Исходя из накопленного опыта интеграции, учитывая инерность интеграционных процессов, это развитие, как и прежде, будет происходить посредством заключения многосторонних и двусторонних соглашений. Опыт реализации двусторонних соглашений показал сложность решения всех проблемных вопросов в области торгово-экономических отношений сразу между всеми государствами – членами Экономического союза СНГ. Характерной чертой является практика заключения двусторонних соглашений со стороны хозяйствующих субъектов России со своими зарубежными контрагентами. В качестве примера можно привести договоры о поставках газа и нефти, как в некоторые страны СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. Каждой стране соответствует свой типовой договор. Здесь присутствует практика двусторонних соглашений о покупке российской продукции. Вместе с тем возможно и целесообразно задействование иной модели эволюционных процессов. Речь идет о переходе к дифференцированной интеграции государств.
|
|
Таким образом, сначала должны интегрироваться взаимодополняемые государства (например: Россия и Азербайджан по нефти; Россия и Туркменистан по газу и т.д.), а затем к образованной ими зоне свободной торговли постепенно и на добровольной основе присоединяться остальные страны, расширяя радиус её действия. Длительность подобного интеграционного процесса будет в значительной мере зависеть от формирования соответствующего общественного сознания во всех странах СНГ.
Основные принципы новой стратегии – прагматизм, увязка интересов, взаимовыгодное соблюдение политического суверенитета государств.
Главный стратегический ориентир – создание зоны свободной торговли (посредством открытия национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда и капитала) – свободной настолько, чтобы учитывать интересы и обеспечивать суверенитет государств. К числу наиболее актуальных направлений деятельности по созданию зоны свободной торговли можно отнести следующие.
Определение согласованных, максимально универсальных и прозрачных целей и средств экономической интеграции республик СНГ исходя из интересов каждой из них и Содружества в целом.
Совершенствование тарифной политики, обеспечивающей справедливую конкуренцию на национальных рынках. Снятие необоснованных ограничений во взаимной торговле и полная реализация общепринятого в мировой практике принципа взимания косвенных налогов «по стране назначения».
Координация и согласование совместных действий стран СНГ в вопросах, связанных с их вступлением в ВТО.
Модернизация правовой базы экономического сотрудничества, включая приведение ее в соответствие с европейскими и мировыми стандартами, сближение национальных таможенного, налогового, гражданского, иммиграционного законодательств. Модельные законы Межпарламентской ассамблеи должны стать средством гармонизации национальных законодательств.
|
|
Создание эффективного переговорно-консультативного механизма и инструментов принятия, исполнения, контроля решений для оперативного осуществления многостороннего сотрудничества и учета позиций государств СНГ.
Выработка общих научно-технических приоритетов и стандартов, направлений совместной разработки инновационных и информационных технологий и мер ускорения инвестиционного сотрудничества, а также составление макроэкономических прогнозов развития СНГ.
Формирование многосторонней платежной системы, призванной способствовать сокращению издержек осуществления торговых операций между странами Содружества и обеспечивать использование соответствующих национальных валют.
Главное из этих направлений – высокая степень взаимозависимости экономик стран СНГ, потенциал которых может быть эффективно использован лишь в условиях совместной слаженной работы. Сохраняются также технологическая общность производств, базирующихся на тесных кооперационных связях многих предприятий, общие транспортные коммуникации.
В любом случае первоначально должны решаться три важнейшие задачи интегрирующихся стран по последовательному формированию единого информационного, единого правового, единого экономического пространств. Под первым понимается обеспечение необходимых условий для беспрепятственного и оперативного обмена информацией, доступ к ней всех субъектов хозяйственной деятельности при достаточной однородности, сопоставимости и достоверности данных. Кроме того, необходимы экономические сведения, требующиеся для принятия решений на различных уровнях, координация и унификация правовых норм предпринимательской и в целом хозяйственной деятельности. Тем самым будут возникать предпосылки для создания единого экономического пространства, что предполагает беспрепятственное осуществление хозяйственных трансакций, возможность свободного выбора субъектами хозяйственных отношений, предпочтительных вариантов и форм. Безусловно, единые информационное, правовое и экономическое пространства должны основываться на принципах добровольности, взаимопомощи, экономической взаимовыгодности, правовой гарантированности и ответственности за принятые обязательства. Основой интеграционного развития является соблюдение суверенитета и защита национальных интересов стран, обеспечение их международной и национальной экономической безопасности.
Заключение
Аналитики отмечают, что одной из самых главных негативных черт в деятельности Содружества стало неисполнение принятых общих решений. Среди причин такого положения вещей называется, в частности, нежелание правящих элит СНГ идти на передачу части полномочий центральным органам Содружества. В итоге в СНГ возникло «интеграционное ядро» в составе России, Беларуси и Казахстана, которые продемонстрировали другим странам пример получения экономического эффекта от такой передачи в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и формирующегося Единого экономического пространства (ЕЭП). Подчеркивая данное обстоятельство, эксперты считают, что реформа СНГ будет, скорее всего, развиваться по пути все большей передачи интеграционным органам полномочий национальных правительств. Поскольку частью членов СНГ (странами Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ – основана в 1997 году, до 2005 года входил Узбекистан) - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой и, возможно, Туркменистаном) это воспринимается как нежелательное для них усиление влияния России, они, в случае сохранения у власти нынешних элит, будут все более отдаляться от Организации, завершив этот процесс формальным выходом. В результате Молдова и Украина стали все больше тянуться к Европейскому союзу; Азербайджан, Киргизия, Туркмения – к исламскому миру, Грузия решила опираться на поддержку США. Оставшиеся же члены пойдут на такое реформирование Содружества, которое приведет к передаче реальных полномочий центральным органам. Если крайне неэффективный аппарат и весь механизм Содружества будут мешать ускорению этого процесса, не исключено, что его место в экономической сфере займет ЕврАзЭС, а в военнополитической — Организация Договора о коллективной безопасности.
|
|
Геополитическое и экономическое значение отношений между странами СНГ, как со стороны России, так и других стран, входящих в СНГ, очень велико, особенно в перспективе. Страны СНГ – естественная зона взаимных интересов. Объединение усилий хотя бы в отдельных областях даже части этих стран существенно повысит их вес в мировой политике, а интенсивное расширение взаимных экономических связей может стать важным фактором экономического развития, в том числе роста российского экспорта машин и оборудования. Поэтому Россия начинает придавать все большее значение этим отношениям.
Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, но более всего - от развития российской рыночной экономики и политики России по отношению к странам СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.
Список литературы
1.Международная интеграция и интеграционное право. Учебник / Под общей ред. В. А. Шамахова, В. П. Кириленко, С. Ю. Кашкина – Санкт-Петербург, 2017-с.652.
2. Современные международные отношения. Учебник / Под ред. А.В.Торкунова., А.В. Мальгина — Москва, Аспект-Пресс, 2017 — 678 с.
|
|
3. Проблемы реформирования и развития СНГ. Учебник / под ред. В.П. Воробьев. – М., 2009. – 184 с.
4. Содружество Независимых Государств: проблемы интеграции и дезинтеграции. /В. В. Ятманова, Статья. - Вестник СПбГУ. Сер. 7,2005, вып. 3.