки инновационных и информационных технологий и мер ускорения инвестиционного сотрудничества, а также составление макроэкономических прогнозов развития СНГ.

Формирование многосторонней платежной системы, призванной способствовать сокращению издержек осуществления торговых операций между странами Содружества и обеспечивать использование соответствующих национальных валют.

Главное из этих направлений – высокая степень взаимозависимости экономик стран СНГ, потенциал которых может быть эффективно использован лишь в условиях совместной слаженной работы. Сохраняются также технологическая общность производств, базирующихся на тесных кооперационных связях многих предприятий, общие транспортные коммуникации.

В любом случае первоначально должны решаться три важнейшие задачи интегрирующихся стран по последовательному формированию единого информационного, единого правового, единого экономического пространств. Под первым понимается обеспечение необходимых условий для беспрепятственного и оперативного обмена информацией, доступ к ней всех субъектов хозяйственной деятельности при достаточной однородности, сопоставимости и достоверности данных. Кроме того, необходимы экономические сведения, требующиеся для принятия решений на различных уровнях, координация и унификация правовых норм предпринимательской и в целом хозяйственной деятельности. Тем самым будут возникать предпосылки для создания единого экономического пространства, что предполагает беспрепятственное осуществление хозяйственных трансакций, возможность свободного выбора субъектами хозяйственных отношений, предпочтительных вариантов и форм. Безусловно, единые информационное, правовое и экономическое пространства должны основываться на принципах добровольности, взаимопомощи, экономической взаимовыгодности, правовой гарантированности и ответственности за принятые обязательства. Основой интеграционного развития является  соблюдение суверенитета и защита национальных интересов стран, обеспечение их международной и национальной экономической безопасности.

 

Заключение

Аналитики отмечают, что одной из самых главных негативных черт в деятельности Содружества стало неисполнение принятых общих решений. Среди причин такого положения вещей называется, в частности, нежелание правящих элит СНГ идти на передачу части полномочий центральным органам Содружества. В итоге в СНГ возникло «интеграционное ядро» в составе России, Беларуси и Казах­стана, которые продемонстрировали другим странам пример получения экономического эффекта от такой передачи в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и формирующегося Единого экономического пространства (ЕЭП). Подчеркивая данное обстоятельство, эксперты счита­ют, что реформа СНГ будет, скорее всего, развиваться по пути все большей передачи интеграцион­ным органам полномочий национальных правительств. Поскольку частью членов СНГ (странами Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ – основана в 1997 году, до 2005 года входил Узбекистан) - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой и, возможно, Туркменистаном) это воспринимается как нежелательное для них усиление влияния России, они, в случае сохранения у власти нынешних элит, будут все более отдаляться от Организации, завершив этот процесс формальным выходом.  В результате Молдова и Украина стали все больше тянуться к Европейскому союзу; Азербайджан, Киргизия, Туркмения – к исламскому миру, Грузия решила опираться на поддержку США. Оставшиеся же члены пойдут на такое реформирование Содружества, которое приведет к передаче реальных полномочий центральным ор­ганам. Если крайне неэффективный аппарат и весь механизм Содружества будут мешать ускорению этого процесса, не исключено, что его место в экономической сфере займет ЕврАзЭС, а в военно­политической — Организация Договора о коллективной безопасности.

Геополитическое и экономическое значение отношений между странами СНГ, как со стороны  России, так и других стран, входящих в СНГ, очень велико, особенно в перспективе. Страны СНГ – естественная зона взаимных интересов. Объединение усилий хотя бы в отдельных областях даже части этих стран существенно повысит их вес в мировой политике, а интенсивное расширение взаимных экономических связей может стать важным фактором экономического развития, в том числе роста российского экспорта машин и оборудования. Поэтому Россия начинает придавать все большее значение этим отношениям.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, но более всего - от развития российской рыночной экономики и политики России по отношению к странам СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.

 

Список литературы

1.Международная интеграция и интеграционное право. Учебник / Под общей ред. В. А. Шамахова, В. П. Кириленко, С. Ю. Кашкина – Санкт-Петербург, 2017-с.652.

2. Современные международные отношения. Учебник / Под ред. А.В.Торкунова., А.В. Мальгина — Москва, Аспект-Пресс, 2017 — 678 с.

3.  Проблемы реформирования и развития СНГ. Учебник / под ред.           В.П. Воробьев. – М., 2009. – 184 с.

4. Содружество Независимых Государств: проблемы интеграции и дезинтеграции. /В. В. Ятманова,  Статья. - Вестник СПбГУ. Сер. 7,2005,            вып. 3.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: